.
От автора.
«Попытки
выскочить из ... двух коренных направлений
в философии [материализма и идеализма - А.С.]
не содержат в себе ничего,
кроме «примиренческого шарлатанства»»
В.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»
День
ото дня все чаще внимание людей привлекают те «экзотические» феномены и
явления, которые не находят объяснения в рамках современной официальной
науки, но, несмотря на это, все-таки происходят вокруг нас. Снятие запретов
в современном обществе на оккультизм, прорицания, целительство и прочее
«колдовство» вместе с возросшей свободой информации создало обстановку,
в которой на нас обрушивается буквально шквал сведений о такой «экзотике».
К
настоящему времени количество данных уже перевалило за некий критический
рубеж и перешло в качественное изменение отношения к этим данным. Описания
встреч с привидениями и духами; «волшебные» исцеления лишь взглядом или
словом; случаи ясновидения и телепатии хоть и продолжают будоражить воображение,
но вызывают уже меньше суеверного страха, чем ранее. Начинает преобладать
стремление разобраться в этой мистике; понять, наконец, природу явлений,
которые ранее были (да во многом остаются еще и сейчас) сферой деятельности
всевозможных шарлатанов, фанатичных сектантов и просто не совсем психически
здоровых людей.
Это
стремление перейти от удивленных восклицаний по поводу проявлений еще непривычного
и далеко не изученного духовного мира к спокойному и вдумчивому его исследованию
и анализу на твердой научной основе и побудило автора написать данный «трактат».
Несмотря
на всю несерьезность названия представленной здесь работы, автор при создании
ее преследовал сугубо серьезную цель, а именно - создать некую целостную
картину как окружающего нас мира, так и мира внутри нас самих; объединить
разрозненные ныне научные знания в различных областях действительности
в единое целое с тем, что нам уже известно об упомянутых экзотических явлениях.
На
предлагаемых ниже читателю страницах данная задача решается путем поиска
сугубо
естественного объяснения всего, что мы встречаем в мире духа без
привлечения в помощь каких-либо «божественных» сил и сущностей. Автор считает,
что такое объяснение вполне удается найти на базе всего лишь одного предположения
о наличии единой природы духа и материи, о их равноправном
существовании (а не первичности одного и вторичности другого).
Надо
отметить, однако, что единство природы духа и материи - один из основополагающих
философских вопросов, а задача объединения накопленных знаний - это задача
глобального характера, требующая немалого напряжения мысли даже для простого
восприятия готового варианта решения. Поэтому того, кто все-таки попытается
ознакомиться с излагаемой концепцией и хоть в какой-то степени осмыслить
ее содержание, автор заранее благодарит за уделенное ему время и предоставленный
шанс встретить понимание.
Этого
читателя автор предупреждает, что не все изложенное в данном трактате усваивается
легко, так как оно в той или иной мере затрагивает и объединяет на новой
основе знания, накопленные человечеством в области философии, психологии,
социологии, биологии, истории, теоретической физики, общей теории систем,
эстетики, этики, теории информации и многих-многих других наук, их приложений
и ответвлений, а также целый ряд положений религии и метафизических учений.
Для
упрощения восприятия материала автор попытался как можно тщательнее избегать
употребления узкопрофессиональных терминов (что может вызвать неудовольствие
специалистов), а там, где это показалось невозможным без ущерба для изложения,
- разъяснить смысловое содержание этих терминов. В этих же целях довольно
часто употребляется прием образных аналогий, которые иногда могут вызвать
у знающих людей лишь ироническую улыбку. Что поделаешь, - слишком беден
наш язык общеизвестных терминов для описания тех областей знания, куда
проникла человеческая мысль за последнее время.
В
силу тех же причин автору пришлось также сделать ряд отступлений от основной
линии в сторону беглого изложения известных специалистам теорий и гипотез.
Но все это неизбежно, если хочется охватить как можно более широкий круг
читателей, а это также ставилось в качестве одной из целей данного трактата.
Поэтому автор может лишь посоветовать этим специалистам перелистывать скучные
для них страницы.
И
наконец, любые попытки научного анализа требуют от исследователя придерживаться
той или иной методологии. Поэтому перед изложением собственно полученной
«картины мира» автору пришлось дать описание общих черт используемого в
трактате способа исследования духовно-нематериальных объектов и явлений;
принципов выбора и анализа экспериментальных данных; возможного влияния
некоторых факторов на корректность выводов и т.д. и т.п. Специфические
же отличия методологического языка от «обыденного» описательного языка
с неизбежностью привели к тому, что часть трактата, обозначенная заголовком
«Вместо введения», резко отличается как по стилю, так и по сложности восприятия
от основной содержательной части.
Поэтому
тем, кого интересует лишь теория, описывающая духовный мир, автор рекомендует
перейти непосредственно к Главе 1. Методологическая же часть может показаться
необходимой тому, кого помимо содержания предлагаемой теории заинтересует
и то, каким образом она получена.