Глава 5.
Духовно-нематериальное пространство-время, духовно-нематериальная субстанция
и дуальная первосубстанция.
«Когда
у вас на коленях сидит хорошенькая
девушка,
час пролетает как минута,
но
даже минута на раскаленной плите
кажется
часом»
А.Эйнштейн
.
Из
всех перечисленных категорий духовно-нематериальных объектов мы уже довольно
подробно рассмотрели всего одну: виртуальные частицы. Следует отметить,
что с точки зрения вопросов, затрагиваемых в данном трактате, о виртуальных
частицах сказано уже все известное в настоящее время. Точно также, как
сказано уже практически все и о духовно-нематериальном квантованном поле.
Поэтому более подробно мы на них останавливаться не будем, а перейдем к
другим категориям объектов.
Все
события и явления духовно-нематериального мира, как можно заметить практически
в любых «первоисточниках» по данной теме (теме духовно-нематериального
мира и его содержания), происходят не в каком-то пустом месте, а разыгрываются
на некоей «сцене», обладающей вполне определенными свойствами. Особенно
отчетливо наличие такой «сцены» в явлениях, связанных с деятельностью «душ»,
«духов», «образов» и т.д.
Во-первых,
все они по имеющимся описаниям являются как бы локализованными в определенном
«объеме» и могут быть разнесены на некоторое «расстояние» друг от друга.
Во-вторых, у всех них есть определенная «сфера обитания». В-третьих, эти
духовно-нематериальные объекты могут перемещаться из одной точки в другую.
Это все легко можно обнаружить в различных описаниях поведения этих объектов.
Практически, данные свойства рассматриваемых объектов неопровержимо свидетельствуют
в пользу существования некоего духовно-нематериального пространства,
в котором и реализуются все процессы и явления духовно-нематериального
мира. Некоторые из свойств этого духовно-нематериального пространства,
впрочем, мы уже рассматривали ранее, когда говорили о свойствах духовно-нематериального
мира в целом.
Собственно,
помимо констатации сходства свойств духовно-нематериального пространства
с фазовым на настоящем этапе знания сказать что-то о духовно-нематериальном
пространстве трудно. Имеющийся фактический материал чрезвычайно скуден
и исчерпывается самыми поверхностными описаниями: внимание людей при непосредственном
контакте с духовно-нематериальным миром (при медитации, клинической смерти
и пр.), как правило, акцентируется на описании встречаемых при этом объектов
и явлений, описании собственного состояния и участия в происходящих событиях,
вследствие чего восприятие свойств «сцены», на которой и происходят эти
события, отходит на второй план и заметно притупляется. Что же касается
теоретических исследований духовно-нематериального пространства, то они,
во-первых, в значительной степени зависят от мировоззрения авторов этих
исследований; и во-вторых, основываются скорее на общих логических построениях,
а не на фактическом материале. Так что вариант сравнения духовно-нематериального
пространства с фазовым оказывается ничем не хуже этих теоретических исследований...
Также
ранее рассматривалось и существование нематериального времени,
на фоне которого происходят все процессы этого «второго» мира. Использование
для описания явлений духовно-нематериального мира терминов «затем», «после»,
«по мере того, как» и т.п. есть не что иное, как разнесение событий в некоем
«времени». Наличие причинно-следственных связей в духовно-нематериальном
мире является еще одним доказательством существования нематериального времени,
свойства которого опять-таки могут отличаться (и в весьма значительной
степени) от свойств времени материального.
Объединение
же автором духовно-нематериального пространства с нематериальным временем
в единую категорию духовно-нематериального пространства-времени основывается
лишь на проведении параллелей между двумя мирами и глубокой убежденности
автора в существовании связи между этими мирами и пока не имеет еще более
или менее четкого подтверждения в «первоисточниках». Это всего лишь рабочая
гипотеза...
Теперь
о субстанциях. Мысль о единстве свойств каких-либо объектов
неизбежно связана с идеей наличия глубокой связи между этими
объектами, приводящей при своем логическом продолжении к идее существования
некоей единой основы этих объектов. Одно от другого просто
неотделимо. Поэтому вполне естественно, что те, кто изучал явления и объекты
духовно-нематериального мира, давно пришли к выводу о существовании некоей
субстанции,
лежащей в основе всего духовно-нематериального мира.
«Где-то,
в несоизмеримо большей глубине, есть Ungrund, безосновность, к которой
неприменимы не только никакие человеческие слова, неприменимы не только
категории добра и зла, но неприменимы и категории бытия и небытия. ...в
природе Бога, глубже Его, лежит какая-то изначальная темная бездна и из
недр ее совершается процесс теогонический, процесс Богорождаения; этот
процесс есть уже вторичный процесс по сравнению с этой первоначальной безосновной,
ни в чем не выразимой бездной, абсолютной, иррациональной, не соизмеримой
ни с какими нашими категориями» (Н.Бердяев, «Смысл истории»).
«Мы
убеждены, что есть некая общая стихия, субстанция, или элемент - можете
называть это, как хотите, - из которого извлечено все, что видимо в этом
мире» (Интервью с Свами Локешверандой, «Наука и религия»,N11,1988).
Об
изысканиях же материалистов в поисках первоосновы материального мира мы
уже довольно подробно говорили на предыдущих страницах.
Общей
бедой подавляющего большинства участников поиска первоосновы является их
приверженность догмату о приоритете одного мира над другим, приводящая
к тому, что в одном случае основа материального мира (сама материя) провозглашается
основой заодно и мира духовного, а в другом - основа духовно-нематериального
мира (дух, духовная субстанция) основой заодно и мира материального. Результатом
такого подхода являются отрицательные итоги попыток получения свойств,
скажем, духовного мира из свойств материи, и свойств материального мира
из свойств духа, поскольку данная задача просто не имеет решения вследствие
громадной разницы между свойствами духа и материи, что и делает спор материалистов
и идеалистов безрезультатным.
В
свое время при обнаружении такого феномена как поле материалисты вышли
из кризиса своей теории с помощью того, что распространили понятие «материи»
и на полевую субстанцию, выйдя за рамки ограниченности тождества материи
и вещества. Но в данном случае такой прием не проходит, и обозвать духовно-нематериальную
субстанцию еще одним видом материи (пусть даже «скрытым», как это сделано
для вакуума) нельзя.
Дело
в том, что в понятие материи входит ее независимость от субъективных факторов
- свойство, которым просто не обладают явления и объекты духовно-нематериального
мира. А раз этим свойством не обладают явления и объекты, значит, (что
логично предположить) этим свойством не обладает и субстанция, лежащая
в их основе, т.е. духовно-нематериальная субстанция «не втискивается» в
определение материи никоим образом. Если материя существует объективно
и не зависит от субъекта, то однозначно духовно-нематериальную субстанцию
нельзя отнести к материи, так как, хотя она и существует объективно, но
формирования из нее, скажем, образы, явно зависят от субъекта.
Аналогично
нельзя провести и обратную операцию, т.е. объявить материю одним из видов
«духа». Разрешение противоречия несмешения двух основ с единством
свойств двух миров возможно лишь при предположении наличия дуальной первосубстанции,
лежащей глубже материи и духа и обладающей свойствами сразу двух этих субстанций.
Такая точка зрения, не получившая распространения, была высказана, на самом
деле, достаточно давно.
«...хотя
и спускаясь по этой лестнице природы, мы обнаруживаем двойную субстанцию
- одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся
к одному бытию и одному корню» (Дж.Бруно, «Диалоги»).
«Имеется
первое начало вселенной, которое равным образом должно быть понято
как такое, и о котором из уподобления ранее сказанному можно заключить,
что оно есть абсолютная возможность и действительность. Отсюда нетрудно
и не тяжело прийти к тому выводу, что все, сообразно субстанции, едино,
как это, быть может, понимал Парменид...» (там же).
Для
разрешения всех споров предлагается следующая схема: в основе материального
мира лежит материальная субстанция (которую можно идентифицировать
на данном этапе с суперстрингами - см. выше), в основе духовно-нематериального
мира лежит духовно-нематериальная субстанция (вид которой еще нельзя
определить, но о свойствах которой можно сделать ряд предположений, основываясь
как на свойствах духовно-нематериального мира в целом, так и на аналогии
с материальной субстанцией, а также на свойствах виртуальных частиц), и
наконец, в основе материальной субстанции (т.е. материи) и духовно-нематериальной
субстанции (т.е. духа) лежит некая дуальная первосубстанция. Как
набор суперстрингов образует квант поля или элементарную частицу в зависимости
от «компановки» и количества суперстрингов, так и набор «кирпичиков» дуальной
первосубстанции образует суперстринг или «кирпичик» духовно-нематериальной
субстанции в зависимости от «компановки» и количества «кирпичиков» дуальной
первосубстанции.
«Поднимемся
же над облаками предрассудков. Выйдем из окружающего нас густого тумана,
чтобы рассмотреть взгляды людей, их различные учения. Будем остерегаться
разгула воображения, возьмем в руководители опыт, обратимся к природе,
постараемся почерпнуть в ней самой правильные понятия о заключающихся в
ней предметах. Прибегнем к содействию наших чувств, которые пытались сделать
подозрительными в наших глазах; станем вопрошать разум, который бесстыдно
оклеветали и унизили; будем внимательно созерцать видимый мир и посмотрим,
не достаточно ли его, чтобы дать нам возможность судить о неведомых землях
духовного мира. Может быть, мы найдем, что не было никаких оснований
отличать друг от друга и разделять два царства, одинаково входящие в область
природы» (П.Гольбах, «Система природы»).
Поэтому
теперь, на уровне современных знаний о Вселенной, мы можем совершенно по-иному
взглянуть на одну из цитат, приведенных в эпиграфе трактата, а именно ту,
согласно которой «попытки выскочить из
...двух коренных направлений в философии не содержат в себе ничего, кроме
«примиренческого шарлатанства»»(В.Ленин,т.18 ПСС).
Увы!
Это заключение одного из бесспорно великих людей недавнего прошлого (кстати,
не настолько сильного в области общей философии, как его преподносят на
родине первой социалистической революции) не смогло пройти проверку временем.
И примирить сторонников материализма и идеализма оказывается вполне возможным.
Но для этого примирения им надо сказать, что все они не правы: в
природе нет приоритета материи или духа и нет односторонней зависимости
одного мира от другого, есть лишь равноправное положение двух сторон, двух
частей единой сущности и единой Вселенной.