.
Светлана Аксенова-Штейнгруд.

Блаженство блажи...

     В бывшем Советском Союзе это было обычным явлением: неблагонадежная еврейская фамилия заменялась русским псевдонимом, у одного - звучным, у другого - скромным и простым.. «Безродные космополиты» стремились подчеркнуть свою лояльность, свою причастность - к языку, народу, стране. 
     Вениамина Айзенштадта такие мелочные выгоды, такие сиюминутные дрязги не заботили вовсе. Соображения повседневной пользы просто не существовали для него. Ему принадлежало иное пространство - неделимое, бескорыстное, вечное. В этом пространстве любая деталь быта становилась приметой бытия, а в косности и косноязычии повседневности чудился космос. И потому можно было сказать о мыши: 
 

Когда я навещал ее сырую келью, 
Где свалены в углу умершие миры.


     Ему принадлежал мир, не разделенный на макро и микромиры, единый, как в первый 
момент Творения. В этом мире равноценны и равновелики и одинокая звезда, и бесприютный дым, и бездомная кошка. В этом мире земля и небо составляют одно целое, благодаря поэтам:
 
 

Я из породы тех, кто сеял в землю небо, 
И жил шалтай-болтай, как в поле сорняки.


     Времена-столетия, годы, дни он ощущает как единое Время. И это время обратимо, потому что свет Слова, словно свет звезды, проникает сквозь столетия тьмы. 
Так было и так будет, пока рождаются на земле поэты:
 
 

И слова наполняются светом сперва 
И
садятся затем, присмирев, на бумагу.


     И вот оно нашлось, это слово - блаженный! Не псевдоним вовсе, а сама суть призвания сердца. Лишь блаженный может себе позволить такую блажь! А как иначе можно назвать это странное занятие, эту праздную и празднично-неприличную детскую игру? Лишь блаженный может впасть в это ни с чем не сравнимое блаженство - чувствовать себя равным Творцу, наполняя божественным светом обыкновенные скучные слова! Блаженство блажи! Есть в этом слове и другие смыслы-намеки: блаженный - так издавна называли сумасшедших, юродивых. Блаженный - не от мира сего, странник, изгой. 
 

Но это я побрел с сумою по дорогам, 
Но это я побрел с сумой по облакам...


     Вот так - с сумой по дорогам рассеянья и облакам мечтаний долгие столетия брел и еврейский народ, свою принадлежность которому поэт ощущал так же органично, преданно и страстно, как и принадлежность русскому слову. Айзенштадт - не только паспортная фамилия. Это - опознавательный знак еврея - изгоя, странника, скитальца духа, сохранившего свою вечную Книгу и своего вечного Бога. 
 

И вот, в завершенье божественной пьесы, 
Полусумасшедший и полуребенок,
 
Я трогаю Бога за древние пейсы,
 
Как трогает бороду лапкой котенок.

     Откровенность откровений поэта гениально проста и пронзительна. Лучше, чем он сам сказал о себе и своем призвании - не скажешь. Да и не хочется больше говорить. А хочется читать и читать его стихи, освобождаясь от суеты и фальши... 

_________________________________________________________________________________________

 

п