СЕМЬ ЛИКОВ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 
в Москве архитектора Константина Андреевича Тона
.
.
   I .СЕМЬ ЛИКОВ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ* 
   в Москве архитектора Константина Андреевича Тона

   1. В анфас Храм - огромнокоронованный медведь. Разляписто величественный портрет империи (российской и необязательно николаевской). 
   2. Чуть в сторону (угол приблизительно 20-25 градусов) пропорции вытягиваются - здание становится педантично-канцелярским, чопорно-унтерским, военно-чиновничьим, маршепарадным - портрет императора. Единственный в мире архитектурный портрет конкретного человека - великого императора и великого унтера - покровителя и попечителя золотого века России (культуры русской). 
   3. Еще в сторону - странный вокзал. Куда приходят и откуда не возвращаются (поезда), а исходят лучи (одни лучи исходят). 
   4.Книнх (kninh), выигрышный ракурс (приблизительно 60 градусов)-легкое музыкальное строение между небом и землей парящее - идеальная иллюстрация афоризма Гете: 
«Архитектура - застывшая музыка». А присмотреться - свет невечерний - нет подобного .на Руси Храма. Тон совместил несовместимое: арматуру массивных столичных храмов и тоненьких уездных церквушек, но, как объясняют комментаторы («Золотое кольцо Москвы», Франкфурт, 1982) Приблизительно 350 церквей и прочие виды старой и новой Москвы): «СОЕДИНИЛ ИХ НЕ ЭКЛЕКТИЧЕСКИ, А КАК ТОГО ТРЕБОВАЛА ЛЕГКОСТЬ И КРАСОТА). Повторяю: «Соединил их не эклектически, а как того требовала легкость и красота». 
   5. Пятый ракурс, пятый лик Храма Христа Спасителя. Если подойти к Храму близко, смотреть снизу вверх. Голова павшего воина вырастающая из холма на Куликовом поле. В огромном шлеме. И голова огромна. И вырастает угрюмо и тихо. 
   6. Шестой ракурс-лик Храма Христа Спасителя. Здание, напоминающее казенный дворец. И вообще - совершенно светское. И в этом тесте (test) кажется эклектичным. 
   7. Седьмой лик Храма. Сооружение кренится на бок вот-вот сломается (рухнет).Тоненькие колоночки центра не выдерживают напора огромного тяжелейшего барабана с куполом и КАМЕНАНТНЫХ углобашен (угловых башен-часовень. Каменантных - т.е. массивно-воротных). Однако если вернутся к книнху (kninh), выигрышному ракурсу, здание кажется застывшим - светлым, как неподвижное солнце. И есть в нем нечто застывшее (ha-hanh), или, наоборот: все окружающее в сравнении с ним кажется умирающим и (вообще все в сопоставлении с ним...) 
   - Но Храм абсолютно равнометричен! - В плане: квадратный греческий крест, положенный на квадрат, а след. со всех сторон должен смотреть одинаково! А вот загадка гения. Не назову еще сооружения, имеющее столь разные лики. Как будто совершенно разные здания. 

   Есть еще невидимо-неосознанный восьмой лик Храма - лик вечности. 
   Восемь - число вечности. 
   - Вернемся к книнху (kninhi) выигрышному ракурсу (лик 4). Здание кажется застывшим светлым, как неподвижное солнце и есть в нем нечто - застывшее (ha»hanh), умирающее, или наоборот: все окружающее в сравнении с ним кажется умирающим.
(И вообще все в сопоставлении с ним). 
 

   II. ИСТОРИЯ ХРАМА

   Император Александр I объявил конкурс на проект Храма Христа Спасителя в Москве в память победы над Наполеоном. Храм-памятник Победы, хвала русскому Богу, спасшему Россию. И русскому народу, отстоящему ее (Россию). 
   Выбрал император проект шведского инженера Витберга (русского инженера шведского происхождения). Витберг не был архитектором по профессии. Инженер и любитель-рисовальщик. Однако его проект - мистический скандинавский мавзолей, что на Воробьевых горах должно быть, вызвал восторги не только царя, но и всех лучших знатоков искусства, академиков архитектуры, искусствоведов, живописцев, и вообще русской интеллигенции, видевший проект. 
   Единодушно называли Витберга гением и строительство началось. Однако вступившему на престол Николаю I мавзолей Витберга не понравился. Что это за главный православный Храм в стиле северо-романтического классицизма? Явно не русского. Для умозрения россиян даже мрачноватого, мрачновато-западного. Ему впору быть западнее Петербурга и даже севернее оного (Петербурга). Из уважения к памяти брата (Александра I), Николай не отменил проект Витберга и Храм строился. Но вмешалась судьба. Мистический романтик -мечтатель Витберг оказался никудышным практиком, что часто. Подрядчики обворовывали его. Ревизионная комиссия (Rekomisia) обнаружила нехватку миллиона. Витберга обвинили в казнокрадстве и сослали в Вятку. Император назначил новый конкурс. Кваренги прислал проект изящного римского Пантеона коих, как собак нерезанных по Европе. Воронихин, бессмертный создатель Казанского собора в Петербурге - выставил проект в стиле псевдорусской готики, стиль разработанный еще Великими Екатерининцами - Баженовым и Казаковым (Кваренги - утонченец - тоже Великий Екатерининский Архитектор, дворцы в Петербурге и в предместьях Петербурга). Практически все великие архитекторы России (Стасов, Бове, Росси, Захаров...) участвовали в конкурсе. Царь увидел рисунок неизвестного Константина Тона сказал: 
   - Будет этот! 
   Соответственно место будущего Храма было перенесено с Воробьевых гор в центр Москвы рядом с Кремлем. Тон изобрел стиль, который назвал русско-византийским. Но это был стиль самого Тона - тоновский стиль (Тонстиль - Tonstil). 
   Сорок четыре (44) года строился Храм (1842-1886). И когда был построен, его прокляла Академия архитектуры. И все знаменитые искусствоведы поносили Храм, как могли. И Большая Русская Энциклопедия тоже его лягнула: «Не зная закономерностей русской архитектуры, Тон впал в немалые (в большие точнее) - погрешности. Русская Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (статья «Храм Христа Спасителя» ):«Почему Тон не знал закономерностей русской архитектуры - мне соврешенно непонятно. Привожу мнения некоторых ведущих искусствоведов России о тоновском Храме: 
   1. Тончайший искусствовед, открыватель русской иконы (1915) кн. Трубецкой: «Поставили над Москвою гигантский самовар - Храм Христа Спасителя. Нелепый и эклектический». 
   2. Игорь Грабарь искусствовед, автор трехтомной энциклопедии русского искусства, что читается почти как художественное сочинение, так красив язык этой книги (приблизительно 1910). Прекрасный русский художник-импрессионист: «Вместо изящного рисунка Кваренги, вместо головокружительной романтической грезы Витберга поднялась над Москвой уродливая махина, пугающая несоразмерностью пропорций и отталкивающая жуткой эклектикой стиля. 
   А вот еще один любитель искусства: «Только капральский вкус императора Николая мог перечеркнуть гениальное творение Витберга и соорудить уродливое казенное капище Тона». Или: «Храм Тона, сугубо придворного архитектора, идеально точно выражает черты николаевской поры в России: крайний консерватизм, окаменелость жизнеформ. Маниакально-педантичное канцелярство, чиновничью парадность. Имперскую претенциозность на всемирное величие дикой эклектической смеси. Российско-азиатского и Византийского деспотизма». Или: «Постройка Тона казенна, суха и безобразно эклектична. Типичный псевдорус - угод батальному вкусу непросвещенного самодержца» и т. д. и т.п. 
   Вереницы подобных отзывов о шедевре Тона. 
   Впрочем, подобно-отрицательное мнение знатоков о любом новаторском творении, о любом шедевре в любой сфере культуры обнаружить можно и примеры многоверстны и забавны (сейчас, когда новации понятны и шедевры признаны таковыми, ругательство их новаций) современников и ближайших потомков отнесены к разделу: психология непонимания новопрекрасного. 
   Впрочем, портрет Тона выполненный Карлом Брюлловым - скукоженно-жалобная копия великого и страшного царя (Николая I). Архитектор Тон на портрете Брюллова - это император Николай I, перевоплотившийся в Акакия Акакиевича (по «гоголевской шинели») или в роли оного. В роли своего раба - подобострастного зодчего -не согласен. Николай I был либеральнее любого императора до него, включая даже Александра (I). Николай упразднил военные поселения - кошмар александровской эпохи, и впервые за все столетия крепостничества на Руси несколько облегчил положение крепостных: запретил разделять семьи при продаже крестьян (1833) и даже попытался упразднить само крепостничество (апрельский указ 1842). Но потерпел неудачу. Созданные царем комиссии регулярно наезжали во все регионы России, и даже в самые глубинно дикие, следить за благопристойностью взаимоотношений. Благотворительность (сооружение больниц, богаделен, помощь бедным, обиженным достигли при Николае невиданного доселе уровня, что удивляло и восхищало иностранцев, отмечавших, что николаевская Россия - богатая и процветающая страна, где социальная помощь поставлена лучше, чем в Европе. Николай щедро покровительствовал Пушкину. И без его покровительства жизнь Пушкина оборвалась быть может на лет десять раньше. Не говоря уже о том, что он фактически освободил Пушкина от цензуры, став его цензором, при преосвященном интеллигентном Александре невозможно себе представить публикацию, например, «Капитанской дочки» - имя Пугачева запрещено было упоминать в печати. В романе Лермонтова «Вадим» - о пугачевском бунте - нет имени Пугачева. А у Пушкина чуть ли не панегирик величайшему (наряду с Разиным и Болотниковым) разбойнику России. Да и «Борис Годунов» вряд ли был опубликован без настояния царя, да что там -запрещено было писать, что погоды в России плохие! 
   О каком Пушкине могла быть речь без особого царского приказа? (Об этом смотрите мою статью «Пушкин и государь»). 
   Нравы при Николае вообще-то были более свободнее, чем до него. Примеры: 
   1.Когда царские войска давили венгерскую революцию, книги венгерских революционеров, руководителей восстания свободно продавались в киосках Петербурга. Государство не посягало на частную собственность. 
   2. Царь для летнего дворца облюбовал усадьбу графини на Воробьевых горах). Предложил графине огромные деньги. Графиню уговаривали: что ты не хочешь для Государя Всероссийского отдать какую-то усадьбу, да еще такое вознаграждение? Царю нашему не хочешь отдать? Графиня уперлась: в этом доме родилась здесь и умру. Она умерла через пятнадцать лет. После смерти ее усадьбу забрали, но под дворец так и не перестроили - царь вскоре тоже умер. 
   Мужик в харчевне плюнул на портрет царя. 
   - Ты на кого плюешь? Это же Государь наш, Николай Павлович. 
   - Это тебе он Государь, а мне он Николка. Был Николка, и есть Николка, плюю на тебя Николка! 
   Мужика взяли, доложили царю: 
   - Отпустите мужика, скажите ему, что я на его портрет тоже плюнул. При Николае состоялась первая известная в хрониках забастовка в России - забастовка скульпторов. Царь взглянул на квадригу арки генштаба (соединяющую Сенат и Синод) на 
дворцовой площади в Петербурге (скульптор Клодт).
   - Почему лошади худые? Уволить скульптора! 
   Тогда все скульпторы прекратили работу. Царь подумал: ладно, лишь бы живые были сыты, а бронзовые пусть будут худые (это о лошадях). 
   Вообще царь покровительствовал всем направлениям (в культуре). При нем процветали и великий Росси Карл Бортоломео один из величайших архитекторов русских и монотонный тон, хотя в живописи императору был близок батальный жанр. Однако живопись николаевского периода (классная живопись) его (батального жанра) БАТАЛИЦЫ почти лишена. У Брюллова, Кипренского, Саврасова, Тропинина, у всех выдающихся живописцев того времени (николаевского времени) - нет военных сюжетов (может исключения, но исключения подтверждают). 
   Но вернемся к Храму. 
   Русские церкви вырастают из земли, повторяя экологию России. Тяжелое основание, легкий верх. Звенящая в небе луковка над главным куполом или у колокольни. Русские церкви лепят из земли формы русской флоры, садовоягодье, фрукторечновость, речнолестье, лесохолмие, речогородие, огород лесь, лесополье - экоросс (ekoros - экос России). 
   Лучшие образцы (церквей русских) в созерцании похожи на девушек или нарядных (или расфранченных) деревенских девиц, женщин, барышень, пышных или стройных, стройно тонких но с тяжелым низом, как в природе, как естественно. Тяжелое основание придает новорожденное изящество верху (особоноводевичье). 
     Умиротворенную гармонию мироздания принявшего форму церковного тела. Тишину и покой со звенящей головкой. Храм Христа Спасителя совершенно иного принципа построения: тяжелое основание, громоздкий верх (верх тяжелый) и... легкий центр! Тоненько-маленькие колоночки, тоненьки пилястры, тоненькие арки (арококошники закамаров) - это центр, это парения между небом и землей. И ни один другой Храм не может приблизиться к тоновскому храму Христа по богатству ликов (ликообразов) и сладчайшей (тонкосладкой) одухотворенности настроения (меланхолия - мелозвучание светозара), если, конечно, не попытается повторить прием Тона: тяжелый верх и основание и легкий центр. 
   Этот свет невечерний, свет бесконечный - скрытая грусть и цветозвучная улыбка преображения это златозакат и золотая голубизна воскресения. Это - все. 
   - Простите за возвращение к низоархитектурной прозе. Если проза вообще архитектурна (может быть, а почему нет?). Проект Витберга (опять Витберга?). В обоих его вариантах (у Витберга два варианта - один изящно-классический, другой - мистико-романтический - однако тоже в стиле классицизма) при всех достоинствах (вариантов) проекта Витберга, традиционность западно-европейского классицизма чуждого православию (национальному духу русского православия) и исключает его значение проекта Витберга (как главного национального Храма). Есть у Витберга высокая одухотворенность, но нет одухотворенности национальной, точнее: национально-религиозной, иконописной. Конечно, я бы хотел чтобы вместе с тоновским были сооружены Храмы Витберга к вечнославе Москвы. Но ...пожелания... 
   - Думаю, проект Витберга вы видели в разных ракурсах поэтому он показался вам двумя зданиями. 
   - Нет-нет, я точно помню: 
   Первый вариант: анфас-небольшой барабан (круглая башня с куполом) и широкий корпус - мистическая легкость, грезово-созерцание - сновидство. Этот вариант в Большой Советской Энциклопедии в ст. «Витберг». 

   А второй вар. - (полоборот). Вид с полоборота: широкий барабан сплошь околонован (окружен сплошным рядом колонн) - в ж. «Огонек» (приблизительно 1995, когда было отдано распоряжение о воссоздании Храма - однако проверьте, проверьте). 
   Примерные виды проектов (?) Витберга. Проекта Витберга (?). (В Большой Советской энциклопедии (ст.» Витберг»); в журнале «Огонек» (1995, # 18-22). Совершенно разные (в пропорциях) здания. 
   К Тону! К Тону! 
   Как красивы башенки Храма со стороны Волхонки если смотреть (видны только башенки) и вообще даже фрагменты Храма (тоновского). Красивы видимые между строений то тут, то там. Изящны фрагменты Храма возникающие то тут, то там между домами. 
   Но теперь - заключительная глава (а затем приложения, дополнения). В конце 1994 года хозяин Москвы - мэр Юрий Лужков отдал приказ о воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве. Посыпались протесты, (из газет того времени, 1994-1995). Зачем в нищей, вымирающей стране тратится непомерно на воссоздание дурной архитектуры? Потратимся на восстановление России - здесь - могила проблем, а когда Россия воскреснет (выйдет из могилы как Спас) и (если выйдет) построим по проекту Витберга на Воробьевых горах. По Витбергу воздадим хвалу Спасителю России - рублевскому Спасу в трех лицах - единственному в мире ждуманту (zdumant), ждyмapт (zdumart). Единственная в мире полнота в изопластике (isoplast). Изобразительном искусстве, открытой искусствоведом кн.Трубецким в 1915 г. в период войны и за два года до катастрофы (России). 
   Подумать только, до 1915 года россияне и не знали о Троице Рублева - где-то в монастыре была (хранилась). А ведь благодаря ей Россия и выжила - благодаря абсолюту в изопластике: благодаря абсолюту в изопластике выжила Россия, благодаря абсолюту в изопластике (рублевской троице). 

   Мэр непреклонен: Храм должен быть воссоздан таким, каким был и там, где был. Иное решение нелепо (интуиция?) Закладывает камень хозяин Москвы - первый камень. Первый камень Воскресенья (России) - порыв. Постромки снесены. Не к добру! Место проклято, проклято трижды. Волхвы прокляли, когда на месте разрушенного капища построили женский монастырь св. Екатерины. Игуменья монастыря прокляла, когда ее под белые рученьки вывели жандармы, чтобы на месте монастыря - Храм Христа (был): «Ничего не будет на этом месте!» - ее слова. Она предполагала погибнуть под обломками монастыря, а умереть ей за ее веру ей не дали, вывели под руки полицейские. - Ничего не будет на этом месте! - ее слова. 
   А когда (через сорок четыре года) Храм был построен и освещен, прокляла его Императорская академия искусств (о чем здесь, в этой статье сообщалось). 
   Проклятье может быть снято (если проклятье есть и если оно вообще может быть снято) только чудом (только). А что в плане архитектурного шедевра может быть чудом? (Самое невероятное).      Чудо должно быть только культуроведческим - подобно Храму восстановленному... 
   Нет благодати над Россией, поэтому вымирает, поэтому зачумела. 
   - Не нам судить о благодати, не нам судить на ком она. Мы дети трех истребленных поколений русской интеллигенции. Мы воспитаны в стране отставшей на световой год. А теперь мы в эмиграции. Но если Россия - это Европа столетней давности, то русская эмиграция - это Россия столетней давности, о чем разноречье? 
   - Не согласен. Ничто не может быть поставлено рядом с поэзией медного века, искусством исхода христианской эры, как по силе трагизма, так и в степени устремленности к запредельному. Современная литература, в частности современная поэзия, вышла к таким надсферам, где обрывается граница печатного слова, где стучится надписьменность, это предверье парэра (рагег) - эры художественной парапсихологии, а человечеству до этого!... Неоглядь как немыслимо отстало человечество от современной литературы, от поэзии современной, такого еще не было. Никогда еще мысль гения так не опережала общественную мысль (как сейчас) - в слове на рубеже 20-21. Серебряный (был) груб, неизящен, аморфен... куда, конечно... Хлебников, Малевич, Андрей Белый - что-то не похоже на Европу столетней давности. И все-таки серебряный - примитивен. Хлебников лессирован, но не на грани обрыва письменности. Он (Хлебников) - глух абсолютно. Не слышит миллионндобавочной информации симфонизма слова, не знает намеков полиречья т.е. намеков разнолексики на тончайшем острие карандаша. А о ключе и понятия не имеет, волны не понимает. Замкнут неологизмами (nel'g - нельг) и ни на дюйм за... 
   Разляписто неуклюж, не видит в космосе изящества - космоизящества миниатюры не сечет, а значит и не знает всячества. Изображения всего в ничтожестве изящества - Вселенной на блюдце подоконника - limrant,limz (лимц),limr- лимроемкость. Как отвратительна современная словопляска вокруг Хлебникова в России (умер человек 75 лет тому), а сейчас - шабашество имя. При полном незнании в России поэтики послевоенного сорокалетия - сложнейшей поэтики современного авангарда. А лучшая вещь - сложнейшая вещь (platongr mungr mi sklotongr mungr - платонгр мунгр ми склотонгр мунгр) - лучшая вещь - сложнейшая вещь. 
  

- Ну, кое что издают, мелькает. На равнодушие знатоков, на публике - смешно и все серебряный копают поэтому и вымирают. Нет благодати над Россией, поэтому зачумлена. Выжить и нажиться (выжить и нажиться), нажиться и жить выживально. Все прочее - с смешно - какая там благодать... И это Россия на пороге 21-го. 
   - Маэстро, вы мрачны немного. 
   - Ну как же! Понимаете, к примеру: - Думаю, Россия была и будет великой, тем более в культуре особенности языка, характер народа. И язык величие диктует. Уж такое прошла и выстояла. Впору великой быть навеки. Русский человек душевно самый богатый - в нем и самоуничижение до предела - ничтоячество - я - последняя буква. И гордость вселенская. Поистине модель человечества - модель Вселенной на периферии заносчивости. У кого еще из великих комплекс периферийности? Евреи всегда горды, еще бы! - мир поклоняется их богам, их потрясателям мира, а значит политики реализации (по логосу) высветления тайного в явное - будет поклоняться их культуре - в Израиле разумеется, вне государства нет культуры на уровне культуры. 
   - Так надеемся по плану парадокса... 
   - Но вы же разумеете к примеру: если кошке дать книгу Канта, а точнее: «Аверону» кошке дать. Кошка-нь, конечно, аверону не поймет, но вложить ей (кошкам) такой потенциал, чтобы свет и нежность и тепло почувствовала, слов не понимая такой потенциал кошати дать, чтоб свет и нежность и тепло почувствовала, слов не понимая. Глядь - через десять поколений поиметь словцыць. Благодать - понимание без подготовлицы врученье океана ручейку речение реки из ручейка как человечьи зрачки пчелы на блюдечке цветку по-человечьи зрачки пчелы на блюдцецвети и в цветоветие идтиинтуинтитиицниииу... 
   - Как я понял (и если понял): вы полагаете в России вопреки ситуации должны понять ваши сочинения, в вопиюще вопреки понять дисклонц (disklonz) - сложнейший культуроведческий авангард, то есть в России должен найтись гений, достаточно авторитетный, что вопреки убогой ситуации, идинирфранту (idinirfrantu) т.е.: вопреки идиотической конформированности общества, поймет сложнейшее искусство слова, перешагнув через духоры будущих столетий. Поймет вопреки ублюдудии, внеблюуудице вопреки. Вопреки идинирфранту (idinirfrant) идиотической неинформированности общества (неинформированность, невежество, глупость) - невежетупица, дикарь поймет сложнейший культурологический авангард (перешагнув через духоры будущих столетий, через комфорты будущих столетий перешагнуть, через духорты (duhorty) духорты, духоры, и это по-вашему, единственно-подлинное чудо - условие национального возрождения? Хотя бы потому что наименее вероятно (прочее пропуская) - это химера. История - скушно грязна и нет для истории чуда. Чудо только чудодею. Две тональности-(2) две бесспорно, возрождение будет в России, и в великорост, от россиян весь мир пробудет, из логотворчества локрост (lokrost). 
   И возвестится знамептица, 
   вершина заискрится нам, 
   поэт в Россию возвратится
   и окрелится златохрам. 
   Конечно, возрожденье будет 
   в России, но не в полнорост, 
   от русских к ивритянам будет 
   из логотворчества локрост. 
   И знамевзлетце разорвется, 
   славодуховье пополам, 
   поэт в Россию не вернется, 
   и в результате рухнет Храм. 
   (Дилляр староэля (старостиха) от 21 ноября 1997 года. 
   Новше староэля - от 21.11.97. Староэль (старостих) ранний дилляр приблизительно 4-5 декабря 1995 года. А это - модификация (дилляра-2) от 21.11.97) 
   - Это смешно. Разве Храм может быть приговорен поэтом? И есть ли смысл в приговоре таком? Если человечество нуждается в аршемре (arschmr - архитектурный шедевр), он будет стоять, причем тут поэтамбиция? Амбиция поэта тут при чем? Причем тут амбиция всех поэтов на свете? - Пусть это глупо, но тайна сия велика. Пусть это - тихо, нелепенько тихо, но тайна сия - Россия... 

   - Витберг учился в петербургской академии художеств 1802-1809 у Г.И.Угрюмова, а не рисовальщик- любитель, как вы утверж. архитектуру изучал самостоятельно. 
   А по отечеству Александр Лаврентьевич (Витберг) какой же он шведский инженер? (Я полагал, что в живописи он не создал ничего серьезного, ну и предки, конечно...) И пр.пр... 
   А теперь некоторые частные мнения о тоновском храме Христа Спасителя и о других творениях Константина Андреевича Тона. 
   Храм на болоте. 
   - Петербург тоже на болоте, а войну выстоял (какую выстоял войну!). А сколько предрекали! А стоит, так мир спасает красота. А Амстердам, а Лондонн... и сколько наболотцев охраняет красота. И сколько предрекали Петербургу святые стратоборрцы, староборцы, что на крови и на костях не устоит антихриста столица. Но стоят наболотцы и рушатся накомненцы. Имперец стоит - наболотец, о гранит спотыкается стадо, проваливает камень одуванчик. Великая царица (Екатерина Великая) побывав в Москве писала: Москва, Боже! - И боярина от холопа не отличишь - все донельзя грязны и неавежественны. А Петербург за сорок лет дал нам - России - золота больше, чем Москва за пятьсот лет. Хоть много крови и денег стоил нам Петербург, но без оного сидели бы сейчас в такой азиатской дыре что и помыслить грех. А может быть нас и не было уже на свете. 
   - При чем тут Храм? Петербург держится необходимостью существования России (для человечества), самобытностью стартица (startiz) - русского эфимpa (русского художественного мира). 
   1. Стартиц (startiz), 2. lartiz (лартиц) 
   Никто не сомневался в мировой художественной ценности Петербурга - едва ли не красивейшего города на земле. А осуждали Петербург староборцы, стародеревцы (стародеревцы), Петербург не был взят и разрушен, хотя к этому казалось все... 
   А Храм Христа (тоновский Храм) осудили искусствоведы - профессора императорских академий (иcкусств) и до этого это место было уже проклято дважды, а искусствоведческое - третье. И он был разрушен, проклятие снимается чудом (может быть снято только чудом), и чудом только культуроведческим, наименее вероятным в людоедских условиях российской реформы, вероятность почти нулевая, а именно: возвращение в Россию рукописного поэта, практически в России неизвестного, автора статьи «Семь ликов Храма Христа Спасителя архитектора Константина Андреевича тона». 
   - Но вы же сами пишите, что история движется по спирали трагедии, может человечеству необходимо духовнее именно трагический финал храмоситуации, чтобы человечество еще раз прикоснулось к великой таинственности божественных сил. 
   - Какая Божественная необходимость в гибели красоты, тем более возрожденной? В д. сл. необходимость не в гибели красоты, а наоборот - в чуде возрождения России. И это чудо не только в возрождении (в воссоздании) красоты, но и в ее понимании. Ведь Храм не был понят ни современниками, ни даже потомками. И в этом существенная доля в причинах его гибели. Но об этом все выше. А теперь к побочию. Другие постройки К. А. Тона. 
   1. Большой Кремлевский дворец с сухоигрушечными  желтострелокнами (узкие окошки со стрельчатым фронтончиком над каждым). Был бы дворец монотонным, но снизу фасад удлинен на одну секцию, ассиметрия оживляет. В особенности в сочетании с такими же игрушечными кокошниками в центре крыши фасада на панше (pansch). 
   А поэтому на некоторых снимках дворец кажется даже акварельным. И очень хорошо вписан (в композицию Кремля, позади - высокое барокко шестнадцатого века) - терем. Ной-дворец - сочное, плотное, насыщенное, как боярский реквизит (того времени) - фруктовая шуба с царскими жемчугами - (теремной дворец). И рядом - картонно-дисцилллрованный тон - застыло-светел как сусальное золото, точнее: златолатунь, но вписан так привычно, что кажется, лучше не следует. Правда, рядом углом - изящный Сенат гениального Матвея Казакова (т. е. Сенат Казакова перпендикулярен к тоновскому дворцу). Но увидеть Сенат можно только со двора (с Кремлевской площади), а со стороны Красной площади только купол и часть верхнего этажа. На месте тоновского дворца стоял дворец тоже великого Матвея Казакова. Видел снимок, по-моему здесь гений оплошал. Кремлевский дворец Казакова невыразителен, если не сказать неудачен. Во всяком случае, тоновский лучше, и тем более лучше отвечает композиции Кремля. Но, повторяю. Сенат Матвея Казакова, конечно, лучше Большого Кремлевского дворца Константина Тона. Казаковский Сенат - один из шедевров высокого московского классицизма восемнадцатого - начала девятнадцатого. Наряду с Пашков домом Баженова, Голицынской больницей того же М. Казакова, Университетом Жилярди - Тюрина, английским клубом Менеласа, особняками Григорьева и Жилярди, домом Гагарина и архитектора О. Бове и др. - дом князя Гагарина арх. Осипа Бове разрушен бомбой в августа (?) 1941 г. в первый налет на Москву (Новинский бульвар, ныне ул.Чайковского). Необходимейше обязательно восстановить изяшенку - чудо - дом кн. Гагарина в Москве арх. Осипа Бове. Обязательно восстановить, пусть на другом месте (сейчастамдесятиэтажка). Но восстановить шедевр Бове, без него и Москва вроде не та. 
   Мощно-грандиозны тоновские интерьеры Кремлевского дворца. И не только знаменитый Георгиевский зал. Сейчас восстановлен Андреевский (?) и Владимирсикий (?) залы. Особенность тоновских интерьеров Б.К.Д. (Большого Кремлевского дворца) - величественная имперскость с восточно-измельченностью орнаментовки (орнаментики). Это имперская Москва -дальнемоту чая(?) окраина Европы и по Большому дворцу - уже совсем не Европа. Восточномонархическая столица - огромная, грозная и спокойная. Умиротворенно-золотистая. В том же Величественно имперском стиле подчеркнутым восточно-измельченной орнаментикой. 
   2. Оружейная палата 
   Оружейная палата архитектурно по-тоновски монотонна, игрушечно-тонна, но увязана со стилем Б.КД. (Большого Кремлевского Дворца). В общем-то терпимо, однако... 
   3. Петербургский вокзал в Москве и его аналог (длинная копия) - Московский в Петербурге еще хуже. Здесь уже скука архитектурная. Куда превосходят его Петербургский вокзал в Москве. Рядом Ярославский Шехтеля (архт.). А напротив - Казанский Щусева (по другую сторону Каланчевки, Каланчевской площади). Что касается тоновских церквей (многочисленно по России) пусть судят о них видевшие (их). 
   - Полагаю, будет стандартное, стандартно-среднее: и Храм сохранится и Поэт не вернется.. Храм человечеству дорог по указанным свыше причинам и зачем возвращаться Поэту в недоступную солнцу страну? 
   - Но если, как вы пишите, смысл жизни - усложнение мыслеобраза (образа мыслехудожественного), как быть тогда? 
   - А чему человечество научит новотрагический финал Храма? И где здесь усложнение мыслеобраза? 
   И может быть чудо ни к месту тут? 
   - Но если вы пишите, что Храм с книнха (kninh) выигрышного ракурса - это свет невечерний, то как раз к месту, именно к этому месту чудо (быть должно). 
   - Не дай мне Бог пророком быть. 
   Я, едва Богу, не пророк. 
   Я самоучка-дилетант, не получивший даже высшего учебного разряда( гуманитарного разряда не имевший). И видел всего два города: Москву и Тель-Авив. Остальные - в альбомах. Во сне, в воображении. В сновидениях забываются - зачем пугать великотему шутовством? Т.е. зачем снижать, мельчить, мелкотравчить - серьезную по сути апокалиптическую тему - скоморошничеством? 
   Шемарт (shemact) т. ж.(artishem) - чудо искусства, шедевр... синонимы нельга-неологизма... 
   Лучше сочинить на вымышленную трагедию, чем на реальную. Искусство велико тогда, когда не зависит от реальности. А наоборот: реальность зависит от него (искусства). Искусство создает свою трагическую реальность, избавляет человечество от необходимости трагедии реальной. То есть искусство создает свою трагедию игры, трагедию сцены, тем самым избавляя человечество от необходимости реальной трагедии. 
   Addition (адидант - добавление). 
   1. Статья восстановлена по памяти в ноябре-декабре 1997 с изменениями, дату первоначального текста не помню. 
   2. Статья (первоначальный текст статьи) переснят Леонидом Гомбергом для России (приблизительно 6-9 декабря 1995). 
   3. Стихотворенье из статьи. 
   «Бесспорно, возрожденье будет»... приблизительно 4-5 декабря 1995. Здесь оно (стихотворение) несколько изменено (деллировано). Деллирация - изменение, создание дилляра, инообраза стихотворения (этого) приблизительно 30 ноября -1 декабря 1997. 
   Автордисскусия по статье «Семь ликов Храма» в др. сборнике. 

   Частные мнения о Храме. 
   В Москве показывал утонченному поэту, условно Смокову Валентину (Smokov Valenta -вымышленное имя) 12-ти томную энциклопедию русского искусства (приблизительно 1960-е). Смокову не нравились русские Храмы, он находил их перегруженными, тяжелыми. Но увидев Храм Христа Спасителя - фото с книнха (kninh) - выигрышного ракурса - воскликнул: «Вот это Храм! Всем Храмам Храм. Идеальное выражение афоризма Гете: «Архитектура - застывшая музыка». Тогда я показал ему индийский Тадж-Махал и то же с книнха (выигрышного ракурса): что лучше? Ответ: тоновский Храм, Храм Христа Спасителя - лучшее сооружение когда-либо построенное на Руси. А Тадж-Махал - золотое сечение Вселенной -центр мироздания, нельзя себе представить что-либо лучше. 
   В Израиле показал оба Храма Юрию Кацу - великому понимателю послевоенного русского поэтического авангарда (авангарда второй половины двадцатого). Что выше? 
   Ответ: тоновский Храм Христа Спасителя - это птица, летящая к солнцу. А Тадж-Махал - это само солнце. Повторяю подробнее: выразив восхищение Храмом Христа Спасителя архитектора К А.Тона. От себя замечу: три индийских Храма кажется мне богаче по мысли чем Тадж-Махал, а именно: 
   1. Храм Кандарья Махадева в Каджурахо 
   2. Храм Лингарайя (Lingara'a) в Буханесваре 
   3. Храм в Танжере (Tanjor), в Танжуре 
   В них выражена идея Бессмертия, идея реализации потенциала сознания всего разумного, идея перевоплощений, идея законства единства мироздания, в его беспредельном разнообразии, но устремлении к предельному совершенству, к совершенству абсолютному, идея полной реализации потенциала всех ступеней духовности. Как немыслимо глубоки и непостижимо изящны эти три индийских Храма. Это и есть Вселенная, если она выразила в искусстве. Это и есть Бог, если он постижим хотя бы в раю, ибо нет рая, если нет постижения Бога. А постижение всего - это апларт (aplart) - абсолютный художественный образ, после которого не о чем сожалеть. 
   (3 декабря 1997 года по крикальду (krikald), логотворческому календарю, это: камень - созвездие - вечность. Три (3) камень, двенадцать (12) - созвездье, 1997 -в сумме - 8 (восемь) - вечность (hang), бесконечность... 
   3 декабря 1997 года Илья Бокштейн). 

   P S 1 
   - Выше вы отметили: образ мироздания (образ Бога и мироздания) - не индуистские Храмы, а а рублевская Троица. 
    - В отношении Тадж-Махала - не согласен с Вами, не согласен с Вами в отношении Тадж-Махала. Тадж-Махал непластично сух, кроме купола (облакупол). 0блачкокупол, куполоблак, облакобкупл. Куда более высокого порядка - русский Покрова на Нерли. Мощииизяшество мощь и изящество - чудо архитектурной пластики. Мощь и изящество (мамгзилищ).Да мало ли климархов (heimarhim). Архитектурных максимов (пределов ): Реймский Собор, Парфенон, Королевская мечеть в Исфагане (Иран) и другая там же (в Исфагане). Большая мечеть в Каире, аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке. 
   Арх.Эиро (Сааринен,Сигрэм, Сиграм, Seogram) в Нью-Йорке - архит.мис Ван-де- р-Рое, Дизенгоф-центр в Тель-Авиве - архитекторы: Мордехай Бен-Хорин, Большая бaшня - 26 этажей, правый стyб (stub), большое основание и правое - Яков Цур, Малая башня (17 этажей), левый стуб (левое большое основание). Да мало ли абхов, архитектурных пределов («Абсолютов» архитектурных, можно еще... Пределов много, абсолют - один. Еще не найден - почему? В трех лицах абсолют: 
   1. Кандарья Махадева в Каджурахо (Индия) 
   2.  Дизенгоф-центр (Тель-Авив): малая башня 7 этажей и 26 этажей большая башня: Моше Цур. 
   3.  Покрова на Нерли (Россия) 
   Трехликий архаба - архитектурный абсолют (книнх, выигрышный ракурс Покрова на Нерли приблизительно 40 градусов (угол сорок градусов) со стороны абсид, то есть со стороны абсид больший разворот (приблизительно 58 градусов из 90) или приблизительно 62 градуса из 100. См. альбом «Старые русские города». Первый снимок Храма Покрова на Нерли - книнх (выигрышный ракурс). 
   Шедевры несравнимы. 
   А почему Реймский собор до сих пор еще с ободранным фиалом (левым со стороны) с позиции зрителя? Неужели французы считают, что так красивее? 
   -Думаю, здесь одно за счет другого, а именно: утрачена готическая легкость (тринадцатого века). 
   - Я бы предпочел готическую легкость... Французы! Восстановите фиал Реймского собора... 
   5 декабря 1997 года Илья Бокштейн 

   Р S 2 
   - Не согласен с Вами. У Храма Христа Спасителя - эфемерно-золотистый светозар - птица, летящая к соднцу пти - уносит в озаренье... 
   - Вы не сказали о Покровском Соборе (в Москве), о Потаповской церкви Успения что на Покровке в Москве, о Коломенском Храме Вознесения в Москве, о Бухвостовской церкви  в Рубцове, о церкви в Филях (Москва). И почти на уровне: церковь Николы Большой Крест, Сухарева Башня, Храм Вознесения у Ильинских ворот. 
   - Почему только в России, а в Европе, точнее - в Евраме, Евроамерике - страх и сказать сколько образцов нужно вбирать - нужно выбирать самые-самые. Здесь только мой вкус и личный. Не претендую на объективность, на истину не претендую, здесь только сужденье мое... 
   6 декабря 1997 
   А Кельнский собор разве не из самых? 

   ____________________
 Подготовка текста Леонида Финкеля 

*Прим - в тексте сохранены все буквальные особенности 
  логотворческого метода И. Бокштейна 
 

п