ПОТАПОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ
.
           ..
               I 
    В Москве Потаповская Церковь Успения, что на Покровке, на углу Маросейки И Потаповского переулка завершена в 1699 г. (строилась в 1696-99 г.г.) Автор П. Ц. У. - крепостной архитектор Потапов. Храм 13-ти главый (храм тринадцатиглавый): корпус - 7 глав(семь глав), колокольня - увенчана 5 ю главами) и еще одна (по храму 13 ая ) главка сбоку колокольни (?) - на снимках 13 ая главка не видна (в моих альбомах не видна): с книнха (книнх - kninh) - выигрышного ракурса [ злесь книнх (kninh) это примерно 50-55° со стороны колокольни, или даже 45-49° со стороны колокольни  (книнх - kninh - выигрышный ракурс). 
    Так вот : с книнха (khinh) - выигрышного ракурса - церковь кажется сделана из цветной бумаги, или фольги (цветной) - так она легка (так легка Потаповская Церковь с книнха - выигрышного ракурса. С книнха Потаповская Церковь легче всех русских церквей. Включая церковь в Филях, и книнх (kninh) храма Христа Спасителя и вообще с книнха Потаповская Церковь легче всех храмов в мире (которые видел в альбомах); повторяю - и вообще с книнха Потаповская Церковь легче всех храмов в мире (которые видел в альбомах).  Снова повторяю: и вообще с книнха Потаповская Церковь легче всех храмов в мире, которые видел в альбомах, и, может быть, легче всех сооружений в мире, даже тех, что не видел ни в каких альбомах - так она легка, будто из цветной бумаги, или из цветной фольги, но только с книнха (kninh) - выигрышного ракурса - это, примерно, полоборот (или суть больше, может быть 50-55° со стороны колокольни). Книнх - выигрышный ракурс (kninh). 
   В Анфас(с фасада) церковь, наоборот, - полная, весьма тяжелая боярыня в дорогих мехах. Повторяю: в анфас (с фасада) церковь наоборот, - полная, весьма тяжелая боярыня в дорогих мехах ( с богатыми украшениями, разряжена-ная). А  с полооборота (или ~ 50-55°) Потаповская Ц. сдержана, подобрана и скрыто утончена (эстетна). 
   Потаповская Ц. У. - вершина высокого московского барокко - 1690-1700 гг. - т. е.  конец 17 го - начало 18 го в. По красоте и совершенству ей (Потаповской Церкви) не уступают (может быть) только две Нарышкинские церкви (это из барочных): церковь в Филях [1693-96гг., архитектор Старцев (?)] и Бухвостовская Церковь Спаса в Уборах под Москвой (1963). Повторяю: красоте и совершенству ей (Потаповской Церкви) не уступают (может быть) только две Нарышкинские церкви (это из барочных): церковь в Филях (1693-96гг.) и Бухвостовская Церковь Спаса в Уборах под Москвой (1963): автор - архитектор Яков Бухвостов (тоже крепостной архитектор). Я. Бухвостов построил (спроектировал) т.ж. церковь в Троице-Лыкове (сейчас это - в юго-западном  районе (?) Москвы), Успенский собор в Рязани, и др. 
    Вообще, вне сомнения - Бухвостов  великий архитектор. Думаю: и Потапов и Старцев тоже (арихитекторы великие). Однако ц. в Филях Старцева (?) и Ц. в Уборах Бухвостова проще Потаповской Церкви в плане, хотя Бухвостовская Ц. в осуществлении, пожалуй, сложнее (может быть, Потаповской); Бухвостов применил, например, утонения колонн верхнего восьмерика - т. е. колонны верхнего восьмиугольника (восьмигранника - восьмерик) заметно сужаются кверху и наклонены к стенам (восьмерика) или, может, так кажется или стены восьмерика последнего под самой главкой - наклонены (?) не знаю, но так видится, поэтому церковь по стенам сужается к (верху) к верху, что придает ей особую эстетность; причем сужается, кажется, слегка ассиметрично по сторонам. А может - это, действительно, легкая поперечная ассиметрия специально введена Бухвостовым ради изыска (ради изыска). Это о церкви Спаса в Уборах (архитектора Якова Бухвостова). 
    Однако - к Потапову! Итак, «самоварчиковые», «сервизные» венчики главок корпуса церкви Потаповской, а т. ж. крестовидное расположение и форма главок колокольни - все это - от Киева - от украинцев, благо церковь на Маросейке (Малоросеке), а сейчас бы сказали: на украинской улице. Повидимому , Потапов этого хотел - сделать московскую церковь несколько в украинском стиле. 
    В 1812 году, при пожаре Москвы, Наполеон охранял  Потаповскую Ц-вь, хотел разобрать по кирпичику, перевезти в Париж и там восстановить. Последнее, впрочем, говорили и о Вильнюсской Церкви (о церкови в Вильнюсе). Наполеоновский маршал, увидев Потаповскую Ц-вь, воскликнул: «О, московский Нотр-Дам!» 
    Но Потаповская Церковь лучше Нотр-Дама (по-моему). Повторяю: но Потаповская Церковь лучше Нотр-Дама (по-моему). 

    II 

    (Потоповская) Потаповская Церковь Успения снесена в 1936 г. - на потопе уничтожения церквей. В разгар всеобщего озверения (оглупленции) - оглупленции. 
    Не воссоздав Потаповскую Церковь, Москва не станет красивым, полноценным, а след. - великим городом (не станет Москва красивым, полноценным, а следовательно, великим городом, если не воссоздаст Потаповскую Церковь). Восстанови Потаповскую Церковь, демократия! 

5 марта 1998. 

Восстанови Потаповскую Церковь, демократия! 

   III 

   Разумеется, при воссоздании необходимейше (нужно) соблюдать кивопластику (здания), т. е. - незаметные отклонения от точной геометрии, т. е. соблюдать квивы (kvivt), курвивы (kurvivt), курватуры (kurvaturt); ведь до восемнадцатого века русская архитектура не знала прямых углов (до восемнадцатого века русская архитектура не знала прямых углов), т. е. - была живопластической - т. е. была живопластической (в вершинах - в шедеврах своих живопластична) - живопластична. 

   

IV 

   Если невозможно воссоздать ц. Успения на прежнем месте или нежелательно, пск. место сплошь застроено, и полностью можно будет увидеть только ее фасад, а важно, чтобы храм смотрелся со всех сторон, ведь речь о шедевре совершенно необычайном, трудно сопоставимом с каким-либо еще сооружением, так не лучше ли воссоздать на новом месте, незастроенном, чтобы храм был виден со всех сторон полностью и раскрыл (бы) все свои лики (полностью), или даже воссоздать храм Успения в Святограде - в районе Москвы, гду будут воссоздаваться все шедевры московские, разрушенные большевиками или гитлеровцами во время войны [дом Гагарина - арх. Осипа Бове на Новинском Бульваре (ныне ул. Чайковского) разрушен фашистской бомбой 22 июля (?) авнуста (?) 1941 в первый налет на Москву. И др... хотя Святоград - это город церквей (точнее московский район восстановленных церквей, а вот район Святограда - это Чудоград (chudograd) - город, точнее, район Москвы, где будут строиться только красивые злания (строиться будут только красивые) во Чудограде. Чудоград будет открыт всем экспериментам архитектурным. Всему новейшему будет открыт Чудоград. 
    - А где будут Святоград и Чудоград? 
    В Москве  нет мест - нет уже незаповедного в Москве, поскольку заповедного в Москве осталось слишком мало (поскольку заповедного в Москве осталось слишком мало) - т. е. в Москве ( в ее исторической части) нет сводпроса (svodpros) свободного пространства для Свячуграда (Sviachughrad) для Свячуга (Sviachug), для Свячура (Sviachur - свячур). Святоград и Чудоград вместе, а 
строить Свячур (sviachur). Святоград и Чудоград вместе в районах типовок (типовой застройки) неуместно. Нестроить же Свячур в районе типовок? (типовой застройки). 
    - Думаю, Свячур можно создать на Юго-Западе, за кольдором (kol'dor - кольдор) - за кольцевой дорогой. 
    Напомню: Свячур (sviachur) - Святоград - город восстановленных церквей и Чудоград (chudograd) - город красоты и новации (экспериментов). Вместе - особобудущий район Москвы (Москвы особобудущий район - Юго-Запад - за кольдором: kol'dor - кольдор) - кольцевая дорога. 
    Без Потаповской церкви центр пуст и Покровка-Маросейка некрасива и безлика - поэтому не согласен с вами относительно места ее воссоздания. Потаповский шедевр (церковь Успения) должен быть воссоздан на прежнем месте - может быть. А уж как смотреться будет, пусть архитекторы подумают, а лучше - пусть архитекторы решат, где церкви нежноокой красоваться (пусть архитекторы решат, где церкви нежноокой красоваться). 
   А что касается того, что центр пуст, всем знать, что все, что создали в Москве большевики, включая роскошноскушное московское метро, не стоит одного разрушенного храма. А их (храмов) было разрушено 450 из 520 храмов (в современных границах Москвы, при советской власти, было разрушено или безнадежно обезображено примерно 450 храмов. Погибли такие мировые шедевры, как Потаповская церковь, церковь Николы Большой Крест, храм Преображения у Ильинских ворот и др. 
    Очень много шедевров погибло и не только церквей, а: Сухарева Башня, Красные ворота, церковь Николы на столпах... и мно-мно... Все специалисты об этом знают. И сможет ли Москва воссоздать все это хотя бы к 2147 г. (к тысячелетею Москвы) и стать красивым городом, а не уныло-старомодным и скушным, как сейчас. И сейчас еще Москва уныло-старомодна и скушна. А сейчас седьмое марта 1998 (7.03.98). 
    А не будет красивой Москвы, не будет великой России (а не будет красивой Москвы, не будет великой России). 
    А где прикажете воссоздать собор Михаила Архистратига, Чудов и Вознесенский монастыри? 
    А это же в Кремле (было)! 
    Разумеется в Святограде - в Свячуре воссоздать Вознесенский монастырь (1407....), и чудов монастырь (основан в 1366 с храмом Архангела Михаила (Архистратига). 
    Собор во имя чуда св.Михаила Архистратига (реставрирован в 1849 - снесен в 1932 г.). 
    Лучше, если возможно, в Кремле (воссоздать). 
    Зачем тогда Святоград? 
    Шедевров для воссоздания Святограде о-о-очень мно-ого: Любянский (Лубянский) церковный комплекс с Китайгородской стеной, Владимирскими воротами, церковью Троицы в Полях и ц. часовней Владимирской Божьей матери; церковь Гребневской Божьей матери, Симомнов и Страстной монастыри, ц. Троицы на Грязях (Маросейка-Покровка), ц. Преображения Господня на Глинищах между Маросейкой и Солянкой, ц. св. Кира и Иоанна на Солянке, ц. Димитрия Селунского с сильным наклоном шатровой башни - эффект глубокой старины. Глубокой старины ильюм (Il'um). Ильюм (Il'um) - впечатление, историко-эстетический ньюанс (эффект); ц. Сергия Чудотворца (1652, 1700, 1756 гг.), ц. Сергия Чудотворца в Пушкарях (1684), ц. Адриана и Наталии (1686), ц. Спаса Преображения в Пушкарях (1625,1722), ц. Николая Чудотворца в Мясниках (1705). 
  - Не перечисляйте, никому не под силу все это восттановить. 
  - Вы ничего не знаете, вы уже 26 лет заграницей, а сколько уже восстановлено, реставрировано за шесть лет после крушения коммунистической власти, и это в современной нищей России, в Москве, а ведь прошло только 6 лет! Много воссоздано в Москве за эти жалкие, несчастные, трагические шесть лет (1992-97). 

 
п