,
начало
.
 
Начну в обратном временном порядке. Сначала нью-модерн 90-х-80-х, потом баухауз 30-х и арт-нови 20-х. Самым крупным достижением нью-модерна тельавивской архитектуры конца ХХ века являются, на мой взгляд, три больших здания: Дизенгоф-центр, Центр Голды Меир, сейчас он называется домом оперы, и автовокзал (тахана мерказит хадаша). 
 ___________________________________________
.
.

.
___________________________________________
 
     Дизенгоф-центр с выигрышного ракурса - удивительное здание-очень женственное, нежное, диалог матери и девушки, причем это ощущение диалога - не разделение двух башен: большая башня -26 этажей, малая башня -17 этажей. Нс в каждой из них в отдельности можно увидеть девушку или женщину, но есть общий центр восприятия, который лежит за пределами конструкции здания, за пределами самой фактуры. Это - эстетический центр. Он находится в некоем... созерцательном пространстве. Другие ракурсы Дизенгоф-центра как-то подводят именно к этому центру, элегантному, изящному и вызывают другие настроения. С других ракурсов он тяжел, громоздок, если обойти навесные галереи и идти по стороне большой башни и смотреть на малую, то ощущение чегото тяжелого, драматического, недостроенного храма. С других ракурсов - большая башня напоминает странный гигантский ресторан, у Дизенгоф-центра - множество ракурсов, много ликов, но один-два являются нежными, изящными. В особенности если стоять на углу Кинг Джордж и Дизенгоф со стороны малой башни. Вдруг возникает один из ракурсов. Если пройти чуть в сторону Дизенгоф, в сто-рону «Габимы», возникает почти такой же, но иначе. Интересный ракурс и с противоположной стороны улицы, со стороны большой башни - кажется, будто девушка утыкана блестящими иглами, одетыми в серебристый наряд... 
    Просмотрев огромное количество альбомов по архитектуре, я пришел к мнению, что Дизенгоф-центр - одно из самых изящных и сложных по глубине мысли зданий и столь же красиво по исполнению... 
    Для трех больших зданий Тель-Авива я ввел термин «Психа» - психологизированная архитектура. Это - сложные психологические ассоциации. Все три здания - диалоги. Если Дизенгоф-центр - диалог матери и девушки, то Центр Голды Меир - диалог старика и младенца, а автовокзал - диалог монстра и Моцарта. Монстр - гигантский бронтозавр с вьющимся хвостом, это - со стороны ул.Левински, а Моцарт - тонкое, майское красное солнце, если смотреть со стороны бульвара Тар-Цион.. Подходишь к зданию, и вдруг на каком-то расстоянии мелькает ракурс... 
    Веселое настроение... Приблизишься - все ощущение пропадает. Со стороны проезжей части улицы уже нет этого ощущения. Это связано с неуловимым расстоянием от самого здания. Именно с этого расстояния возникает ощущение эфемерности, легкости. Причем если видна голубенькая квадратная дверца на седьмом этаже (когда она не закрыта автобусом), ощущаешь легкое тончайшее настроение медленной части двадцатого или двадцать первого концерта Моцарта... 
    В этих трех зданиях нет доминирующего тона, настроения, в готических соборах - это башни и т.д. Эти же здания - диалоги. Внутри зданий - свои города, улицы, закоулки, мостики. Внутри автовокзала, в особенности на шестом и четвертом этаже, - бесконечность пространства, устремленность, а с боков, наоборот, пространство идет уже на тебя. И с пятого этажа пространство идет на тебя, в то время как на шестом - удаляется от тебя... Пятый, побочный этаж в желто-розовых тонах напоминает становление сознания от ребенка до юноши, в то время как шестой - зрелость, раскрытие всех возможностей... 
   
Тель-Авивский автовокзал вошел в книгу рекордов Гиннесса как крупнейший автовокзал, за ним - автовокзал в Токио.... 
    Центр Голды Меир практически со всех ракурсов смотрится прекрасно, но лучше всего с улицы Леонардо да Винчи. Здесь он особенно пластичен и красив. С других ракурсов Центр кажется тяжелым, но нужно присмотреться и увидишь мощь основных пластических форм. К сожалению, Центр Голды Меир не достроен, построена мажорная, каббалистическая гамма с одного до двадцати двух, Минорная же часгь, более драматическая, лабиринтная, как гамма отсутствует... 
    А между тем, это гамма интеллектуальная, персональная. Но стена нсзабелена, видимо, все-таки построят... Без нее здание кажется обрубленным, а достроенное оно будет великолепно, хотя и сегодня Центр Голды Меир уже входит в мировые каталоги. Правда, застройка здания закроет вид на Тель-Акив. Зато цельность и завершенность сооружения выиграют. 
    Далее небольшое здание «Бейт-Асия» («Дом Азии»). Оно вызывает ряд ассоциаций. Напоминает волны, которые делают как бы несколько оборотов вверх. После четырех или пяти оборотов волна попадает в точку, из которой вышла. Это - пересечение улиц Вайсман и Дафна. Наибольший виток волны - первый. Кажется, оттуда вот-вот выскочит дельфин. Да и само здание чем-то напоминает дельфина. Или корабль в форме кита... 
    Много совершенно изумительных психологических ситуаций вызывает это здание. Я его часто сопоставляю со зданием музея Гуггенхейма в Нью-Йорке, построенным великим американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Здание музея расчленено, основная башня - расширяющаяся спираль. Модернистская конструктивистская башенка... Все это дает ощущение уюта. Американцы очень любят уют, семейный комфорт, этот музей передает настроение минорного уюта, комфорта, дома. Американцы сегодня - наиболее развитая нация, и вопрос семейного, личного счастья для них - основной. Это выражает надпланетность Америки... 
    У Райта вообще лучшие сооружения - частные виллы, Они очень меланхоличны, это редкая способность давать архитектуре настроения. Оно есть у Райта, у Луиса Канна с его знаменитым госпиталем в Филадельфии - настроение угрожающего минора. А израильские шедевры напоминают уходящие (в семейное путешествие) поезда, уплывающие корабли... 
    Очень интересное здание - Мигдаль Ор (Башня света) науглу Аллснби и Бен-Иегуды. Этакая легкая играющая губная гармошка. А если идти с рынка Кармель, видится и просто раскрытая книга, на которую льется свет Торы. 
    В том-то и секрет книги...  Около ул. Ибн Гвироль есть интересная синагога, образующая ворота с витражами, но раскрытая книга с льющимся светом - это Мигдаль Ор... 
    Если смотреть на Мигдаль Ор с набережной, мы видим какой-то романтичный аккордеон. Необычайно высокое наслаждение доставляет это здание... 
    Нью-модерн. Он на разных улицах Тель-Авива, 5-6 этажные дома, громоздкие, тяжелые, но очень красиво, рационально сделаны. На них приятно смотреть. Они вытесняют антиархитектуру, которой застраивался Тель-Авив из-за нехватки жилья (с 40-х до 80-х гг). Балконами застраивался, квадратными лоджиями, они обезобразили некоторые шедевры, жильцы остеклили их, закрыли трисами. Эти здания можно оценить только на фотографиях. Жильцы даже не подозревали, что они живут в шедевре... 
    Эти дома в отличие от московских «хрущоб», создают некоторую живую игру... 

>

 
п