Баухауз иерусалимский, в отличие от камерного тельавивского,
монументальный, возвышенный... А баухауз Хайфы - мистический... С минорным
настроением. Тельавивский баухауз лиричнее. «Нежность просит уплотнения.
Арка ищет приближения к линиии...». С тремя «и»... - это из моего стихотворения...
Для тельавивского баухауза послужили образцом вовсе не немецкие, тем более
не американские работы, а работы Корбюзье, та же вилла Савой или предместье
Пуансон... Она холодна, эта вилла, в отличие от более тяжелых израильских
баухауз... Итак, мы сопоставляем виллу Савой Корбюзье с домом архитектора
Якова Пинкерфельда по бульвару Бен-Гурион, 75 в Тель-Авиве. Одно сопоставление
этих двух зданий баухауза вызывает невыразимое наслаждение. Главное, что
эти здания сделаны в одном стиле. Но тем не менее по духу они совершенно
разные. Вилла - это блестящий рисунок на бумаге, дизайн полукрылатый, летящий,
серебристый, ослепительное видение, легкость. В здании Пинкерфельда - тяжелая
правая сторона, легкое левое крыло, планка слегка поднимается вверх, к
концу здания. Утяжеление уравновешивается псевдопортиком, стеклянной тумбочкой
с изогнутой крышей, которая тоже поднимается к концу, противоположному
подъему левой планочки на левой стороне. Таким образом, здание Пинкерфильда
вызывает чувство женственности: головка, утяжеленный таз. Теплый, элегичный
баухауз, в котором не замечаешь, в отличие от западного, никаких конструкций.
Тельавивский стиль передает настроение, сложный психолбгический тип. Элегичность,
как в мандельштамовских строках: «...сестры тяжесть и нежность, одинаковы
ваши приметы...». Нежность, лирика требует контраста легких и тяжелых компонентов,
а не одной сплошной легкости...
Ле Корбюзье построил несколько особняков, но все
это ниже виллы Савой, попытка превзойти свой шедевр в том же стиле обычно
кончается неудачей. С шедевром можно сравняться только в ином стиле...
Точно так же, как Барма и Постник пытались превзойти храм Василия Блаженного
и построили несколько храмов в других местах - ни в одном из них не сравнялись
с собственным шедевром, точно так же как не удались многочисленные имитации
Парфенона, который теперь уже есть даже в Америке... Даже равноценной копии
не удалось создать.. Или подражания римскому Пантеону... Вряд ли это возможно...
Ле Корбюзье выступил в конце концов с другими шедеврами,
предложив гениальный проект общественно-культурного центра в Москве...
Московская комиссия отвергла проект Корбюзье и вместо него выбрала свадебный
помпезный пирог... Не восхищаясь московскими храмами, его гений оказался
выше его же представлений о них. И он создал замечательный памятник разрушенному
Храму Христа Спасителя (в рамках культурного центра).
Дворец советов должен был быть построен на месте
разрушенного Храма. И Корбюзье создал очень трагическое, необычайно изящное
сооружение...
Хочется еще сказать об утерянных шедеврах
в стиле баухауз. Мне кажется, что самая большая потеря - гибель дома Каца
и Батшевы архитектора Шломо Баркая. Это была иллюстрация к Казимиру Малевичу,
к его супрематизму. Непостижимо изящное здание, которое строилось на незаметном
изменении геометрической фактуры. Чуть приподнималась нижняя планка окошка.
Тут приходит на память гениальное стихотворение русского авангардиста 60-х
годов Станислава Касавицкого... Вариации на тему Вячеслава Иванова... (Опубликовано
вт.1 «Антологии» Кузьминского). «Этот цветок, что завял и свалился...»
Здесь гениально соединяется глагол с союзом «и». Обломовское скатывание
в обрыв... Нежное и елейное начало православной литургии,единственное в
русской поэзии выражение чуда самой литургии, ее нежности, незалтейливости.
даже всей России. Сочетание изящества и скоморошества, елейности... благости...
света... Всей красоты... И она выражена в стихотворении, которое девяносто
девять процентов читателей даже не сочтут за стихотворение; я сопоставляю
с погибшим шедевром Шломо Баркая... «Этот цветок, что завял и свалился/
Золотом вечным горит в песнопеньи./ Этот цветок, что завял, повалился/
Голосом бельмы и золотом песни/ Зволосом весчим и горосом резче».
Сохранилось здание Шломо Баркая, отдаленно напоминающее
дом Каца и Батшевы, это - дом Лупин-хауз в Рамат-Гане. Но это несравнимо
слабее. Погиб дом поэтессы Эстер Рав с огромной затаенной нишей...
Далее - стиль арт-нови, или, как его еще называли,
стиль модерн. Этот стиль возник не только как стиль модерн, но и как ретро.
Стиль рожден индустриальной революцией. В России его основатели - Шехтель,
Кекушев, Гоген, Зеленко, Валькот.
Шотландец Валькот приехал в Россию и принял участие
в конкурсе проектов центрального отеля Москвы - гостиницы «Метрополь».
Комиссия присудила ему первый приз, Валькот стал русским архитектором.
Прославился именно этим зданием.
Арт-нови делает разномасштабными любые элементы здания. Огромное окно
и рядом - несколько маленьких оконцев. Или псевдоколонны и изогнутые формы
крыши... Есть здесь определенная эклектика... Но все подчинено единому
эстетическому плану и делает их разнообразными, игрой фантасмагорий. Стиль
модерн возник на рубеже 19-20 веков, а ретро закончился в конце 19-го.
В Израиле стиль модерн называют арт-нови, потому что он другой, здесь нет
игры разномасштабностей, но этот стиль здесь довольно строптив. Классиками
этого стиля в Тель-Авиве считаются уже упомянутый Иегуда Магидович и Иосиф
Берлин. Одно из лучших сооружений Магидовича (мы уже о нем говорили) -
дом Ковалькина, он снесен (сдерот Ротшильд, 44), дом Левина восстанавливается
(уже два года). Он почти завершен. Уже видна его весенняя красота. Весна.
Тель-Авив. Авив - этои есть весна. Название и здание как бы сливаются.
Когда-то там было советское посольство. Далее, дом 88 по ул.Алленби, на
пересечении со сдерот Ротшильд. Дом с башенкой: Недавно обновлен отель
«Нордау» Иегуды Магидовича. Красивое здание, озаренное как бы изнутри.
Здание большой синагоги тоже построено Иегудой Магидовичем на Алленби,
долго оно мне не нравилось, никак не мог к нему привыкнуть, но, по крайней
мере на фотографии, действительно интересно. Оно должно было бы производить
громоздкое впечатление, но архитектор поставил над колоннами маловыдающийся
купол и колонны как бы к нему скучиваются (стремятся), подобраны пропорции
корпуса и колонн, и здание выглядит уже по-другому, в особенности с улицы,
а не с переулка.
Хочется еще раз вспомнить .и удивительное казино
Иегуды Магидовича, тоже снесенное. Оно было сделано в духе людей навеселе.
Находилось на побережье, возле улицы Алленби, где сейчас высится здание
«Опера». Оперы уже там нет, ее перенесли в Центр Голды Меир.. А казино
- просторное, легкое здание, точно сделано из картона...
Здание «Опера» - двадцатитрехэтажное, построенное
по принципу контрапункта, главная здесь - идея лестницы, уступов. Она проходит
и по самому зданию. И балконы, как уступы... Этот принцип доминирует в
здании в разных тональностях.
Когда смотришь со стороны улицы Алленби на Мигдаль Ор, видишь и уступы
здания «Опера» и Мигдалут (со стороны Бен Иегуды напоминает абстрактную
скульптуру, сделанную из гипса, а со стороны Яркон - странного человека,
может быть, старика Хоттабыча). Сочетание этих трех зданий -необычайно
античное и как бы фантастическое... Между ними - отель «Синай», реставрирован
в лучшую сторону после пожара.
Сама набережная Яркон прекрасна, с каждым новым зданием,
которое здесь строится, она становится все лучше.
<..................................>
|