.
Введение
(использован - фрагментарно - текст из БСЭ)
Шевченко родился в 1814 году в селе Моринцы
Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного крестьянина.
Детские годы его прошли в соседнем селе Кирилловке. Мать и отца потерял
рано. Некоторое время Шевченко учился в школе у дьячка-учителя. Уже в это
время у него обнаружилось непреодолимое влечение к рисованию. 14-летнего
Шевченко взяли в качестве слуги-казачка к помещику Энгельгардту. Вместе
с паном Шевченко был в Вильно, а в 1831 приехал в Петербург.
Здесь расцвел его талант художника и поэта. На 18-м году жизни Ш. был
законтрактован к живописных дел цеховому мастеру Ширяеву и принял
участие в росписи нескольких зданий в Петербурге. Случайно он познакомился
с художником-земляком И. Сошенко, а при его посредстве с К. П. Брюлловым,
В. А. Жуковским, А. Г. Венециановым,
Е. П. Гребенкой. При их помощи Шевченко был выкуплен у помещика в 1838
за 2 500 руб. и поступил в Академию художеств, где стал учеником К. П.
Брюллова. Ко 2-й половине 30-х гг. 19 в. относятся исторические композиции
Шевченко («Смерть Богдана Хмельницкого» и др.) и несколько тонких акварельных
портретов (Гребенки и др.). В Академии Шевченко овладел высоким мастерством
рисунка и живописи. Молодой художник блестяще освоил технику акварели,
сепии, офорта. В 1839-41 Шевченко за успехи был трижды награжден серебряными
медалями. В 1842 году он пишет картину «Катерина»...
Весной 1843 года Шевченко выехал из Петербурга
на Украину, где не был 14 лет. Путешествие по родному краю дало ему свежие
впечатления.
В начале 1844 года поэт возвратился в Петербург,
где приступил к изданию собрания своих офортов «Живописная Украина». Весной
1845 года, окончив Академию художеств и получив звание неклассного художника,
Шевченко уехал на Украину, где работал в качестве художника в Киевской
временной академии по разбору древних актов. По поручению комиссии он разъезжал
по Украине, где наблюдал разгул помещичьего произвола, страдания крепостных...
В этот период Шевченко создает большое количество жанровых сцен и пейзажей
(«Крестьянская семья», «Хата вдовы», «В Решетиловке» и др.).
В тяжелые годы ссылки (1847—57), несмотря
на запрещение рисовать, Шевченко создает множество замечательных произведений.
Среди них - акварельные пейзажи, сочетающие точность изображения с яркой
эмоциональной передачей сурового величия
природы; глубина и сила чувств нарастает в пейзажах Шевченко к середине
50-х гг. 19 в. («Форт Кара-Бутак», «Укрепление Раим», виды Новопетровского
укрепления и др.). В своих сепиях и акварелях Шевченко горячо откликнулся
на жизнь обездоленного казахского народа, запечатлел сцены тяжелого солдатского
быта («Казахские дети-нищие», «Казашка Катя», «Казарма» и др.). Эти произведения...
занимают исключительно важное в истории искусства... Наибольшей силы
мастерство Шевченко достигает в знаменитой серии «Притча о блудном сыне»
(1856-1857; 8 листов). Здесь мотивы и события, почерпнутые из гущи жизни,
художник воплотил в обобщающих образах... Эта серия является вершиной
мастерства Шевченко-рисовальщика. Созданные им образы отмечены классич.
ясностью и силой; безупречный по точности рисунок сочетается с пластической
лепкой форм, богатством и живописностью светотеневой разработки. В ссылке
Ш. занимался также скульптурой, но ни одна из этих работ не
сохранилась.
По возвращении из ссылки Шевченко главное
внимание стал уделять гравюре, считая ее мощным средством ; распространения
искусства в народе. «Быть хорошим гравером, значит быть распространителем
прекрасного и поучительного в обществе..., - писал Шевченко. - Сколько
изящнейших произведений, доступных только богачам, коптилось бы в мрачных
галлереях без твоего чудотворного резца?». Шевченко совершенствуется как
гравер у Ф. И. Иордана, внимательно изучает офорты Рембрандта, достигая
больших высот профессионального мастерства. Он создаёт большое число
гравюр со своих картин и с картин К. П. Брюллова, Б. Э. Мурильо, М. И.
Лебедева и др.; в 1860 Шевченко было присвоено звание академика по гравированию.
На протяжении всего творческого пути Шевченко неустанно работал в области
портрета, используя различные техники (портреты Маевской, 1843, Е. В. Кейкуатовой,
1847, и др.), достигнув в поздних работах особой углубленности психологической
характеристики человека (портреты М. С. Щепкина, Айра Олдриджа, 1858, Ф.
П. Толстого, 1858, Ф. А. Бруни, 1860, П. К. Клодта, 1861). Целую сюиту,
повествующую о полной борьбы и тревог жизни художника, составляют его автопортреты.
Много работал Шевченко и как иллюстратор к изданиям «Наши, списанные с
натуры русскими» (1841), «Сто русских литераторов» (1841), «Русские полководцы...»
(1845) и др., к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова,
В. Шекспира, Д. Дефо, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, к собственным произведениям
(«Слепая с дочерью», 1842). Будучи учеником Брюллова, Шевченко в своем
творчестве вышел за рамки брюлловской школы. Глубокий гуманизм правдивого
искусства Шевченко, замечательное мастерство художника определяют непреходящее
значение его художественного наследия. Его традициям следовала в 19 в.
целая группа мастеров - Л. М. Жемчужников, Д. И. Безперчий и др.
______________________________________________________________________________________
|