.
Введение
(использован - фрагментарно - текст из БСЭ)

     Шевченко родился в 1814 году в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного крестьянина. Детские годы его прошли в соседнем селе Кирилловке. Мать и отца потерял рано. Некоторое время Шевченко учился в школе у дьячка-учителя. Уже в это время у него обнаружилось непреодолимое влечение к рисованию. 14-летнего Шевченко взяли в качестве слуги-казачка к помещику Энгельгардту. Вместе с паном Шевченко был в Вильно, а в 1831 приехал в Петербург. 
Здесь расцвел его талант художника и поэта. На 18-м году жизни Ш. был законтрактован к живописных дел цеховому мастеру Ширяеву и принял  участие в росписи нескольких зданий в Петербурге. Случайно он познакомился с художником-земляком И. Сошенко, а при его посредстве с К. П. Брюлловым, В. А. Жуковским, А. Г. Венециановым, 
Е. П. Гребенкой. При их помощи Шевченко был выкуплен у помещика в 1838 за 2 500 руб. и поступил в Академию художеств, где стал учеником К. П. Брюллова. Ко 2-й половине 30-х гг. 19 в. относятся исторические композиции Шевченко («Смерть Богдана Хмельницкого» и др.) и несколько тонких акварельных портретов (Гребенки и др.). В Академии Шевченко овладел высоким мастерством рисунка и живописи. Молодой художник блестяще освоил технику акварели, сепии, офорта. В 1839-41 Шевченко за успехи был трижды награжден серебряными медалями. В 1842 году он пишет картину «Катерина»...
     Весной 1843 года Шевченко выехал из Петербурга на Украину, где не был 14 лет. Путешествие по родному краю дало ему свежие впечатления. 
     В начале 1844 года поэт возвратился в Петербург, где приступил к изданию собрания своих офортов «Живописная Украина». Весной 1845 года, окончив Академию художеств и получив звание неклассного художника, Шевченко уехал на Украину, где работал в качестве художника в Киевской временной академии по разбору древних актов. По поручению комиссии он разъезжал по Украине, где наблюдал разгул помещичьего произвола, страдания крепостных... В этот период Шевченко создает большое количество жанровых сцен и пейзажей («Крестьянская семья», «Хата вдовы», «В Решетиловке» и др.). 
     В тяжелые годы ссылки (1847—57), несмотря на запрещение рисовать, Шевченко создает множество замечательных произведений. Среди них - акварельные пейзажи, сочетающие точность изображения с яркой эмоциональной передачей сурового величия
природы; глубина и сила чувств нарастает в пейзажах Шевченко к середине 50-х гг. 19 в. («Форт Кара-Бутак», «Укрепление Раим», виды Новопетровского укрепления и др.). В своих сепиях и акварелях Шевченко горячо откликнулся на жизнь обездоленного казахского народа, запечатлел сцены тяжелого солдатского быта («Казахские дети-нищие», «Казашка Катя», «Казарма» и др.). Эти произведения...  занимают исключительно важное  в истории искусства... Наибольшей силы мастерство Шевченко достигает в знаменитой серии «Притча о блудном сыне» (1856-1857; 8 листов). Здесь мотивы и события, почерпнутые из гущи жизни, художник  воплотил в обобщающих образах... Эта серия является вершиной мастерства Шевченко-рисовальщика. Созданные им образы отмечены классич. ясностью и силой; безупречный по точности рисунок сочетается с пластической лепкой форм, богатством и живописностью светотеневой разработки. В ссылке Ш. занимался также скульптурой, но ни одна из этих работ не
сохранилась.


     По возвращении из ссылки Шевченко главное внимание стал уделять гравюре, считая ее мощным средством ; распространения искусства в народе. «Быть хорошим гравером, значит быть распространителем прекрасного и поучительного в обществе..., - писал Шевченко. - Сколько изящнейших произведений, доступных только богачам, коптилось бы в мрачных галлереях без твоего чудотворного резца?». Шевченко совершенствуется как гравер у Ф. И. Иордана, внимательно изучает офорты Рембрандта, достигая больших высот профессионального мастерства. Он создаёт  большое число гравюр со своих картин и с картин К. П. Брюллова, Б. Э. Мурильо, М. И. Лебедева и др.; в 1860 Шевченко было присвоено звание академика по гравированию. На протяжении всего творческого пути Шевченко неустанно работал в области портрета, используя различные техники (портреты Маевской, 1843, Е. В. Кейкуатовой, 1847, и др.), достигнув в поздних работах особой углубленности психологической характеристики человека (портреты М. С. Щепкина, Айра Олдриджа, 1858, Ф. П. Толстого, 1858, Ф. А. Бруни, 1860, П. К. Клодта, 1861). Целую сюиту, повествующую о полной борьбы и тревог жизни художника, составляют его автопортреты. Много работал Шевченко и как иллюстратор к изданиям «Наши, списанные с натуры русскими» (1841), «Сто русских литераторов» (1841), «Русские полководцы...» (1845) и др., к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Шекспира, Д. Дефо, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, к собственным произведениям («Слепая с дочерью», 1842). Будучи учеником Брюллова, Шевченко в своем творчестве вышел за рамки брюлловской школы. Глубокий гуманизм правдивого искусства Шевченко, замечательное мастерство художника определяют непреходящее значение его художественного наследия. Его традициям следовала в 19 в. целая группа мастеров - Л. М. Жемчужников, Д. И. Безперчий и др. 
______________________________________________________________________________________
п