.

В. С. Халапсис
(Днепропетровск)

Ноосферология В. И. Вернадского

     Рассматриваются ноосферная концепция В. И. Вернадскиго, которая вносит 
существенный вклад в учение о взаимосвязи общества и биосферы, развивает категориальный аппарат социальной философии.

     Человечество находится ныне в условиях глобального экологического кризиса, то есть деградации жизненной среды нашего обитания, которая в недалеком будущем может 
приобрести необратимый характер. Проблема сохранения живой природы Земли стала проблемой выживания человеческого рода. Казалось бы говорить в таких условиях о
 
ноосфере, сфере разумных отношений между человечеством и биосферой, явно
 
преждевременно. И в то же время в естественнонаучной, философской и научно-популярной литературе проблеме ноосферы уделяется большое внимание [
7; 9; 10; 11]. И лишь 
В. А. Анучин. Д. Л. Арманд и Л. Н. Гумилев весьма скептически отнеслись к самой идее ноосферы [
1; 2; 8]. Определенный романтизм авторов, пишущих по этой проблеме, по 
нашему мнению, объясняется тем. что выход из создавшегося критического положения во взаимосвязи общества и биосферы, пожалуй, только один: необходимо в ближайшие
 
десятилетия оптимизировать социальные отношения, то есть направить коэволюцию
 
общества и живой природы в безопасное для их существования русло. Теоретической
 
основой такой оптимизации, по мнению большинства исследователей, является учение о ноосфере. Одним из создателей этого учения был крупнейший ученый и мыслитель
 
X X ст. В. И. Вернадский.
     В работе «Научная мысль как планетное явление» В. И. Вернадский дал несколько 
определений понятия «ноосфера». Одно из них звучит так: «Под влиянием научной мысли
 
и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [
5. с. 20]. 
В другом месте: «Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное
 
состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества»
 
[
5, с. 24]. Вот еще одно определение: «Биосфера X X столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней 
социального труда человечества» [
5, c. 37]. И наконец, приведем последнее определение, 
данное великим ученым: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке
 
биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»... Ноосфера - последнее из многих состояний эволюций биосферы в геологической истории - состояние наших дней» [
5, с. 241-242]. По нашему мнению, здесь можно выделить 
несколько аспектов данного понятля. Во-первых, ноосфера - природное геологическое
 
явление, высшее эволюционное состояние биосферы. Переход биосферы в ноосферу носит в основном естественный, закономерный характер: во-вторых, ноосферогенез имеет не только стихийный, но и сознательный характер, поскольку ставится вопрос о перестройке биосферы: в-третьих, важнейшим компонентом ноосферы является свободно мыслящее человечество как единое целое: в-четвертых, создатель биогеохимии называет движущие силы перехода биосферы в ноосферу: научную мысль (науку) и труд (материальное производство).
     Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются: биосфера - 
населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли;
 
человечество как единое целое, наука, техника («В живом веществе создалась новая
 
геологическая сила ума и техники на нашей планете небывалая» [
3, с. 49]), культура («область человеческой культуры и проявления человеческой мысли - вся ноосфера» [5, c. 68]).
Таким образом, ноосфера представляет собой единство природного (биосфера) и социального («общество»). В дальнейшем мысль о единстве природного и социального была
 
конкретизирована и углублена: «Ход истории пошел к объединению человечества, к
 
ноосфере - будущему единству человеческой организации как единой действенной
 
структуре... Ноосфера - есть планетное явление, и исторический процесс, взятый в
 
планетном масштабе, есть то же геологическое явление» [
4, с. 242]. Ноосфера, с естественнонаучных позиций, - это современная биосфера, частью которой является человечество. Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь на биологическом плане частью биосферы, человечество, как носитель разума, - явление социальное, поэтому оно является биосоциальной реальностью, которая представляет собой основу ноосферы.
     Каковы же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное состояние? Особое место здесь принадлежит 
идее об эволюции живого вещества. человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты»
 
[
5, с. 20]. Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по 
мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним - биосфера и
 
человечество.
     Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью эволюционного процесса: 
«... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было
 
названо Данацефолизацией, а Ле Контом - психозойской эрой [
5, c. 238]. Это связано с 
развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга - орудия
 
научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью... не есть
 
кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)» [5, с. 40]. Написано эго было в конце 30-х годов нашего столетия , до начала Атомной и Космической
 
эры. В то время вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу носил
 
дискуссионный характер. Если под ноосферой понимать гармонизированную систему «общество-биосфера», то человечество может и не дождаться такой «ноосферы». Большое методологическое значение имеет идея В. И. Вернадского о единстве человечества, его материальной и духовной жизни. По его мнению, «человечество едино... Жизнь
 
человечества, примесей ее разнородности, стала неделимой, единой... Телеграф, телефон,
 
радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми» [
5, с. 27-28]. И далее: «... впервые в истории человечества мы 
находимся в условиях единого исторического процесса, охватывающего всю биосферу
 
планеты. Как раз закончились сложные... исторические процессы, которые в конце концов
 
в нашем
X X столетии создали единое, неразрывное целое» [5, с. 82]. Все народы Земли в научно-техническом, технологическом, информационном аспектах стали единым целым. 
Причем это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце
X X в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. Границы между странами Западной Европы, Северной Америки приобретают открытый характер. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет» [5, с. 76]. 
И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она - одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают
 
одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием
 
всего человечества. Иное дело - философия. Создатель ноосферологии полагал, что
 
«философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство» [
5, с. 63]. Связано это с тем, что философских концепции много и все они 
по-разному отвечают на вечные вопросы о сущности мира, человека, общества, о
взаимосвязи общества и природы, о смысле жизни, перспективах земной цивилизации
 
и т. д. То же относится и к религии, которая никогда не была единой для всего человечества. Существовало и будет существовать множество религиозных течений, что ни в коей мере не снижает духовной ценности религии (как и философии) для человечества.
     Анализируя развитие научного знания в истории человечества, создатель биогеохимии выдвинул идею о «взрыве научного творчества», имеющую большое методологическое 
значение. Он отмечает закономерность и неизбежность этого взрыва: «Взрыв» научной
 
мысли в
X X ст. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее 
строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем
 
темпе» [
5, с. 43]. Взрыв научной мысли с конца X I X века превратил науку в важнейшую геологическую силу, преобразующую общество, биосферу и всю поверхностную оболочку 
Земли. Он стал единым из важнейших факторов формирования и развития
 
научно-технической революции. Превращение науки в важнейший фактор общественного развития носит объективный и закономерный характер, как и сам переход биосферы в
 
ноосферу. Субъективным фактором бурного развития науки
X X в., по мнению 
В. И. Вернадского, является свобода научной мысли [
4, с. 231-232], которая, однако, была 
весьма ограничена в тоталитарном обществе (гонение на генетику и кибернетику).
 
Подлинная свобода научной, философской, религиозной и политологической мысли в
 
Украине ныне стала реальностью.
     В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в X X в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней 
государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного
 
изыскания» [
5, с. 80], во-вторых, «X X век - век возросшего значения народных масс... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа» [5, с. 80]. Иными словами, наука и демократия в X X веке стали основными факторами преобразования биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.
     Великий натуралист выделил также три тенденции, лежащие в основе развития 
ноосферы: «Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, - с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений... Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо
 
всех ... не становились реальной государственной задачей... В-третьих, впервые
 
поставлена... проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни... ослабления болезней для всего человечества. Впервые ставится задача проникновения
 
научного знания во все человечество» [
5, с. 44]. В настоящее время данные тенденции проявляются еще более отчетливо, чем полвека назад. Более того, проблемы 
народонаселения и здравоохранения приобрели глобальный характер.
     В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека и человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек 
живет в биосфере и от нее не отделим» [
5, с. 14, 122]. Поэтому произведенная деятельность человечества должна быть связана с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы. Очень актуальной является идея Вернадского о том, что ноосферное сознание 
должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель
 
планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном
 
аспекте» [
5, c. 28]. Важно, чтобы экологическим сознанием обладали все жители нашей 
планеты и в первую очередь - люди, наделенные правом принимать и реализовывать ответственные решения.
     Представляет определенный интерес идея В. И. Вернадского об автотрофности 
человечества. Создание «искусственной» пищи помогло бы существенно снизить остроту продовольственной проблемы. Однако
   вряд ли оправдывается прогноз В. И. Вернадского 
о том, что создание синтетической пищи освободило бы человека от его зависимости от
 
другого живого вещества. Из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным» [
6, с. 302]. Искусственная пища может составить лишь часть 
питания человека и не в состоянии заменить естественные дары живой природы даже в
 
далеком будущем.
     Введение идеи «цель» в концепцию ноосферы было важным методологическим 
положением Вернадского. Ноосфера формируется не только в результате стихийной
 
деятельности (сам переход биосферы в ноосферу есть стихийное геологическое явление),
 
но и в результате сознательного целеполагания деятельности людей как организованного единства человеческого быти
z: перед учеными на ближайшее будущее стоят «небывалые 
для них задачи сознательного направления организованности ноосферы...» [
5, с. 44].
     Следует отметить, что создатель биогеохимии выступал за интеграцию человеческих
знаний. Он отмечал, что «рост научного знания
X X века быстро стирает грани между отдельными науками.
     Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой, - расширять охват его 
со всех точек зрения» [
5, с. 67]. Современная экология является биологической и 
географической одновременно, поскольку ее объект - биосфера Земли. Ноосферология - это экологизированный комплекс всего современного научного знания. Ноосферная концепция
 
В. И. Вернадского осуществляет органический синтез естественных и социогуманизаторских
 наук. По его мнению, «биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными» [5, с.12]. Кстати, сам Вернадский считал науки о биосфере и ее объектах науками [6, с. 124]. Учение о ноосфере интегрирует естественные и социогуманитарные знания в единый комплекс, изучающий систему «общество - биосфера».
     Итак, в основе ноосферной концепции В. И. Вернадского лежат следующие идеи: биосоциального эволюционизма; единства вселенскости человечества, его автотрофности; органической связи человечества и биосферы; превращение человечества в мощную геологическую силу; исключительной роли науки в преобразовании биосферы в ноосферу. 
В. И. Вернадский определил как предпосылки перехода биосферы в ноосферу, так и
 
тенденции развития самой ноосферы. И как следствие всего сказанного, создатель биохимии заложил основы экологического (ноосферного) сознания всего человечества.

     Библиографические ссылки

  1. Анучин В. А., Географический фактор в развитии общества. М., 1982.
  2. Арманд Д. Л., Наука о ландшафте. М., 1975.
  3. Вернадский В. И., Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М., 1987.
  4. Вернадский В. И., Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  5. Вернадский В. И., Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
  6. Вернадский В. И., Автотрофность человечества. Русский космизм. М., 1993.
  7. Гиренок Ф. И., Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.
  8. Гумилев Л. Н., Конец и вновь начало. М., 1994.
  9. Казначеев В. П., Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, Новосибирск, 1989.
10. Моисеев Н. Н., Человек и ноосфера. М., 1990.
11. Філософія ноосфери. Філософський эміст і сучасний смисл феномене біосфери /
 
     М. О. Булатов, К. С. Малаєв, В. П. Загороднюк, Л. А. Солонько, К., 1995.
______________
Журнальная публикация: Халапсис В. С., «Ноосферология В. И. Вернадского»,
 
Днепропетровск, ДДУ, 1988. -с. 63-69. // «Философия и социология в контексте современной культуры» (сборник науяных трудов).
 

_____________________________________________________________________________________________

 

п