.
.
Школа
Учить меня стали рано.
Когда мне исполнилось четыре года, к именинам отца мать подготовила ему
подарок: втихомолку выучила меня русской грамоте. Я был торжественно подведен
к отцу, развернул книжку и стал ему читать.
- Врешь, брат, ты это
наизусть. А ну-ка прочти вот здесь...
Прочел. Радость была
большая. Словно два именинника в доме. Когда переехали из деревни в город,
отдали меня в «немецкую» городскую школу. В немецкую потому, что помещалась
она насупротив нашего дома, а до нормальной было далеко Впрочем, немецкой
называлась она только ввиду того, что сверх обыкновенной программы там
преподавался немецкий язык. Между прочим, начальной школы
с польским языком не было...
Помянуть нечем. Вот
только разве «чудо» одно... Оставил меня раз учитель за какую-то провинность
после уроков на час в классе. Очень неприятно: дома будут пилить полчаса,
что гораздо хуже всякого наказания. Стал я перед училищной иконой на колени
и давай молиться Богу:
- Боженька, дай, чтобы
меня отпустили домой!..
Только что я встал,
открывается дверь, входит учитель и говорит:
- Деникин Антон, можешь
идти домой.
Я был потрясен тогда.
Этот эпизод укрепил мое детское верование. Но - да простится мой скепсис
- теперь я думаю, что учитель случайно подглядел в окно (одноэтажное здание),
увидел картину кающегося грешника и оттого смиловался. Ибо не раз потом,
когда я вновь впадал в греховность и мне грозило дома наказание, я молил
Бога:
- Господи, дай, чтобы
меня лучше посекли - только не очень больно, - но не пилили!
Однако почти никогда
моя молитва не была услышана: не секли, а пилили.
Два следующих года я
учился в начальной школе, а в 1882 году, в возрасте 9 лет и 8 месяцев,
выдержал экзамен в 1-й класс Влоцлавского реального училища.
Дома - большая радость.
Я чувствовал себя героем дня. Надел форменную фуражку с таким приблизительно
чувством, как впоследствии первые офицерские погоны. Был поведен родителями
в первый раз в жизни в кондитерскую и угощен
шоколадом и пирожными.
Учился я первое время
отлично. Но, будучи во втором классе, заболел оспой, потом скарлатиной
со всякими осложнениями. Лежал в жару и в бреду. Лечивший меня старичок,
бригадный врач, зашел раз, посмотрел, перекрестил меня и, ни слава не сказав
родителям, вышел. Родители - в отчаянии. Бросились
к городскому врачу. Тот вскоре поднял меня на
ноги.
Несколько месяцев учения
было пропущено, от товарищей отстал. Особенно по математике, которая считалась
главным предметом в реальном училище. С грехом пополам перевалил через
3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил
по каждому из трех основных математических предметов по 2
(по пятибалльной системе). Обыкновенно педагогический совет прибавлял в
таких случаях половинку, директор Левшин настаивал на прибавке, но учитель
математики Епифанов категорически воспротивился:
- Для его же пользы.
Я не был допущен к переводному
экзамену и оставлен в 5-м классе на второй год.
Большой удар по моему
самолюбию. Не знал, куда деваться от стыда. Мать, видя мои мучения, сочинила
для знакомых басню о том, что я оставлен в классе «по молодости лет». Знакомые
сочувственно кивали головой, но, конечно, никто не верил.
То лето я провел в качестве
репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное
время я посвятил изучению математики. Имел терпение проштудировать три
учебника (алгебры, геометрии и тригонометрии) от доски до доски и даже
перерешил почти все помещенные в них задачи. Труд колоссальный. Вначале
дело шло туговато, но мало-помалу «математическое сознание» прояснялось,
я начинал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь трудной задачи
доставляло мне истинную радость. Словом, к концу лета я с юношеским задором
сказал себе:
- Ну, Епифаша, теперь
поборемся!
Учитель Епифанов был
влюблен в свою математику и всех не знающих ее считал дураками. В классе
он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике,
с ними он занимался особо, становясь совсем на товарищескую ногу. Класс
дал им прозвание «пифагоров». «Пифагоры» были на привилегированном положении:
получали круглую пятерку в четверть, никогда не вызывались к доске
и иногда только, когда Епифанов чувствовал, что
класс плохо понимает его объяснения, приглашал кого-нибудь из «пифагоров»
повторить. Выходило иногда понятнее, чем у него... Во время заданной классной
задачи «пифагоры» усаживались отдельно и Епифанов предлагал им задачу много
труднее
или делился с ними новинками из последнего «Математического
журнала».
Класс относился к «пифагорам»
с признанием и не раз пользовался их помощью.
Первая классная задача
после каникул - совершенно пустяковая. Решаю в 30 минут и подаю. Прислушиваюсь,
что говорятся за «пифагоровской» скамьей:
- В прошлом номере «Математического
журнала» предложена была задача: «Определить среднее арифметическое всех
хорд круга». А в последнем номере значится, что решения не прислано. Не
хотите ли попробовать?..
«Пифагоры» взялись за
решение, но не осилили. Я тоже заинтересовался задачей. Мысль заработала...
Неужели? Красный от волнения, слегка дрожавшими руками я подал лист Епифанову.
- Кажется, я решил...*
Епифанов прочел, ни
слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и поставил так ясно,
что весь класс заметил, пятерку.
С этого дня я стал «пифагором»
со всеми вытекавшими из сего последствиями - почета и привилегий.
Я остановился на этом
маловажном со стороны глядя эпизоде, потому что он имел большое значение
в моей жизни. После трех лет лавирования между
двойкой
и четверкой, после постоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных
объяснений и уколов самолюбию - дома и в школе - в моем характере проявились
какая-то неуверенность в себе, приниженность, какое-то чувство своей «второсортности»...
С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах, почувствовал веру
в себя,
в свои силы и тверже и увереннее зашагал по ухабам нашей маленькой
жизни.
В 5-м классе, благодаря высоким баллам по
математике, я занял третье место, а в 6-м весь год шел первым.
После окончания 6-ти классов во Влоцлавске мне предстояло
перейти в одно из ближайших реальных училищ - Варшавское, с «общим отделением
дополнительного класса», или в Лопичское - с «механико-техническим отделением».
Я избрал последнее. Репутация «пифагора», занесенная перемещенным туда
директором Левшиным, помогла мне с первых же дней занять в новом «чужом»
училище надлежащее место, и я окончил его с семью пятерками по математическим
предметам.
Прочие науки проходил довольно хорошо, а иностранные
языки неважно. По русскому языку, конечно, стоял выше других. И, если в
аттестате, выданном Влоцлавским училищем, значится только четверка,
то потому, что инспектор Мазюкевич никому пятерки не ставил. А может
быть, причина была другая... Как-то раз, еще в четвертом классе, Мазюкевич
задал нам классное сочинение на слова поэта:
Куда как упорен в труде человек,
Чего он не сможет, лишь было б терпенье,
Да разум, да воля,. да Божье хотенье.
- Под последней фразой, - объяснил нам инспектор,
- поэт разумел удачу. А я свое сочинение закончил словами: «...И, конечно,
Божье хотенье». Не «удача», как судят иные, а именно «Божье хотенье». Недаром
мудрая русская пословица учит: «Без Бога - ни до порога»...
За такую мою продерзость «иные» поставили
мне тогда тройку, и с тех пор до самого выпуска, несмотря на все старание,
выше четверки я не подымался.
С 4-го класса начались мои «литературные упражнения»:
наловчился писать для товарищей-поляков домашние сочинения пачками - по
три-четыре на одну и ту же тему и к одному сроку. Очень трудное дело. Писал
я, по-видимому, неплохо. По крайней мере Мазюкевич обратился раз к товарищу
моему, воспользовавшомуся моей работой, со словами:
- Сознайтесь - это не вы писали. Должно быть,
заказали сочинение знакомому варшавскому студенту...
Такое заявление было весьма лестно для «анонимного»
автора и подымало мой школьный престиж.
Работал я даром, иногда, впрочем, «в товарообмен»:
за право пользоваться хорошей готовальней или
за одолженную на время электрическую машинку - предел моих мечтаний.
В 13-14 лет писал стихи - чрезвычайно пессимистического
характера, вроде:
Зачем мне жить дано
Без крова, без привета.
Нет, лучше умереть -
Ведь песня моя спета.
Посылал стихи в журнал «Ниву» и лихорадочно
томился в ожидании ответа. Так, злодеи, и не ответили. Но в 15 лет одумался:
не только писать, но и читать стихи бросил - «Ерунда!» Прелесть Пушкина,
Лермонтова и других поэтов оценил позднее. А тогда сразу же после Густава
Эмара и Жюля Верна преждевременно перешел на «Анну Каренину» Льва Толстого
- литература, бывшая строго запретной
в нашем возрасте.
В 16 - 17 лет (6 -7 классы) наша компания
была уже достаточно «сознательной». Читали и обсуждали вкривь и вкось,
без последовательности и руководства, социальные проблемы; разбирали по-своему
литературные произведения, интересовались четвертым измерением и новейшими
изобретениями техники. Только политическими вопросами
занимались мало. Быть может, потому, что в умах и душах моих товарищей-поляков
доминировала и все подавляла одна идея - «Еще Польска не сгинэла»... А
со мной на подобные темы разговаривать было неудобно.
Но больше всего, страстнее
всего занимал нас вопрос религиозный - не вероисповедный, а именно религиозный
- о бытии Бога. Бессонные ночи, подлинные душевные муки, страстные споры,
чтение Библии наряду с Ренаном и другой
«безбожной» литературой... Обращаться за разрешением
своих сомнений к училищным законоучителям было бесполезно. Наш старый священник,
отец Елисей, сам, наверно, не тверд был в Богопознании; ловичский законоучитель,
когда к нему решился обратиться раз мой товарищ - семиклассник Дубровскнй,
вместо ответа поставил ему двойку в четверть и обещая срезать на выпускном
экзамене:; а к своему ксендзу поляки обращаться и не рисковали - боялись,
что донесет училищному начальству. По крайней мере списки уклонившихся
от исповеди представлял неукоснительно. По этому поводу вызывались к директору
родители уклонившихся для крайне неприятных объяснений, а виновникам сбавлялся
балл за поведение...
Много лет спустя, когда
я учился в Академии Генерального Штаба, на одной из своих лекций профессор
психологии А. И. Введенский рассказывал нам:
- Бытие Божие воспринимается,
но не доказывается. Когда-то на первом курсе университета слушал
я лекции по Богословию. Однажды профессор Богословия
в течение целого часа доказывал нам бытие Божие: «во-первых... во-вторых...
в-третьих»... Когда вышли мы с товарищем одним из аудитории - человек он
был верующий, - говорит он мне с грустью: «Нет, брат, видимо. Божье дело
- табак, если
к таким доказательствам прибегать приходится...»
Вспомнил я этот рассказ
Введенского вот почему. Мой друг, поляк, шестиклассник, вопреки правилам,
пошел на исповедь не к училищному, а к другому молодому ксендзу. Повинился
в своем маловерии. Ксендз выслушал и сказал:
- Прошу тебя, сын мой,
исполнить одну мою просьбу, которая тебя ничем не стеснит и ни к чему
не обяжет.
- Слушаю.
- В минуты сомнений
твори молитву: «Боже, если Ты есть, помоги мне познать Тебя»…
Товарищ мой ушел из
исповедальни глубоко взволнованный.
Я лично прошел все стадии
колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь
пришел к окончательному и бесповоротному решению: человек - существо трех
измерений - не в силах осознать высшие законы бытия и творения. Отметаю
звериную психологию Ветхого Запета, но всецело приемлю христианство и православие.
Словно гора свалилась
с плеч!
С этим жил, с этим и
кончаю лета живота своего.
_________________________
* Ответ: среднее арифметическое всех хорд
<.........................................>