/
Введение. Нетерпимость к иному
в тоталитарной психологии.
Советский по духу человек готов «бить
морду» каждому, кто осмеливается
сказать что либо противоречащее его
представлениям и оценкам, и этим
лишь обнаруживает кэгзбэсовский
«рефлекс», присущий всякому
тоталитарному поведению.
Тоталитарная психология проявляет себя в неспособности
мирно сосуществовать с инакомыслием, инаковерой, иным образом жизни. Каковы
её составляющие? Что такое тоталитарность как психологический эквивалент
тоталитаризма? Что обуславливает
тенденцию отвергать непохожее на тебя как несовершенное по сравнению
с тобой? Что побуждает верить, что то, что тебе присуще - естественнее
и лучше, чем то что на тебя
непохоже? Что толкает людей быть проповедниками и пропагандистами своего
вместо
принятия скромной позиции исследователя жизни? Что переключает внимание
человека
с бытия собой, со следования собственным нормативам - на превращение
нормативов этих
в
некий универсальный стандарт и на догматическую защиту этой их универсальности,
подчас требующую их же нарушения? Почему человек, вместо того, чтобы
жить согласно
своим же идеалам, «на деле» доказывая их правоту, старается убедить
всех других в их
величии и всеприложимости? Почему он, вместо того, чтобы быть собой,
требует от других, чтобы они были - как он? Из попыток ответить на эти
и подобные вопросы родилась данная книга.
Нетерпимость к друговости, как кажется, стоит
на четырёх китах.
1. «Рефлекс» унифицирования социальной жизни,
стремление подстригать её формы в соответствии с тотальным стандартом,
а также склонность «нормально» себя чувствовать
лишь в однородной человеческой среде (где люди похожи по взглядам,
привычкам ...).
Одним из проявлений такого пристрастия к унифицированной человеческой
среде
является боязнь аномии, любой неожиданности и непредсказуемости в образе
жизни и представлениях о мире. Вера в то, что должен существовать один.
трафарет мироощущения
и поведения для всех, что разнообразие стилей жизни пагубно и является
декадентским симптомом.
2.Наивная абсолютизация и превознесение собственного
мировоззрения и образа жизни
и столь же беззастенчивое ниспровержение всех, кто на тебя непохож.
Склонность к самопревознесению (индивидуальному, групповому, национальному
и т.д.) и ниспровержению друговости неосознанно маскируется верой в её
«объективную» аномальность. Короче, единый для всех трафарет мироощущения
и поведения задан «моим», уже данным, образом жизни и мышления.
3. Тенденция «воздувать культы» - отчуждаться
от человеческого измерения жизни, от растекающейся по желобам минут экзистенции.
Перенос внимания на фетишизируемые абстракции: религию, идеологию, науку,
красоту, мораль, бытовой уклад, бюрократические процедуры и т.д. С одной
стороны человек расширяет себя, продлевает себя этими
проекциями, возвеличивает и увековечивает себя в них, с другой же -
он порабощаем ими
и превращаем в пищу для них. Иными словами, универсалистский трафарет,
являющийся проекцией того, что присуще «мне», должен быть «идеализирован»,
должен восприниматься
не только как идеальный, а как идеалистический стандарт.
4. «Политиканский синдром» - потребность в
постоянной психологической войне с
носителям друговости, несознаваемой подоплёкой которой является своеобразное
онтологическое соперничество - борьба за онтологическое превосходство.
Психологическое политиканство углубляет нетерпимость к друговости до ранга
религиозно значимого отправления, превращает её в разновидность символического
жертвоприношения. Сущность политиканского синдрома в одержимости борьбой
с кем-либо или чем-либо. Это позиция против-вопреки-наперекор-назло-в пику-в
знак протеста-наоборот. Действительно,«всеприложимый»,всечеловеческий трафарет,
созданный «мной» или «нами», самой сакральной всеценностью своей заслуживает
воинствующей пропаганды и борьбы за
его процветание.
Выявление вязи переменных, составляющих эти
четыре узла тоталитарной психологии,
в которые завязана нетерпимость к друговости - представлено в главах
книги. Экстракт психологической динамики этих переменных намечен в заключении.
Вот главные из них:
мистика страха Божия, мистика богоизбранности (коллективная или индивидуальная),
мистика сакральной спонтанности; псхологические защиты против (неосознанного)
страха Небытия: догматизм (мировоззренческое доктринерство или поведенческая
стереотипность), клановость (фанатизм групповой приверженности); сила или
слабость эго, мистический
страх (страх Небытия), психологический страх (страх мистического страха);
антагонизм ид и супер-эго при отсутствии посредничества эго (из-за его
слабости); вертикальный другой - горизонтальный другой; (идеалистический)
культ как фактор защиты от друговости, (идеалистический) культ как самовозвеличение
и самоувековечивание; диалог разного - антагонизм разного или подобного;
органический атеизм фанатически верующего;
остракистский рефлекс. Частично эти термины покрывают друг друга. Их
определение, а
также описание контекстов их приложимости - в тексте глав и заключения.
_____________________________________________________________________________________________
|