/
Введение. Нетерпимость к иному
в тоталитарной психологии.

                                                                                       Советский по духу человек готов «бить
                                                                                       морду» каждому, кто осмеливается
                                                                                       сказать что либо противоречащее его
                                                                                       представлениям и оценкам, и этим
                                                                                       лишь обнаруживает кэгзбэсовский
                                                                                       «рефлекс», присущий всякому
                                                                                       тоталитарному поведению.

     Тоталитарная психология проявляет себя в неспособности мирно сосуществовать с инакомыслием, инаковерой, иным образом жизни. Каковы её составляющие? Что такое тоталитарность как психологический эквивалент тоталитаризма? Что обуславливает 
тенденцию отвергать непохожее на тебя как несовершенное по сравнению с тобой? Что побуждает верить, что то, что тебе присуще - естественнее и лучше, чем то что на тебя 
непохоже? Что толкает людей быть проповедниками и пропагандистами своего вместо 
принятия скромной позиции исследователя жизни? Что переключает внимание человека 
с бытия собой, со следования собственным нормативам - на превращение нормативов этих 
в

некий универсальный стандарт и на догматическую защиту этой их универсальности, 
подчас требующую их же нарушения? Почему человек, вместо того, чтобы жить согласно 
своим же идеалам, «на деле» доказывая их правоту, старается убедить всех других в их 
величии и всеприложимости? Почему он, вместо того, чтобы быть собой, требует от других, чтобы они были - как он? Из попыток ответить на эти и подобные вопросы родилась данная книга.
     Нетерпимость к друговости, как кажется, стоит на четырёх китах.
     1. «Рефлекс» унифицирования социальной жизни, стремление подстригать её формы в соответствии с тотальным стандартом, а также склонность «нормально» себя чувствовать 
лишь в однородной человеческой среде (где люди похожи по взглядам, привычкам ...). 
Одним из проявлений такого пристрастия к унифицированной человеческой среде 
является боязнь аномии, любой неожиданности и непредсказуемости в образе жизни и представлениях о мире. Вера в то, что должен существовать один. трафарет мироощущения 
и поведения для всех, что разнообразие стилей жизни пагубно и является декадентским симптомом.
     2.Наивная абсолютизация и превознесение собственного мировоззрения и образа жизни 
и столь же беззастенчивое ниспровержение всех, кто на тебя непохож. Склонность к самопревознесению (индивидуальному, групповому, национальному и т.д.) и ниспровержению друговости неосознанно маскируется верой в её «объективную» аномальность. Короче, единый для всех трафарет мироощущения и поведения задан «моим», уже данным, образом жизни и мышления.
     3. Тенденция «воздувать культы» - отчуждаться от человеческого измерения жизни, от растекающейся по желобам минут экзистенции. Перенос внимания на фетишизируемые абстракции: религию, идеологию, науку, красоту, мораль, бытовой уклад, бюрократические процедуры и т.д. С одной стороны человек расширяет себя, продлевает себя этими 
проекциями, возвеличивает и увековечивает себя в них, с другой же - он порабощаем ими 
и превращаем в пищу для них. Иными словами, универсалистский трафарет, являющийся проекцией того, что присуще «мне», должен быть «идеализирован», должен восприниматься 
не только как идеальный, а как идеалистический стандарт.
     4. «Политиканский синдром» - потребность в постоянной психологической войне с 
носителям друговости, несознаваемой подоплёкой которой является своеобразное 
онтологическое соперничество - борьба за онтологическое превосходство. Психологическое политиканство углубляет нетерпимость к друговости до ранга религиозно значимого отправления, превращает её в разновидность символического жертвоприношения. Сущность политиканского синдрома в одержимости борьбой с кем-либо или чем-либо. Это позиция против-вопреки-наперекор-назло-в пику-в знак протеста-наоборот. Действительно,«всеприложимый»,всечеловеческий трафарет, созданный «мной» или «нами», самой сакральной всеценностью своей заслуживает воинствующей пропаганды и борьбы за 
его процветание.
     Выявление вязи переменных, составляющих эти четыре узла тоталитарной психологии, 
в которые завязана нетерпимость к друговости - представлено в главах книги. Экстракт психологической динамики этих переменных намечен в заключении. Вот главные из них: 
мистика страха Божия, мистика богоизбранности (коллективная или индивидуальная), 
мистика сакральной спонтанности; псхологические защиты против (неосознанного) страха Небытия: догматизм (мировоззренческое доктринерство или поведенческая стереотипность), клановость (фанатизм групповой приверженности); сила или слабость эго, мистический 
страх (страх Небытия), психологический страх (страх мистического страха); антагонизм ид и супер-эго при отсутствии посредничества эго (из-за его слабости); вертикальный другой - горизонтальный другой; (идеалистический) культ как фактор защиты от друговости, (идеалистический) культ как самовозвеличение и самоувековечивание; диалог разного - антагонизм разного или подобного; органический атеизм фанатически верующего; 
остракистский рефлекс. Частично эти термины покрывают друг друга. Их определение, а 
также описание контекстов их приложимости - в тексте глав и заключения.
_____________________________________________________________________________________________
п