.
Глава 10. Правдойстцы, культуръегери и
талантулы в талантелле прококопания
и пророкоупования.
Талантов много, духа нет.
Перифраз из Б. Пастернака
Этот недоглавок - всего лишь добавление к предшествующему.
Он не представляет
читателю специфической группы эмигрантов, неформально объединённых
вокруг культа какого-нибудь мировоззрения или образа жизни, как предыдущие
девять глав. Этот довесок
лишь несёт дополнительные концептуальные детализации.
Правдоистец во всей тавтологичности своей
ориентации в жизни - исконнопосконный, просёлочно-котомочный тип русской
жизни. Ища самого Божьего Бога он пришёл к самой церковной церкви и самым
еретическим ересям, потом к самому мраксистскому мраксизму,
потом к самой революционной революции, потом к грузину с веским взором
власти -
народу в рот гулажьи сласти, потом к самому тоталитарному «возрождению»
из
тоталитаризма.
Каждая капля росы в тоталитарной атмосфере
является таким правдоистцем. Каждая
пылинка на тоталитарной почве претендует быть первопылинкой мира. Быть
причастным
к первоистине, нести её самый факелящийся факел им, тёмным, неохваченным,
непробуженным. Правдоистец ищет универсально приложимую и сусально
непогрешимую идею-деспота, истину-монарха всея Земли.
Понятно, что истина, как правдоистец способен
понять её - архаически, тоталитарно религиозна. Стремясь закутаться в неё
как в светоносный кокон он ищет её носителей -
Пророков, и её проповедников - Догматиков. Он жаждет отдать им свободу
в угоду, аорту в реторту, мозги в ни зги. Стремясь быть постаментом под
пятою Истины, правдоистец готов
стать рельефом пятки своего пророка и своего проповедника.
Весь этот паровоз со временем перекочевал
в России в в светскую сферу из религиозной.
В таком освеченно-осовеченном виде он совсем распарился и распаялся
при грузине том с волосьев гладью, кто пёк из подданных оладья. Пророки
были заменены Творцами
идеологии (пророки религиозные пророками идеологическими). Проповедники
были
сменены Пропагандистами. Сменены, в то же время продлеваясь в них.
Пророки и их засвеченная ипостась - идеологи,
а также проповедники и их засвеченная ипостась – пропагандисты - это (в
тоталитарной среде) наставники народные. Они
обладают всего лишь двумя базисными позициями относительно людей: назидательской
и борцовской. Первая - для «своей» паствы; вторая - для «чужих», «пресмыкающихся
во тьме неразумия». Тоталитарная паства, в свою очередь, обладает тоже
всего лишь двумя
позициями - под стать позициям своих «наставников». Первая - это позиция
внятия - для
этих самых наставников; вторая - всё та же бойцовская - для тех же
«чужих».
Ни исследовательской позиции (отсюда научный
обскурантизм), ни творческой позиции (отсюда консерватизм перед лицом изменения
в формах жизни). Последние две позиции,
если
вообще способны существовать в тоталитарной системе, то придушенными
и приглушёнными. Отсюда неизбежное отставание в развитии разнообразия жизни.
Если в подвалах тоталитарного замка, где куполообразные
своды пророчествуют и идеоложствуют.где инкрустированные решётками стены
проповедничают и
пропагандируют - возникает собственно культура, то это может лишь на
первый взгляд
значить, что прокладывает себе дорогу нечто отличное, нечто вне пророчеств
и идеологий,
вне проповедей и пропаганды. В тоталитарной атмосфере вместо расшатывания
отношений: пророк-проповедник-паства-чужие; и идеолог-пропагандист-масса-чужие
- новая среда – культура как таковая - становится объектом вторжения привычных
стереотипов поведения
и чувствования. Культурные ценности начинают восприниматься как разновидность
религиозного и идеологического культа. Создатели культуры - талантулы,
видятся как новое воплощение пророков-идеологов. Носители культуры и её
сеятели – культуръегери, видятся
как новое воплощение проповедников-пропагандистов.
Учителя, популяризаторы, публицисты, журналисты,
лекторы, газетчики в тоталитарной
среде - те, кого я называю культуртрегерствующими культуръегерями -
всё те же старые наставники «малых и неразумных». Только проповедуют-пропагандируют
они не
религиозные и идеологические мистерии и материи, а культурную тематику
и проблематику.
В России культура к моменту революции 17-го
г. была вобрана в жизнь больших городов,
но несла бремя абсолютистских чаяний и экспектаций. Научные идеи и
художественные
школы воспринимались религиозно-догматически. Их творцы ощущали себя
отцами человеческого рода, пророками будущего, осиянными нимбом собственного
таланта.
Талант талантула (создателя науки, искусства,
«культурного» мировоззрения, вкуса
потребителя культуры) - то же, что нимб у пророка и харизма у идеолога.
Не все талантулы талантливы, но все поклоняются таланту как жизненному
флюиду, как самому гену духовного величия и могущества. Культура становится
новым изданием тоталитарных отношений.
Религия культурных моделей и символов репрессирует развитие в человеке
человеческого, жизненного, как ортодоксальная религия репрессировала тело,
как тотальная идеология репрессировала спонтанную жизнь. Талант становится
пророческим мандатом, гарантией идеологического ясновидения, средством
самовозвеличения и ниспровержения других.
В советском тоталитаризме 70-80-х гг., постепенно
отодвигающем из фокуса внимания советских людей идеологов и пропагандистов
и лишь в крошечной степени ставящем на их
место новых пророков и проповедников - тоталитарные чаяния (поклоняться,
превозносить
себя в поклонении этом и ниспровергать всех, не участвующих в твоём
культе) - прошиты
и простёганы разноцветными нитками культурных интересов и просветительской
деятельности.
Каждый талантул претендует на надзвёздный
трон. Каждый культуръегерь вздымает культурную пыль, вербуя поклонников
талантулам, размахивая лампами культурпросвещения. Сверхзадача талантула
- потрясать, ошеломлять, очаровывать, покорять. Сверхзадача культуръегеря
- вербовать. Жизнь превращается в талантеллу символических
жертвоприношений. Культура не исследует, а диктует, выражает не человека,
а человеческий поиск абсолютов, не интерес к человеческой уникальности,
а борьбу за онтологическое превосходство и тех, кто её создаёт, и тех,
кто её популяризирует, и тех, кто её потребляет.
Талантул доказывает свою «богоизбранность»
через создание «вещей» - через способность творить (символический) мир.
Идолизация таланта есть абсолютизация творца (талантула)
плюс абсолютизация «вещей» (созидаемых культурных продуктов - научных
идей и гипотез, произведений искусства). Это двойное идолопоклонничество
- человеку и вещам, вместо развития человеческой способности жить с друговостью
других, в жизни и культуре.
В добавлении вещепоклонничества к человекопоклонничеству
- весь объём развития психологии советских людей со времени того грузина
- жития, кто ставил вместо
жита «Я».
_____________________________________________________________________________________________
|