.
Заключение. Заметки к теории 
нетерпимости к друговости

3. Социологический аспект.

      Плюралистическое общество - это множество вер и безверий, социальных ритуалов, мировоззрений, атмосфер жизни - в сосуществовании и даже в диалоге. Диалог предполагает готовность вступающих в него изменить свои взгляды в связи с восприятием взглядов другого человека. Но это изменение собственных взглядов в диалоге с друговостью не есть отказ от собственного мировоззрения и принятие мировоззрения другого. Творческое изменение собственного мировоззрения в связи с диалогом может быть столь же неожиданным для самого этого мировоззрения, как и по сравнению с мировоззрением другого. В плюралистическом континууме нет ни полностью верных, ни полностью неверных мировоззрений и стилей жизни. Различные взгляды, сталкиваясь, способствуют конструктивному видоизменению друг друга. Только в тоталитарном континууме, где мыслится естественной только одна (тотальная) всеистина - из двух мировоззрений (или точек зрения) - только что-нибудь одно может быть правильным.
     В плюралистическом континууме ни одно из существующих мировоззрений ни абсолютно правильно, ни абсолютно ошибочно. Все из них относительно правы и относительно неправы, причём отсутствует пафос выяснения степени этой правильности или неправильности. Что важно, так это оправданность мировоззрения субъективным опытом. Всякому мировоззрению гарантирован определённый минимум права на существование.
    

При конфронтации же мировоззрений в тоталитарном континууме немедленно начинается «игра» в «царь горы», где каждое из них, норовя сокрушить все другие, взбирается на вершину первоистинности, стараясь оккупировать трон «абсолютно правильного». Все другие мировоззрения (вместе с их носителями ) сбрасываются к подошве горы, корчась там в жалкости «абсолютной ошибочности».
     Так как мировоззрения в плюралистическом континууме лишены зрака абсолютности, однако, всегда обладают хотя бы минимумом приемлемости, у них нет претензий «побеждать» другие, и, след., они спасены от необходимости «покоряться». Они не интерпретируют друговость как одержимость духами зла. При тоталитаризме разговор с друговостью один - экзорсизм; и проповедь собственного мировозрения есть ритуал экзорсизма. 
<.....................>
_____________________________________________________________________________________________
п