..
     Леонид Финкель 

     «ЭТА ЕВРЕЙКА НЕФЕРТИТИ!» 
     (продолжение I I) 

     А толпа все росла. 
     Мы искали стелу Мернептаха. 
     Мои друзья то и дело показывали мне на стелы, которые очень походили на ту, что я искал, а я тут же находил различия. 
     Всех охватил азарт поиска. 
     - Что Нефертити! - рассуждал я. - Только звено в целой цепи! Вот разгадать бы, почему евреи ушли из Египта! Учитывая размножение израильтян, Египет вполне мог стать еврейской страной. В конце концов, предлагал же Герцль в качестве еврейской страны Уганду! Тем более, что сам Яаков предвидел это размножение. 
Нет? Прекрасная земля Кеме. В отличие от красной земли (пустыня) и великого зеленого (море), слово Кеме означало Черная. 
     У египтян были свои странности, возможно, вполне закономерные. Человек на их языке означал: египтянин, Страна Бога - восток. Слова Бога - письмо. 
     Жители Кеме верили, что человек мыслит сердцем. Слова «у него нет сердца» означали - глупый, «есть сердце» - умный (17). Эмоциональным израильтянам такая градация вполне могла быть по душе. 
     Уже в древние времена египтяне знали, что лучше быть «богатым и здоровым, чем бедным и больным». Поэтому знатных людей называли «большими», а простых - «малыми», «несчастными», «ничтожными». Богатые ходили в париках, бедные - с непокрытой головой. И все с небольшими козлиными (подвязанными!) бородами. 
     Видимо, столкновения между теми и другими не были редкостью, в особенности, в кризисные для страны моменты. И до дикости доходило. В «Речениях Ипусера (Ипувера)» одного из вельмож, по-видимому, пострадавшего от восставших, читаем: 
     «Царь захвачен бедными людьми... Столица, она разрушена в один час...» 
     В другом месте: «Тот, который не имел своего имущества, стал владельцем богатств... Дети сановников в лохмотьях...» 
     А вот уж и вовсе реалистическая картина, весьма распространенная в двадцатом веке, подтверждающая знаменитые строки «Интернационала» «ктобыл ничем...» 
     «Дети знатных разбиваются о стены... Тот, который не мог себе построить хижину, он стал владельцем дома... Тот, который не спал рядом со стеной, он стал собственником ложа... Тот, который никогда не строил себе лодки, стал владельцем кораблей... Тот, который спал без жены из-за бедности, он находит благородных женщин... Тот, который не имел своего хлеба, стал собственником закрома» 
     Согласимся, настоящий простор для любителей классового подхода! 

     Но главное - еды было много... 
     Вполне можно было жить. 
     Вот только эти кощунственные чудачества. Стар и млад говорят: «Я хотел бы умереть». Дети говорят: «Лучше бы нам не родиться». Зачем гневить Б-га? 
     А гигантские языческие изображения? 
     Вообще, эта гигантомания! Свитки папируса длиной в тридцать - сорок метров! 
     И это множество богов... 
     Не только египетских, но и тех, что завезли в Египет финикийские купцы, выстроившие целый квартал с храмами иноземным богам, многочисленные азиаты с их азиатскими богами Бэл, Решеф, богинями Астарта, Анат и Кадеш. Впрочем, мы уже о них говорили. 
     О, если бы египтяне не надеялись на Нил, строили бы все - от мала до велика - не усыпальницы, а оросительные каналы, обрабатывали поля - раем сделалась бы та земля. Царством инков, где из золота делали не деньги - игрушки... 
     Да, египтяне создали ирригационную систему, но все же, весьма ограниченную. 
     Но они были самоуверенны и чванливы. И Эдемский сад - не где-нибудь, а здесь, рай человеческий здесь, а не в горах Армении. 
     И верили, что страна Кеме - середина и пуп Вселенной. 
     В одном из папирусов Рамсеса II сказано: «Фивы существовали раньше любого другого места: вода и земля были там от начала времен, и сотворение Мира и Богов произошло в Фивах волею их бога Амона» (18). 
     Тут уже Яакову время улыбнуться, ибо насчет «середины и пупа» у него были более подробные и точные сведения: он знал холм, где поставил памятник и полил маслом каменное свое изголовье. Здесь привиделась ему лестница с ангелами, соединяющая Небо и Землю. Здесь была середина Вселенной... 
     С кем было поделиться Яакову своими размышлениями? Скорее всего, с Иосифом. И, вероятно, только с ним. Приближенный к фараону мог сделать важное дело - обратить фараона в другую веру! Вот ради чего блукал да скитался народ - ради великой Миссии своей, ради миссионерства! А вдруг в этом-то и заключалась великая духовная роль, а голод - только повод для похода в Египет?! 
     Во всяком случае, нужен первый толчок. Для постоянного давления мужчина, пусть даже Иосиф, не годился. Иосиф мог сделать только то, что уже однажды сделал: навести фараона на мысль, как навел его в случае с назначением своих братьев в земле Госем. 
     Здесь должна была сыграть свою роль женщина. 
     Разве не понимал этого лунный странник Авраам, назвавшись братом Сарры, разве не понимал, что сумрачная красота ее достойна обогатить отборный запас фараоновых жен? 
     Разве еврейские мужи не использовали свих жен, дочерей в качестве чужих наложниц, имея далеко идущие планы? 
     И сколько ни называла великая русская литература еврея «презренный жид», для еврейки всегда делалось исключение: прекрасная Ревекка у Пушкина, например... 
     Прекрасная еврейка - целая поэма, замечательный любовный роман, сладостнейший из напитков! 
     Тех из мужей, которых воспоминание о еврейских женах настраивают на другой лад, отправляю к анекдоту о бочке с медом и ложке дегтя. Ибо, скорее всего, они открыли бочку не с той стороны... 
     Блондинка - добродетельная, но скучная арийская домохозяйка. 
     Черноокая дочь Востока - зловещая пифия, кровавый вампир. Откуда, думаете, шабат? - вопрошали средневековые инквизиторы? От «шабаш»! 
     Шабаш еврейских ведьм! Это племя такое, еврейское, менструации - даже у мужчин... 
     «Плодитесь и размножайтесь»! Ну разве не привлекательно? 
     Не случайно вполне обычная вавилонская женщина Иштар приглашает юношей всего города (120 человек!) в «тень стены», сильно смахивающей на район современных массажных кабинетов. И все они, эти юноши, соблазняются предложением, и каждый из них совокупляются с ней «семь раз спереди и семь раз сзади»... 

     Прекрасная еврейка! 
     Нефертити?.. Она? 

     Тут нам надо сделать хотя бы приблизительные подсчеты. 
     Большинство ученых считают, что евреи вышли из Египетского плена при фараоне Рамсесе II Великом (1317-1251) или (1279 - 1212). 
     Другие, как мы уже отметили, - что событие случилось при его сыне, уже упоминаемом Мернептахе (1212-1202). 
     Известный английский писатель, египтолог Генри Хаггард называет еще одно имя - фараона Аменмесеса, который непродолжительное время - год или два - занимал престол в промежуток между смертью Мернептаха и воцарением его сына Сети Второго (1231-1225). О судьбе Аменмесеса почти ничего неизвестно, его тело не обнаружено среди мумий царей Египта. Ученый делает вывод, что он принял смерть в водах Красного моря («В древнееврейских текстах название места, где погибло египетское воинство, звучит «Ям Суф», что значит Тростниковое, или Камышовое море. Современными исследователями выдвинуто несколько версий о его местонахождении» (19). 
     Общепризнанный знаток библейской археологии Роберт Т.Бойд (20) временем исхода считает правление Аменхотепа II (1491-1465). А по мнению исследователя Рудольфа Коэна, исход произошел не в 1200 г. до н.э., при правлении Рамсеса II, как считают большинство ученых, а на 1000 лет раньше! 
     Есть еще одна, просто фантастическая система счета у великолепного еретика Иммануила Великовского, имени которого многие ученые не могут без дрожи слышать... 
     Если все мнения историков свести «в четкую и легкообозримую таблицу» получится, что для Исхода предлагаются следующие даты: «... -1580 год, -1450 год, 1358 год, -1220 год, и -1186 год (знак «-» здесь означает «до нашей эры»). Или еще проще: между - 1600 и -1100 годами...» 
     Историкам только остается гадать о разнобое в датировках Исхода. Именно такой разнобой помог мученику науки все тому же Иммануилу Великовскому идентифицировать египетскую царицу Хатшепсут с царицей Савской, которая ездила на смотрины к царю Соломону. 

     Решительный, как все не ведающие, что творят, мнение большинства я отбросил сразу. 

     Рамсес Великий? Личность поистине уникальная, достойная целой главы в Книге рекордов Гиннесса. Его триумф и сегодня зрим, как ни один другой. Чего стоят колоссальные статуи перед входом в пещерный храм в Абу-Симбеле! 
     Это он - «благой бог». Он «подавил юг и покорил север, сражаясь своим мечом. Он «подобен огню, наступая, - и нет воды, чтобы погасить его. 
     «Черная Земля и Красная Страна - под его сандалиями, Палестина и Куш (Нубия) зажаты им в кулак. Египет восклицает: «О благой правитель!», так как ты расширил его границы навек». 
     Даже если отмести в сторону традиционное хвастовство (часто он приказывал высекать свое имя на сооружениях, построенных вовсе не им), его победа над хеттами впечатляет... 

     Он правил Египтом 66 лет (по другим данным, 67)! Построил самое большое количество храмов, обелисков и монументов, имел рекордное число жен (восемь, не считая наложниц) и детей (по некоторым данным, 162, целый колледж!). Ни один фараон не мог соперничать с ним по этим важным показателям монаршего величия. Он расширил границы своей империи до Ливийской пустыни на западе и современного Ирака на востоке, до Турции - на севере и Судана - на юге. 
     Подписал первый в истории человечества мирный договор (с теми же хеттами). Это его имел в виду Геродот, рассказывая историю египетского царя Рампсинити, который при жизни спускался в загробный мир и там играл в кости с богиней Деметрой (при возвращении его на землю подарила ему золотое полотенце - символ жизни, хорошего урожая, богатства)... 
     Как говорится, погулял на славу! 
     А поглядеть на мумию - страшилка. 
     Старый человек с удлиненным лицом... 
     Между прочим, вовсю погулял и после смерти. И где, подумать только?! В Париже! 
     В 1977 году мумию Рамсеса II Великого доставили в Париж на самолете французских ВВС, который летел на небольшой высоте, с минимальной скоростью, точно единственный пассажир, некогда великий фараон хотел рассмотреть дорогу... 
     Здесь, во Франции, в институте Человека, Рамсеса обследовали в течение полугода, определили, что владыка страдал артритом, атеросклерозом и сильно мучился от зубной боли. Все это серьезно напоминало бы: «Больной потел перед смертью?» На самом деле мумию фараона лечили от 90 видов бактерий и микробов! 
     И все бы ничего, да кто-то из газетчиков выплеснул сенсацию: мумию тайно посетил министр обороны Израиля, археолог-любитель Моше Даян. 
     Дальше - больше. В «лучших» тонах дела Дрейфуса (или Бейлиса - еврейских дел-то сколько угодно) египтяне стали поговаривать, что на самом-то деле мумию выкрали израильтяне, как выкрали Эйхмана, и что Рамсеса Великого будут судить за то, что он не отпускал «народ мой». Как будто десять египетских казней - вовсе не наказание! 
     В Египте Садат приказал закрыть зал мумий египетских фараонов. Он вовсю готовил египетско-израильский мирный договор и, как мог, пытался успокоить общественное мнение. 
     О том, как «лечили» мумию, как перехватил инициативу американский институт Поля Гети, который разработал принципиально иной, нежели французский, способ консервации мумии, можно написать по меньшей мере приключенческую повесть. Достаточно сказать, что египтяне послали в Лос-Анжелес безымянную сорокалетнюю женщину, которая жила 3 тысячи лет назад! Ее мумия была обнаружена в Луксоре. Когда мумию вернули египтянам, те нашли бывшую женщину помолодевшей лет этак на 500! 
     Все хорошо бы, но ведь изначально решил быть верным Торе, которая утверждает, что фараон, преследующий евреев (по характеру очень похожий на Рамсеса II), утонул, а вот мумия его - целехонька! 
     Правда, первенец его, согласно библейской традиции, стал жертвой последней десятой казни, сломившей фараона и побудивший, якобы, его отпустить на волю еврейских рабов. Это смущает. Это в пользу Рамсеса, гонителя евреев. Но гонитель и фараон, который отпустил «народ мой» - не одно и то же. Для «гонителя» Рамсес очень даже годится. И, кстати, не один он... 
     Как мы уже предположили, не подходит и Мернептах, тринадцатый сын Рамсеса Второго. 
     И вот только желчный и ироничный Амнемсес, чье правление не обнаружишь даже в учебниках, утонул в море! 
     Поскольку Тора чаще всего дает точные указания на рождение, можно, исходя из таблицы, предложенной А.Кобринским (21) и наших поверочных вычислений, предположить, что тридцатилетний Иосиф предстал пред очи фараона Тутмоса I (1538-1525), а умер при Аменхотепе III (1455 - 1424) (22). Имя фараона Тутмоса I здесь весьма кстати, так как именно при нем были сделаны первые попытки реформировать религию в Египте, заменить многочисленных египетских богов единобожием. Но вместе с тем сегодня нет точных сведений и о более близких событиях. Египтология, как правило, опирается на хронологию, предложенную египетским жрецом Манефоном. Но дело даже не в том, что реальность этого человека небесспорна (не он, так другой) Манефон, например, называет годом промежуток времени, который вовсе не обязательно соответствует 365 дням (в Древнем Египте было по меньшей мере три календарных системы). Здесь вероятно, необходим не только археологический или исторический подход, но и астрономический, и философский, и логический, не мешает и простой здравый смысл. 
     Не трудно предположить, что на самом деле временные рамки более гибкие. И Иосиф, скорее всего, получил в свои руки замечательный материал - 13-14-летнего наследника Аменхотепа III - Аменхотепа IV (Эхнатона), материал из которого делаются гении. Все это время у Иосифа не было не столько возможности, сколько благодатного материала под руками. Ему нужен был только гений. И он явился - подросток с чрезвычайно большой головой, тяжелыми сонными веками, сентиментальным выражением лица и пухлыми девичьими губами. Скорее всего, будущий фараон больше всего проводил времени в дворцовом саду, среди цветов, птиц, бабочек. Из последующего врачебного освидетельствования мы знаем о странной форме его черепа, которая является доказательством того, что мальчик имел склонность к эпилепсии. Его отцу Аменхотепу III трудно было предположить, что мальчик сумеет сосредоточить в своих руках власть над Египтом, бороться с тем же верховным жрецом - ведь сам Аменхотеп III не решился объявить тому открытую войну, так как ему просто не на кого было опереться. Видимо, юный наследник кое-что слышал о тайной борьбе родителей с верховными жрецами - слова Иосифа могли сыграть тут весьма и весьма значительную роль. Мальчик провел свое детство и юность на чужбине, странствовал от двора к двору, из страны в страну, о его существовании никогда не упоминалось в период царствования Аменхотепа III. Его детские и юношеские годы исследователи часто сравнивают с годами изгнания Эдипа. Тут многое сходится - Эдип и Эхнатон... Возможно, ему, как Эдипу, в раннем детстве грозила смерть, оттого и выслали. Во всяком случае, ненависть к сонму богов и их служителям была у мальчика, можно сказать, в крови. Он был враждебен ко всей иерархии, господствующей в Фивах и его царстве. Он был готов и к разрушению и к созиданию. 
     Да, он был гений - Аменхотеп IV (1424-1388), принявший позднее имя Эхнатон, что означает «Угодный Атону». Он-то вскоре и зажегся «перестройкой». (Интересно, горбачевская - которая по счету?) 
     Снова возвратимся к дате исхода. Как мы уже убедились, разные национальные историографические школы предлагают разную датировку исхода: российская - 1419 - 1400 до н.э., немецкая - 1364 - 1347. Человечество переживало катаклизмы. Его история прерывалась гигантскими катастрофами, менялись календари, даты, хронологии... 
     Совершенно точно определяет эту дату Тора: месяц Авив 2448 года от Дня Творения (1312 год до н.э.). Но ведь существует и весьма распространенное мнение, согласно которому массовому исходу в ХШ веке до н.э. предшествовал другой исход людей, гораздо меньший по количеству. Возможно, это были отдельные группы, которым фараон (Эхнатон) не стал препятствовать... 
     Томас Манн в своем знаменитом романе реконструирует разговор Яакова не с кем-нибудь, а с Эхнатоном! И ни разу не сокрыл этого имени, хотя вполне мог назвать его, как и Тора, Паро. Разговаривать с Яаковом так, как разговаривал фараон вполне мог и Тутмос I и тем более Хатшепсут. Добрые, хорошие отношения были у Иосифа и с Аменхотепом III. Заядлый охотник, он почти все время проводил в обществе одних только мужчин, а под конец жизни одевался в женское платье (во всяком случае, в таком одеянии он изображен на стелах. Предполагают (Великовский), что в этом можно видеть отражение гомосексуальных («пассивных») наклонностей фараона. Правда, потакая своим слабостям и похоти, он поместил одну из своих дочерей в свой личный гарем, вызвав гнев ее матери - ревнивой и мстительной царицы Ти... 
     Но главное, он был миролюбив, его 36-летнее царствование считается  благословеннейшим периодом в истории Египта, а, как известно, «лучший университет - счастье» (Пушкин), счастье весьма и весьма располагает к миролюбивым и неспешным разговорам... 

     «Главная ошибка современной науки заключается не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционной манере, в которой о ней говорится, тогда как сама эта хронология основывается на весьма и скромных и вовсе эфемерных доказательствах», - замечает Хорхе А. Ливрага (23). 
     В истории, как и в окружающей жизни, много мифического, символического. Это, хвала Б-гу, будит воображение. Древние считали, что в мире ничего нет абсолютно истинного, как и абсолютно ложного. Это и заставляет вращаться Колесо Истории... 

     Чего добивался гений? Подлинной революции! Ну ладно, перенести столицу в новый город Ахетатон (на полпути между Фивами и Мемфисом) было еще полбеды, хотя и определенным вызовом. Но здесь он основал не только новый царский двор, но и новый культ бога Атона. 
     Солнечный диск египтяне и раньше называли атоном. Теперь же этот пылающий диск должен был стать олицетворением живого божества, которое заменило бы все прочие. И это в стране, где богов сотни! И еще больше жрецов, которые поклонялись этим богам и которых Эхнатон сделал безработными. Уже одного этого было достаточно, чтобы растревожить страну. 
     Как и при всякой революции, первым делом стали рушить памятники. Статуи прежнего бога Амона разбили вдребезги. Имя его всюду соскабливали, выцарапывали, стирали со старательностью советских администраторов (вспомним надписи на мавзолее: сначала «Ленин», потом «Ленин» и «Сталин» и, наконец, снова «Ленин»). Или учителей, которые приблизительно так же вымарывали из книг имена «врагов народа»... 
     Даже слово «боги» вымарывалось Эхнатоном. Даже имени своего отца Аменхотепа III, в состав которого входило имя бога Амона - и того новый царь не пощадил, приказал стереть. 
     Память о боге Амоне должна была исчезнуть навеки. 
     Хорошо, что хотя бы пьедесталы оставляли! 
     Вот на этот пьедестал и водрузили нового Атона. С ним великий Эхнатон должен был слиться после смерти... 
     Не сразу, конечно, водрузили. Сначала богу Амнону нашли противника по фамилии Ра-Горахте, который изображался в виде бога Горахте с головой сокола, украшенного диском солнца, но «блеск света, находящийся в диске солнца» не давал Эхнатону покоя. 
     А тут еще новый фараон покровительствовал не тем, кто получил свой ранг и свое богатство по наследству, а тем, кто вышел из низов... 
     Учебники советской поры пишут, что «проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на...» и далее все по советской шкале ценностей: «низшие слои», «средние слои»... Конечно, их, нуворишей, во все времена было немало. Думаю, что опирался он на провидчество Иосифа и волю своей жены, красавицы Нефертити. 
     Разрушал храмы и строил новые. 
     Разрушал одни города и строил другие. 
     Искал заговоры и, разумеется, находил. 
     Вскоре начнется полная ликвидация новой затеи, культ бога Атона, имя Эхнатона также уничтожат, как делал это Сам. В ярких красках будут описываться бедствия, которые претерпела страна при царе-еретике. 
     И все же он был гением. 
     Он был гением и имел гениальную жену-еврейку. 
     Как все гении, в борьбе с дурью он бесконечно устал. И дурь стала побеждать: 
    

- Как это жить, по-иудейски, что ли? С одним богом? Ну добро, свои бы все придумали, а то чужие... Что там они в мацу кладут? 
     То-то и оно. 
     Не будь Нефертити, Эхнатон наверняка сдался бы куда раньше. А так сначала просто стал уставать, а дальше надорвался. И отношения с Нефертити стали иными. 
     Впрочем, пора рассказать и о ней, благо, что сотни книг написаны про красавицу, а что если не вся правда? 
     Ученые установили, что имеется примерно три с половиной сотни египетских женщин, которые включены в круг царских (24). Вообще же древнеегипетские женщины, в отличие женщин на Востоке, и в те и в позднейшие времена отличались равенством в правах с мужчиной (прежде всего в имущественных правах). О них чаще всего говорили в комплиментарном тоне. Еще бы! Продолжательница рода, воплощение женского начала в божественной власти. Древние греки и думать не могли о таком! Все же до Нефертити наиболее известной была женщина-фараон Хатшепсут, которая оказалась на троне при помощи немыслимых комбинаций (она была законной дочерью фараона Тутмоса I, женой и сестрой по отцу одновременно Тутмоса II, тещей и одновременно тетей Тутмоса III - с ума сойти можно!) 
     Она была и умница, и красавица, и полководец, и строитель, люди целовали землю у ее стоп, ликовали, восторгались. Оказавшись на царском троне, откинула от своего имени окончание женского рода, стала носить мужское платье, даже накладную бороду. Позже следы ее деятельности будут ревностно уничтожаться, но она выстроила храм невиданной мощи и размеров в Дейр эль-Бахри, даже время не стерло его с лица земли. И имя этой женщины сохранилось... 
     Все тот же Роберт Т. Бойд предполагает, что именно она, Хатшепсут, нашла младенца Моисея в корзине среди тростника. 
     Почему бы нет? И вообще, есть ли такие «да» и «нет», которые нельзя предположить в древней истории? 
     Все же мне кажется, что то была одна из дочерей Эхнатона и Нефертити... 

     После Нефертити, пожалуй, еще только две женщины могли поучаствовать в соревновании по популярности с Нефертити - Нефертари, «жена царева (Рамсеса II) великая любимая его» и Клеопатра. И та и другая отличались редкостным обаянием. Не это ли обаяние составляло тайну этих женщин? Именно об этой тайне говорит, рассказывая о Нефертити, крупнейший египтолог (Ю.Перепелкин): «Своим необыкновенным положением рядом с повелителем мировой державы Нефрэт (современный вариант написания имени Нефертити) была обязана не рождению, не государственными способностями, а обаянию, от нее исходившему, власти над сердцем самовластного супруга» (25). 
     Что же было в действительности? 
     В декабре 1912 года немецкая археологическая экспедиция, которая вела раскопки близ Амарны (правый берег Нила) - в бывшей 3300 лет тому столице фараона Эхнатона, обнаружила мастерскую скульптора. 

     Одна из версий - еще при отце Эхнатона Аменхотепе III митнийский правитель отправил в Египет свою очень молоденькую и чрезвычайно красивую дочь. Аменхотеп III был очарован. Было у него что-нибудь с юной дивой, не было - история об этом умалчивает. Мне показалось, что советские египтологи вообще не очень охотно говорят о митнийском правителе и о корнях Нефертити - египтянка и все. Быть может даже родственница. Считают (Ю.П.), что отличить Эхнатона от Нефертити на их изображениях может только специалист, профессионал - похожи как две капли воды. Следовательно - родственники, быть может, даже брат и сестра, то есть от одного отца - Аменхотепа III... 
     Действительно, схожи. Ну не так чтоб уж вовсе нельзя было отличить непрофессионалу. Но, повторимся: что, если то дана была установка художнику? С одной стороны полная зависимость от облика фараона, даже чисто внешняя (о чем мы уже говорили), с другой: духовное слияние вплоть до физического сходства. И хотя художники во многом отступали от традиций именно в ту эпоху, все же были и пределы дозволенного. 
     Но будущий царь-реформатор увидел ее тогда же, при дворе отца. Влюбился. Для него как будто бы не было предыстории любви, а сразу началась любовь. 
     Ее изображений так много, что уже одно это может стать уникальным явлением в истории всемирной культуры. Таких почестей, пожалуй, не удостаивалась ни одна другая царица за предшествующие две тысячи лет существования египетского государства. Нечего и говорить, что подобного не было и в других древневосточных странах. 
     Только ли это любовь? 
     Одни утверждают, что да, только. И эта неразлучность Эхнатона и Нефертити поражает. Жена сопутствует фараону везде и всюду. Разве что в государственные дела не вмешивается. 
     Только любовь... 
     Да? А как же объяснить рельефы, где Нефертити дарует государственные привилегии? Прямо из окна дворца награждает жрецов, наместников, приближенных к царской фамилии. Или вот вместе с царственным супругом ее несут на золотых носилках к месту, куда прибыла дань из подвластных стран. 
     Еще она. Одна, без супруга заносит боевую булаву над головами иноземных врагов страны. И даже не останавливает то, что нежная, грациозная царица не очень смотрится с этим убийственным оружием в руке. Надо так надо, что делать? Красота хороша, когда помогает политике, а не наоборот... 
     Или она «владычица обеих земель». «Госпожа Верхнего и Нижнего Египта». Даже «госпожа земли до ее краев»! 
     А вот и вовсе странная сцена: царица сидит на царском троне, а Эхнатон - на обычном сиденье. 
     Нет, что-то здесь не так! Видно, что не только вмешивалась в дела государства, но скорее всего и непосредственно влияла ни них... 
     Но вот сказка кончилась. 
     Умерла дочь. 
     Фараон сломался. Разуверился в грандиозном предприятии, которое стоило столько жертв, столько крови. 
     Эхнатон впадает в депрессию. Некогда крепкое здоровье надломилось. Теперь его живот неестественно выпучен. Широкий таз, узкие плечи, костлявые ноги. Отеки на грудной клетке, бедрах, голенях. Художнику не велено ничего приукрашивать. Скорее всего, фараону все безразлично... 
     И, главное, всюду один. 
     Куда девалась царица? 
     Разлюбил, как разлюбил реформу? Не мог простить смерти дочери? Или, напротив, она продолжала отстаивать реформу, в то время как он разочаровался. И теперь - они на разных полюсах? 
     Надо сказать, с врагами Эхнатон не церемонился. «Перестройка» под руководством Эхнатона сопровождалась таким массовым террором, такими преследованиями «инакомыслящих», которые могут сравниться разве что с известными нам событиями в нашу собственную эпоху. 
     А что если Нефертити не одобряла всего этого, считала, что реформа должна идти другим путем?.. 
     Странно, что Эхнатон ее не уничтожил, не отобрал дворцы, поместья, напротив, все сохранил за ней. Значит, действительно - была любовь. 
     В память о великой любви, что ли?... 
     Она сохранила дворец в самом центре новой столицы. В ее владении виноградники, винные погреба - огромное поместье с челядью, с управляющим, с личной охраной. 
     У нее - хранилище драгоценностей. Корабли, украшенные ее погрудными объемными изображениями. 
     В конце концов, у нее огромный авторитет. На изысканном литературном языке ее славят поэты, к ней обращают молитвы...
     Вот только имя... 
     Имя ее начинают потихоньку выскабливать. Поверх ее имени - пишут другие. Например «Кийя» - новая наложница Эхнатона... 
     Нефертити скончалась примерно на четвертом году царствования своего зятя Тутанхамона, который прославился золотым гробом, редкой коллекцией драгоценностей, украшающей сегодня Каирский музей... 
     Ни гробницы, ни мумии Нефертити не нашли... 
     Она ушла, как дым, растворившись в тумане истории. 
     Все осталось в прошлом - трагедии в семьях дочерей. Не было внуков. И она не стала бабушкой. В 37 лет (сорок - это уже был предел!) чувствовала себя глубокой старухой. 
     Так ли все это - другая история. 
     Но вот с изумлением читаю главы из книги «Откровение Торы» (26) писателя, философа Макса Тартаковского (живет в германском городе Дессау), которому принадлежит ряд интересных работ по истории Ближнего Востока. Одна из глав называется «ЭТА ЕВРЕЙКА НЕФЕРТИТИ!» Все та же еврейка на царском ложе! Правда, без сенсационных доказательств. 
     «Система доказательств, - пишет автор, - всегда может быть оспорена. Приходится идти ощупью. Большинство фактов мировой истории - во всяком случае, древней - отнюдь не абсолютны, каждый признается обычно большинством специалистов, реже - подавляющим большинством, но не упомню, чтоб всеми без исключения. Мы обретаемся в сфере возможного, и если нам представят доказательства обратного, должны будем согласиться с ними. Пока что в объемнейшей научной литературе, рассматривающей события данного круга, мы не видели иных доказательств. И собрав факты и доказательства в законченную логическую мозаику, трактуем некоторые сомнения все же в свою пользу». 

     - Нельзя идти на поводу у собственной увлеченности?! Ерунда, чушь, надо идти именно таким образом... - скажет мне подруга-писательница, с которой мы начинали рассказ. Тайна ее последних в нашем с ней телефонном разговоре слов долго мучила меня (о том - в свое время), и пока мы движемся навстречу друг другу я думаю о Нефертити, о Женщинах, которые сводили сума великих Поэтов. О красавице Лесбии, жившей две тысячи лет тому назад и сводившей с ума поэта Катулла. Он писал ей в одном из стихотворений: «...обманутым сердцем можно сильнее хотеть, но невозможно любить». 
     В голове то и дело всплывала строка из Вознесенского. Он создал свой вариант: «Не покидайте былых возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет.» 
     Неужели нет? 
     Неужели Анна Вульф не слала сумасшедшие письма Пушкину, не сожгла себя Мария Лазич, отвергнутая возлюбленная поэта Афанасия Фета? Мы помним как застрелилась на могиле Сергея Есенина замечательная женщина Галина Бениславская, оставив записку: «В этой могиле у меня все самое дорогое». 
     Мерно шуршит шинами автобус. Молодая чернокожая солдатка с десятком тонко заплетенных косичек дремлет, положив голову на автомат... 
     Струя вентилятора. Строчки стихов - все слилось. 

                           И в полночь на край долины 
                                увел я жену чужую, 
                                а думал - она невинна...

     Когда Федерико Гарсиа Лорка написал «Неверную жену», мадридские шоферы возили его за эти стихи по городу бесплатно! 
     И какая разница, сколько лет Женщине? Тридцать семь ли, как Нефертити, или восемьдесят шесть, как Лилии Юрьевне Брик. В легенду о том, что восьмидесятишестилетняя Лиля Брик покончила собой из-за несчастной любви мало кто верит: «Не может быть, потому что не может быть!» 
     А жаль... 
     Я - верю абсолютно. И если бы такой легенды не было, ее надо было выдумать! 
     Для той жизни в тридцать семь Нефертити была, конечно, уже немолодой. И лицо ее, как говорят исследователи, похудело. И кости в нем обозначились заметней. И морщинки появились. А груди отвисли. И осанка сделалась сутуловатой... 
     Но как изысканно она умела одеваться! Ее тонкие платья можно класть на книжные страницы и читать сквозь них текст... 
     А голос! На рельефных изображениях она возглавляет семейный хор, славя бога Солнца. И даже аккомпанирует себе... 
     И царь не смел мстить. 
     Не смел мстить, потому что все еще любил, утешался с Кийей (та еще авантюристка!), по другим источникам - со своей матерью царицей Ти (эдипов комплекс), но любил Нефертити. Быть может, вспоминал, ну хотя бы ее редкой красоты руки... 
     М.Э.Матье пишет о великолепном изваянии руки молодой женщины, найденной в знаменитой скульптурной мастерской (там, где найден и сам бюст Нефертити). Эта рука «...поражает моделировкой мускулов с почти незаметными переходами из изгибов, легчайшими выпуклостями и впадинами, изумительной передачей ногтей, ямочек у локтя и кисти, чуть видных морщинок кожи на пальцах. Прекрасна была рука молодой женщины...» (27). 

     Будь она египтянкой, не сомневаюсь, все было бы по-другому. Тайна чужестранки продолжала и пугать и волновать Эхнатона одновременно, как волновал единый Б-г, которому он принес себя в жертву. 
     Он понимал, что и его имя предадут проклятию. И будут вымарывать, как вымарывал он имя Нефертити. Скорее всего, представлял, и с какой доходящей до остервенения жестокостью все будет происходить - фараон обладал немалым воображением. Да и нравы времени знал не понаслышке... 
     Нефертити он пощадил. 
     Нефертити-еврейку... 
     Приходилось слышать, что Эхнатон был хорошим поэтом, но худшим из правителей. Возможно также, что он был гомосексуалистом. Современные теории пытаются представить Сменхкара (Саанехта) спутником жизни этого фараона, его женой - мать Ти, а прекрасной Нефертити отводят роль официальной супруги. 
     У него было две семьи, и обе они изображены на барельефах! 
     Последнее - только в пользу его удивительной духовной привязанности к Нефертити. 
     А то, что он вошел в спальню своей третьей дочери Анхесенпаатен, перед тем, как она вышла замуж за своего брата Тутанхамона? 
     Вполне возможно и то, что после 17 лет правления он покончил с собой или же был отравлен ядом, подлитым в чашу с вином. 

     Бог знает, о чем я только не передумал, пока ехал на встречу с подругой. Рефрен все же был один: самое умное, что придумал Б-г - это умение любить Женщину. От любви к Женщине родилось все прекрасное на земле. 

     Здесь хоть несколько слов хочется сказать о моей подруге-писательнице, человеке бесконечно одаренном. Она замечательно рисует, пишет музыку, ее стихами зачитывается вся интеллектуальная элита, а каждое из ее эссе вызывает долгие и яростные споры. Одни ее любят (я в том числе), другие - страстно завидуют, налетают на нее, как ветер. И когда в придорожной грязи я вижу листья, падающие как багряные царевны, я думаю о ней, о ее недругах и о вечном соперничестве добра и зла. 
     Наконец - самое главное - подруга моя так прекрасна, что вообще может позволить себе роскошь больше не иметь никаких других достоинств. Там, за столом, где самой красивой женщине было предложено яблоко, из-за чего, как известно, и началась Троянская война, она была бы на одном из самых почетных мест. Так что можно только предполагать, сколько войн (как между мужчинами, так и между женщинами) началось из-за нее... 
     Она - копия Нефертити. Я могу смотреть на нее часами, как на произведение искусства, на ее черные удлиненные глаза, прекрасную головку, сидящую на лебединой шее. Ее низкий голос неизбежно вызывает волнение - так сказуемое следует за подлежащим... 
     И вообще, иногда мне кажется, что в наших плоских краях, она хранит сердце от фальши... 
     Подруга работала в одном из академических институтов Москвы, занималась загадками Вселенной. Эрудиция ее потрясает. Когда ее особенно ругают, она звонит мне и тихо говорит: 
     - Насчет параллельных линий все оказалось правдой... пересеклись... 
     С тех пор я верю ей безоговорочно. 

     - Ну-с, с чего начнем? - спросила она, когда мы уселись в тени, в уютном иерусалимском кафе, неподалеку от таханы мерказит. 
     - С твоего любимого пива «Туборг», - сказал я. 
     Мне вообще не хотелось говорить. Когда я смотрю на нее - все остальное лишнее, мне кажется, что край земли - всюду... 
     Но она точно не видит меня: 
     - Итак, представь себе, когда древние египтяне обрабатывали камни... Эпоху неолита ты, конечно, помнишь? - удостоила наконец она своим вниманием. Я кивнул и она продолжила: - Ни о какой архитектуре, разумеется, и речи быть не могло, но знаешь сколько там было слонов и жирафов? Тысячи! Все, буквально все, сходят с ума, стоит представить их количество. Это было настоящее животное царство, до цивилизации - тысячелетия... И вдруг - пирамиды, которые сориентированы на местности лучше, чем астрономические обсерватории XIX века! 
     - Что значит «вдруг»? 
     - Ну... какие-нибудь тысячу лет, а может быть и того меньше... 
     - Тысяча лет по-твоему «вдруг»? 
     - Еще меньше! - не сдается она. - Во всяком случае, столько же лет отделяет железный рыболовный крючок от стального... Это тебе ни о чем не говорит? Нет? Тогда давай проанализируем ситуацию... 
     И тут вдруг оказывается, что многие уникальные скульптурные и архитектурные сооружения Древнего Египта вообще нельзя датировать, что на пирамиде Хеопса нет ни одной надписи и что эта пирамида приписывается конкретному фараону только потому, что над одной из вентиляционных камер обнаружили картуш, неверно воспроизводящий его имя. 
     - А вдруг его нацарапали в более позднее время, как это уже не раз бывало? 
     Она с удовольствием потирает руки, откидывает волосы, успев сделать маленький глоток из бокала, и загибая пальцы: «первое», «второе», «третье», ругая официальную науку за безапелляционность, наконец, выкладывает: 
     - Здесь виден почерк Великой Атлантиды! Ее единственный осколок - греческий остров Посейдонис. Эта культура и пустила корни в Верхнем Египте, в окрестностях ныне исчезнувшего моря Сахары... 
     Ошеломленный, я узнаю, что потомки древних жителей Атлантиды поселились в районе Фив, воздвигнули две Большие Пирамиды (одна до нас просто не дошла), которые предназначались вовсе не для погребения, а являлись каким-то материальным воплощением знаний, выраженных через ее размеры и их соотношения. 
     Вот когда я вспомнил замечания Гете и его помощника-медика, который говорил о пирамиде как доказательстве какой-то потрясающей цивилизации! Да и лицо Большого Сфинкса первоначально имело черты вовсе не фараона, а одного из Магов - Правителей Атлантиды... 
     Потом - новые катаклизмы. Исчезает море Сахара, и появляется пустыня Сахара. Плато Гиза - покинуто на многие тысячелетия. И когда около 12 тысяч лет назад исчез последний осколок Атлантиды, большая часть материальных ценностей ее находились уже в Египте... 
     Неожиданно для себя оглядываюсь по сторонам. 
     - Ты кого-то ожидаешь? 
     - Боюсь, что меня осудят за шпионаж... 
     Начинам вместе хохотать. Кажется хохочут все, кто присутствует в этом милом тихом кафе, которое не слыхало смеха со дня своего сотворения. Смеются плетенные столы, стулья, смеются какие-то вещи без очертаний и лиц. И она медленно колотит своим маленьким кулачком по столу. И я вспоминаю строку из Иосифа Бродского: «Человек - только автор сжатого кулака, как сказал авиатор, уходя в облака». 
     Я был в облаках. 
     Я понял окончательно: Нефертити - это моя красавица-приятельница. И, значит, Нефертити действительно еврейка - факт непреложный по всем законам Галахи. 
     Вот так решительно, постукивая кулачком по столу, она убеждала Эхнатона, как убеждает меня. Все мои знания о Египте как-то вдруг скособочились... 
     И все же - чем безнадежней, тем как-то проще. 
     Уже ничего не ждешь, настоящее и прошлое сливаются, выходишь прочь из одной жизни и входишь в другую. 
     Жизнь - только товар на вынос. 
     Нет мертвых, несчастных, живых. Есть фантазии, куда более реальные, чем жизнь. И жизнь, похожая на фантазии. 
     Рукоплеская, я подчинялся власти ее безумий. 

<.................................>

_______________________________________________________________________________________

п