.
     Леонид Финкель 

     ВДОГОНКУ ЗА ПРОШЛЫМ 
     Ашкелонские древности 
     (продолжение I) 

    

     Согласно библейскому преданию, земля Ханаан была взята Иегошуа бин Нуном (Иисусом Навином) и поделена между коленами Израилевыми. И вот тут-то в судьбе Ашкелона случилась, может быть, по-настоящему первая превратность. Ашкелон был номинально включен в надел колена Иегуды (Иуды), однако фактически остался независимым языческим городом. И это, когда народ, вышедший из синайской пустыни, верил уже в единого Бога и чувствовал себя связанным единой судьбой, 
     Сотни левитов ездили по стране, обучая народ Десяти заповедям, часто не доезжая до Ашкелона, куда незадолго до того явились новые пришельцы - филистимляне. 
     Это-то и было самым грозным. 
     И в дальнейшем здесь будут преобладать языческие верования. Во всяком случае, крупнейшее в древнем мире кладбище собак найдено именно в Ашкелоне. Впрочем, об этом речь впереди. А пока - по меньшей мере еще шесть веков истории. 
     В 12 веке до нашей эры Ашкелон, прежде населенный семитами-ханаанеями, был захвачен филистимлянами, пришедшими с запада, с островов Эгейского бассейна (египтяне называли их «народы моря»). Кто же это такие, филистимляне, на иврите плиштим, от которых название - Палестина? Путь они, надо сказать, проделали фантастический. 
     Как известно, у Ноаха (Ноя) было три сына: Шем, Хам и Яфет. У Хама, в свою очередь, был сын Мицраим, который обосновался в Египте. От него произошли многие народы, в том числе, каслухи (от них вышли плиштим) и кафторим - жители острова Кафтора или Крита. Собственно на Крит они попали из Африки, чтобы сделать как бы немыслимую петлю в обратном направлении... 
     Одна из версий еврейских мудрецов и ученых (рава Ицхака Зильбера) выглядит так: на Крите филистимляне «создали широко известную крито-микенскую культуру (между третьим и вторым тысячелетием до новой эры). Древние греки - ионийцы (на иврите - яваним) - разгромили этот народ, а его культуру погубили... Как сказано в последней книге Торы, Дварим (Второзаконие), кафторим из Кафтора вторглись на побережье, истребили местный народ авви и поселились на его месте. Пришельцы получили имя плиштим (от глагола легафлиш, что значит - взрываться, насильно вторгаться), а страну их назвали Плешет. Видимо, не случайно вторгавшиеся в Эрец Исраэль народы облюбовали для названия этой страны именно это слово, переделав его в Палестину, - плиштим, римляне, крестоносцы, арабы, турки, англичане - и снова те арабы, что вторглись в эту страну в поисках заработков, когда евреи стали ее восстанавливать; сейчас эти вторгшиеся арабы называют себя палестинцами и утверждают, что они-то и есть истинные хозяева Эрец-Исраэль, - то, что утверждали все захватчики, в том числе и филистимляне, плиштим - вторгшиеся.» 
     В любом случае эта версия имеет многочисленных сторонников. Возможно, как утверждают другие ученые, название страны («Палестина-Филистея») есть филистимское видоизменение семитического слова Шефелет (Шефела), т.е. низменность, и от названия страны образовалось название народа. Вообще же, народ этот - филистимляне - немалая загадка для историков. 
     Спустя тысячелетия трудно реконструировать историю. Тем более, что автор этих строк исповедует теорию исторической справедливости: евреи так много дали миру, что просто заслужили у человечества полоску земли, по территории значительно меньшую, чем иные американские ранчо! В свое время министр колоний Великобритании уверял Бен-Гуриона, что евреи после ужасов второй мировой войны не захотят в Палестину, скорее предпочтут остаться где-нибудь в Европе, например в Восточной Пруссии - поставленной на колени Германии можно будет диктовать любые условия. 
     Слов нет - вероятно и Уганда неплохая земля, тем более Восточная Пруссия, в особенности если обнести ее колючей проволокой. Но слезы и тоска евреев во все века связаны исключительно с Палестиной. О ней и речь... 

     Материальная культура филистимлян была довольно высокой. Они умели плавить железо, создавать из него орудия труда, оружие, они пользовались посудой - керамикой с двухцветными фигурами, в то время как ранние израильтяне пользовались грубой некрашеной глиняной посудой. На некоторых керамических изделиях в Ашкелоне были найдены росписи с изображением странствий Одиссея! Вообще же, стили керамики филистимлян были весьма своеобразны; вначале они копировали стили земель, где жили микенские греки, особенно Кипра, а впоследствии стали больше походить на изделия ханаанеев и израильтян. 
     Нос филистимских кораблей часто венчала фигура лебедя - по их мнению идеального создания, которое «летает, плавает и ходит по земле»... 
     Однако духовный уровень их был крайне низким. Они обожествляли все силы и явления природы, их культы были примитивны. Часто до отвращения жестоки и аморальны. И хотя филистимляне восприняли семитское наречие, иудеи всегда считали их язык чужим, странно звучащим в устах пришельцев. 
     И Ашкелон становится одним из пяти городов филистимского Пятиградья, враждебного Израилю. С этим связано и пророчество Захарии, и гнев царя Давида. 
     Филистимляне занимались земледелием, рыболовством. Несколько ранее ряд археологов отмечают довольно драматические изменения в характере местных животных в конце позднего (бронзового 13 век до н.э.) и начала железного веков. Овцы и козы сменились свиньями и рогатым скотом. Эта перемена произошла в Ашкелоне и других поселениях, но не затронула центра страны Ханаан. 
     С точки зрения экологии это довольно странно. Поросшие лесом территории были характерны для центральной холмистой части Ханаана, где находились ранние израильские поселения (около 1200 г. до н.э.), идеально подходящие для разведения свиней, благодаря наличию тени и желудей. По всей вероятности, единственным объяснением этого явления может быть раннее религиозное табу на потребление свиней. 
     Были филистимляне и превосходными моряками. Ашкелон стал чуть ли не единственным портом филистимлян с очень удобной бухтой для кораблей. Как свидетельствует «Археологический словарь» (У.Брей, Д.Трамп, М., 1990) Ашкелон - единственный важный центр филистимлян, подвергавшийся археологическим раскопкам, которые, к сожалению, имели неудовлетворительные масштабы и все же... 
     Британский археолог Джон Гарстанг, работавший в Ашкелоне в двадцатые годы, предполагал, что Ашкелон филистимлян был сравнительно небольшим поселением, занимающим южный холм под названием ал-Хадра, площадью в 6 га. Ему было неведомо, что даже тогда город филистимлян лежал погребенным под культурным слоем толщиной в 3,5 - 4,5 м. После двух сезонов работы он покинул Ашкелон, в то время как его юный помощник У.Пифьям-Адамс оказался куда более проницательным. Благодаря его раскопкам, на северо-западе была найдена целая цепь поселений филистимлян, начиная с 2000 года до н.э. И уж совсем недавно выяснилось, каким большим был Ашкелон филистимский: грозные башни защищали порт площадью в 60 га! Башни были возведены в 12 столетии 
до н.э. 
     В Египте найдено несколько стел (в Верхнем Египте), на которых изображены войны египтян с филистимлянами. Здесь и корабли. И филистимские повозки. И пленники с той и с другой стороны. 
     В двух кровавых битвах египетское войско под предводительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих укреплений. История сухопутных сражений между египтянами и филистимлянами отражена на рельефах египетского храма в Мадинат-Хабу близ древних Фив. По сравнению с высокими и мощными филистимлянами, египтяне выглядят маленькими и хрупкими... 
     Война и грабежи были главным занятием филистимлян. Не случайно имя «Ашдод» - от глагола «лишдод» - грабить. 
     Филистимляне воевали как бы на два фронта. Против египтян и израильтян. Против израильтян чаще и успешнее. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, захватить у иврим Ковчег Завета, который они отправили в Азот (нынешний Ашдод) и в виде трофея поставили там рядом со своим идолом. Идол назывался Даган (Дагон, от даг - рыба). И был он богом всякой растительности, бури и дождей. И на следующий день, как пишет Иосиф Флавий, «рано утром, когда филистимляне пошли в храм поклониться своему богу, их взорам представилась следующая картина: идол упал с того постамента, на котором раньше стоял, и лежал у подножия Ковчег Завета». 
     Естественно, филистимляне пришли в сильное смущение. Они поднимали своего бога, а он снова оказывался на земле, и это повергло их в страх и отчаяние. А тут еще филистимлян поразила дизентерия, косившая людей, испытывавших перед смертью страшные муки. В довершении всех несчастий, на страну совершили набег огромное количество мышей, которые полностью уничтожили все посевы, все древесные плоды. Для отчаявшихся жителей Азота это уже было чересчур. Наимудрейшие стали понимать, что вся беда исходит от Ковчега Завета и что его захват у евреев неугоден Богу. И они послали гонцов в Аскалон с предложением взять к себе Ковчег Завета. Доверчивые аскалонцы не только выполнили просьбу соседей, но и выразили при этом свою благодарность... 
     В той же последовательности, что и в Азоте, в Аскалоне стали опрокидываться на землю собственные боги, возникла эпидемия дизентерии, нагрянули мыши... 
     Ковчег Завета перебывал во всех пяти городах филистимлян. И все испытали бедствия, равных которым не помнили даже старики. Естественно, что филистимляне стали искать способа, как бы удобнее избавиться от Ковчега Завета. «С этой целью, - продолжает Иосиф Флавий, - правители пяти городов Гитты (Гата), Аккарона (Экрона), Аскалона, Газы и Азота, сошлись вместе и стали обсуждать дальнейший образ действий». Рассказ о том, как филистимляне вернули иврим Ковчег Завета и какую радость испытали при этом иврим, мог бы составить тему небольшой, почти фантастической повести. Здесь удача, кажется, изменила филистимлянам: сначала филистимляне испытали землетрясение - разверзшаяся бездна поразила многих, затем они испытали ужас от необычной молнии и грома, когда оружие выпадало из рук и ноги сами обращались в бегство. Многих филистимлян истребил тогда еврейский народ. И даже в знак победы пророк Самуил поставил памятный камень, который назвал «сильным» и который служил символом «дарованной евреям от Господа Бога силы над врагами». И действительно, отвага филистимлян теперь как бы перешла к иудеям, которые совершенно сломили гордость противника. В то же самое время, как повествует Иосиф Флавий: «Остатки хананнейских племен жили в дружбе с израильтянами». 
     Многие «подвиги» филистимлян все же никогда не забыть евреям. Горько повествует пророк Самуил о том, как филистимляне отсекли голову первому царю иврим и распяли его и трех сыновей его на стене в Бет-Шеане. И оплакал Давид Шаула и его сына Ионатана: «Как пали герои! Не сообщайте в Гате, не возвещайте на улицах Ашкелона, чтобы не радовались дочери пелиштимлян, чтоб не ликовали дочери необрезанных.» (Шемуэйл II 1-2, 20) 
     Ненавистна стала Давиду Земля филистимская и один из ее главных городов. «И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Пелиштимлян от Гэвы до входа в Гэзэр». 

    

     Не так давно, в нью-йоркской газете «Новое русское слово», было напечатано сенсационное сообщение. Дело в том, что израильские археологи уже девять лет ведут раскопки как раз в тех местах, где Далила остригла Самсона. Недавно они нашли там наглухо запечатанный древний кувшин и в нем девять темных, вьющихся прядей человеческих волос длиной примерно 32 сантиметра. Экспертиза установила, что волосам примерно 3000 лет и в них находится невиданно высокий процент белка и тестостерона: человек с такими данными должен быть в 70-100 раз мускулистее обычного. 
     «Мы убеждены, что это волосы Самсона, - заявил руководитель раскопок доктор Иосиф Шехори, археолог и знаток Ветхого Завета. 
- Тора не говорит, что случилось с этими волосами. Но в других религиозных и исторических документах упоминается, что филистимляне запечатали их в кувшин, применив технику герметизации, известную им от египтян. Кувшин, который мы обнаружили, в точности соответствует описаниям в древних свитках, вплоть до рисунка у горлышка». 
     Биохимик Сара Мишель, которая проводила лабораторные анализы, полностью согласна с выводами коллеги, но международное сообщество археологов отнеслось к находке весьма скептически. Так, в частности, австралийский профессор, известный химик Лоуренс Микс заявил: «Я ознакомился с исследованиями доктора Шехори. Согласен, что клетки найденных волос чрезвычайно насыщены веществами, формирующими мускулатуру. Но, по-моему, опрометчиво утверждать, что они принадлежат конкретному человеку». 
     Иосиф Шехори, однако, не сдается. Он считает, что схожесть исторических описаний и его находки не могут быть простым совпадением. И впрямь, почему нет? Ведь стоит же в Газе, на самой вершине холма, дом Далилы, в котором жил Самсон. То был огромный дворец, который Самсон разрушил своей силой и мощью. Он до сих пор в руинах, но ведь никто не оспаривает его подлинность... 
     Но, конечно, гораздо существеннее деяния самого Самсона. Тем более, что речь идет о земле, на которой мы сегодня живем - ведь здесь же все происходило! 
     Уму непостижимо, но ведь и деваться некуда - все правда... 

     Библейский Самсон, сын Маноя, был человеком необычайной физической силы. Как гласит Книга Судей Израилевых, он растерзал льва, как козленка, убил в Ашкелоне тридцать человек (приблизительно 1080г. до н.э.), поймал триста лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и таким способом погубил у филистимлян урожай пшеницы, винограда и маслин, убил ослиной челюстью тысячу человек, сорвал с петель городские ворота Газы и на плечах унес их к Хеврону. 
     Сила Самсона была в его волосах - коварные филистимляне выведали этот секрет еврейского богатыря через его возлюбленную Далилу (она же Далида, а правильнее Длила. Длила и Шимшон. От шамаим - небеса. Не случайно его золотые локоны так пронизаны солнцем. Потеря этих локонов означает закат Солнца, а ослепление героя - исчезновение Солнца). Далиле заплатили немалые деньги за то, чтоб она, наконец, раздобыла тайну - по тысяче сто сиклей серебра от каждого из филистимлянских властителей. По заданию филистимлян Далила остригла спящего Самсона, тот ослабел и стал легкой добычей. «Филистимляне взяли его, - гласит стих 21 главы 16 Книги Судей, - и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников». Со временем волосы у Самсона отросли и он совершил последний подвиг - когда филистимляне заставили его забавлять их, он раздвинул руками опорные столбы и обрушил кровлю дома на себя, «на владельцев и на весь народ , бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели он умертвил в жизни своей» (стих 30). 
     Еще двадцать лет после гибели Самсона такой трепет бил филистимлян, что они и не мыслили нападать на Израиль. 
     Самсон - фигура великая и трагическая. Он жил один, воевал один и умер в одиночестве. Кому-то могло показаться, что это просто удалой молодец, у которого если и есть родина, то это родина - женщина. Или даже женщины. Но он был Судья. Он двадцать лет судил Израиль. И Израиль все эти годы не воевал. 
     Не случайно, когда нужно было обрисовать ситуацию в подмандатной Палестине в двадцатых годах нынешнего столетия, один из вождей еврейского народа Зеэв Жаботинский взял для примера и сравнений эпоху Судей, когда властителями страны были филистимляне. В его романе «Самсон Назорей» Самсон верит в некий «космический замысел» как залог вечности еврейского народа. Своим дружинникам Самсон Назорей завещает три слова: царь, железо, смех... 
     Во время войны за Независимость Моше Даян, в ту пору командующий войсками в Иерусалиме, известный собиратель древностей, обнаружил недалеко от того места, где Шимшон растерзал, «как козленка», молодого льва, редкостный филистимский сосуд - ритуальный кубок в виде львиной головы. Находка показалась ему символичной: через тысячелетия поверженный лев вновь лежал у ног сынов Израиля... 

     

     Первым иудейским царем стал Шаул. Его преемником - Давид. Уже сражаясь с Голиафом, он понимал коварство и надменность филистимлян. Он проклинал их, как проклял Ашкелон филистимский. И проклятие возымело силу: восходила звезда Ассирии. И ничего хорошего ее соседям это не предвещало - ни иудеям, ни филистимлянам. 
     Жестоки и немногословны были ассирийские цари. Ассирийский царь Ашшурбанипал имел лучшую в древнем мире библиотеку, но шкуру с людей любил спускать живьем. 
     Вот как восхваляли себя ассирийские цари: 
     «Воинов его я заколол четыре раза по 3600 человек, кто остался в живых, я, выколов им глаза, взял в плен.» 
     «Жители городов Хиримм, моего заклятого врага, были зарезаны, ни один из них не остался в живых. Трупы их, повешенные на столбах, стеной окружали город». 
«Я засыпал вражеских воинов дождем стрел, превратив их тело в решето... Я перерезал им глотки, как баранам. Как нить, перерезал я их драгоценную жизнь. Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях. Трупы их воинов, как трава, завалили поле. Срезав, как огурцы, их детородные члены, в ничто я превратил их детородную силу. Руки им я отрезал». 
     Сколько народов попало в сети сидящей на конской колеснице Ассирии! 
     Древние ассирийцы еще не были так бессмысленно жестоки, но по мере роста могущества Ассирии все меньше мудрости было у ее правителей. Обычно перед троном повелителя выставлялись целые пирамиды из отрубленных человеческих голов: все должны были видеть собственными глазами, чего может стоить непослушание, нарушение договора или неверность. А впереди шла молва: спокойны ассирийские цари только в отношении мертвых... 
    

Один из ассирийских царей, Тиглатпаласар III, пришел в Иудею с севера, через Галилею. Затем спустился на юг. Шел 733 (по другим данным 732) год до н.э. Рассказывая о своих передвижениях (клинописью, на глиняных табличках, найденных в Ашшуре), он упоминает царя Ашкелона по имени Матнанти (Митинти). От него, так же как и от царя Иудеи Иезекиля и от других царей, он получил дорогие подарки: золото, серебро, железо, дорогую одежду с мехом и «различные предметы, дары моря и суши». 
     Тиглатпаласар, без сомнения, понимал значение морского порта, каким был Ашкелон, к тому ж соседствующим с Египтом, главным противником Ассирии. 
     В 701 году поход на Иудею совершает уже новый ассирийский царь Синаххериб (Санхрев). Он захватил в плен ашкелонского царя Цидку, которого называет мятежником и узурпатором, а на его место посадил сына Рукибти - Шаррухудари. В то время в состав Аскалонского царства входили ряд городов - (Бет-Дагон и др.). 
     В Танахе много рассказывается об этом походе, но Ашкелон не упоминается. И только в ассирийских грамотах, где описывается военный поход ассирийцев, завоевавших множество больших и малых городов «...которым и числа нет, я осадил, захватил, опустошил, разрушил, сравнял с землей, предал огню. Дымом от пожаров, как страшным ураганом, покрыл я свод широкого неба...», - рассказывается о дани царя Ашкелона, которая почему-то не была ему передана. Слово «Ашкелон» клинописью звучит как 
«Ашкелуна». 
     Эти письмена, записанные на призме из глины и найденные на раскопках Ниневии, столицы страны Ашшура, можно увидеть сегодня в Британском музее Лондона. 
     Во время правления сына Синаххериба Асархадона в одном из писем 677 г. до н.э. упоминаются правители разных городов в Израиле, и после имени царя Иудеи Менаше вновь приводится имя царя Ашкелона Матнанти. 
     Видимо, царю этому пришлось несладко. Приблизительно в 668 г. до н.э. Ашшурбанипал проводил военные маневры. Ассирийцы были по-настоящему великие в военном искусстве. Не было им равных в осаде крепостей. 
Маневры в любой момент могли превратиться в военные действия против врагов. И царь Ашкелона Матнанти и другие цари, царь Иудеи поспешили с богатыми дарами целовать ноги «владыке Вселенной, царю Ассирии, которого бог Ашшур и богиня Нинлил наделили исключительной властью». О том рассказывает Ашшурбанипал в своей грамоте. 
     Царь Матнанти имел свою печать (или даже печати). Где они найдены, неизвестно, но есть перевод: «ЭВЕД АЛАВ БЕН ШИВ АД ЭВЕД МОТАТ БЕН ЦАУ». По предположениям - ЭВЕД - имя царя Матнанти, вместо которого ассирийцы возвели на престол царя Кукиб(п)ти... 
     В 705 году умер ассирийский монарх Саргон II. Ассирия оказалась под угрозой и Вавилона и Египта. В столь обнадеживающей ситуации филистимским городам под руководством Ашкелона достало храбрости объединиться с сопротивляющимся ассирийцам Египтом. 
     А потом, как всегда бывает, совершенно неожиданно пришел конец мировой державе. Катастрофа началась с восстания мидийских племен, халдеев, вавилонян - соседей Ассирии. В самое короткое время было разрушено все: 
города, поселки, дворцы, храмы. В мгновенье ока исчез целый народ, который еще недавно владычествовал над миром. 
     Греческий историк Ксенофонт, который оказался в этих местах с отрядами наемников, даже не знал, что некогда здесь была могущественная Ассирия. Ничего не знал о ее столице, о ее культуре. А еще через два столетия, когда смертельный удар персидскому царю Дарию нанес уже Александр Македонский, как свидетельствуют историки, «не было ни одной живой человеческой души, которая смогла бы объяснить молодому завоевателю, что он стоит на трагической земле Ниневии (столица Ассирии)». И только впоследствии, благодаря археологам, были найдены роскошные дворцы cо сводчатыми порталами, замечательными статуями, даже канализацией. Тридцать тысяч глиняных табличек, покрытых таинственной клинописью, составляла библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала! 
     Стерта была с лица земли целая империя, а маленький Ашкелон выжил - так распорядилась история. И с этим чувством легче жить. 

    

     9 ава 586 года от сотворения мира вавилонский царь Навуходоносор вступил в Иерусалим. Город горел. Среди огня вражеские солдаты искали золото. Озлившись пустыми поисками, принялись за людей. Потом разрушили и подожгли Храм. Горе и ужас охватили жителей. Многие бежали в Иудейские горы. Навуходоносор уводил в плен 18 тысяч иудеев, всех, кроме нищих, больных и увечных. Путь их в Вавилон лежал мимо могилы праматери Рахели. Приблизившись к могиле, услышали пленники плач и горькое рыдание. Это был голос Рахели, восставшей из гроба и безутешно оплакивающей судьбу своих несчастных детей. 
     Гарь от пожаров поднималась к самому небу. Навуходоносор хотел рассмеяться в лицо разрушенной столице, но вдруг как-то захлебнулся. И зашелся в долгом изнурительном кашле... 
     Известно, что у истории не бывает сослагательного наклонения. Но и все могло было быть иначе. 
     Навуходоносор, новый царь, еще в апреле 604 года отпраздновал первый год своего царствования. То было под Новый год. Красавец-Вавилон чествовал грозного царя. А царю не сиделось на месте. В поисках легкой добычи он совершал набеги то в одну сторону света, то в другую. В лондонской галерее «Тейт» демонстрируется акварель У.Блейка «Навуходоносор». Этот как бы человек-лев, с мускулатурой зверя, с большими глазами, косматыми волосами. Он стоит на коленях, опираясь на огромные ладони, и эта поза еще больше напоминает крадущегося льва. Девяносто раз встречается имя грозного царя в Библии. ОН, «бич Господень», призванный карать согрешившие народы... 
     Аскалон первым осмелился поднять оружие против могучего врага. Первым принял на себя удар вавилонских и скифских войск. Аскалонский царь Адон обратился к египетскому фараону за немедленной помощью. Говоря о вавилонянах, он пишет: «Пришли и дошли до горизонта». Этот горизонт, по всей вероятности, известный прошлым поколениям город Шарон, стоящий на холме у подножия Яркона. Город соседствовал с большим караванным путем, который шел из Вавилона вдоль всей Иудеи в Египет... 
     Автор просит у Египта: «...послать войска для моего спасения, не покидать меня для своего же блага». 
     Грамота писана на арамейском языке, на свитке папируса... 
     Но египтяне не пришли. Молчали и в Иерусалиме. И Навуходоносор приказал штурмовать Аскалон (604 г.), как позже будет штурмовать Иерусалим. 
     Те же тараны, те же стрелы, те же зажигательные снаряды... 
     Аскалон подвергся страшному разграблению и разрушению. Царь Адон, знать, уцелевшие граждане, ремесленники и матросы были угнаны в вавилонский плен. 
     В составе войск Навуходоносора были и скифы. Скифы первым делом разграбили сокровища аскалонского храма богини Астарты. Далее, как говорится, везде... 
     Весть о падении Аскалона поразила все Заречье, особенно соседнюю Иудею. Иерусалим был охвачен паникой и смятением. Ведь предупреждал же пророк Иеремия об опасности! Теперь его пророчества сбылись... 
     Сопротивление Аскалона дало возможность подготовиться к отпору египетскому фараону Нехо. В ожесточенном сражении египтяне остановили врага. Но и Египту победа досталась такой дорогой ценой, что египетский фараон вообще отказался от мысли в ближайшие годы вести борьбу с Вавилоном за азиатские 
провинции. 
     Прошли века, и в степях Украины и Кубани при раскопке скифских курганов, относящихся к первой половине VI в. до н.э., археологи найдут знаменитые Мельгуновские, Келермские и другие клады. Среди находок, хранящихся ныне в Эрмитаже и других музеях России и Украины, - сокровища, награбленные скифами в Аскалоне. 
     А о походе Навуходоносора на Аскалон свидетельствуют все те же глиняные таблички, на которых клинописью рассказывается о грозном царе. Ныне эти таблички находятся в Британском музее. 
     Очевидно, в вавилонской армии служили и греческие солдаты. Об одном из них, своем брате, который привез из дальних стран меч с рукояткой из слоновой кости, украшенную золотом, пишет греческий поэт Via. до н.э. Весьма вероятно, что этот меч из Аскалона. Во всяком случае, поэт упоминает именно этот город. 
     Пророк Иеремия предсказывал бедствия как Иерусалиму, так и большим филистимским городам, в том числе Ашкелону и его жителям. Он и сам посылал проклятия на этот город: «Возьми бокал горячего вина из моих рук и утопи в нем всех гоев (пришельцев, чужих), которых я тебе посылаю, и всех царей земли филистимлянской и Ашкелона». 
     К нему присоединяется Захария: «Увидишь Ашкелон и будешь стрелять, и Ашкелон не останется». 
     Пророк Цдакия пророчествует об Ашкелоне и его окрестностях и советует остаткам дома Иудеи вернуться в Ашкелон: «Потому что Гааза будет покинута и Ашкелон опустошен... земля филистимлянская и все жители...» 
     Возможно, к этому обязывала находящаяся в городе еврейская община, которая сложилась скорее всего в период зависимости Ашкелона от богатого финикийского города Тир (на территории нынешнего Ливана). Не случайно пророк Амос в своем пророчестве о филистимлянах говорит: «И послал я огонь и поддерживает меня племя из Ашкелона, и бегут остатки последних филистимлян». 
     О каком племени говорит Амос? 
     А сам филистимский город Ашкелон стоял на вершине холма, обращенный к морю, названному по имени жителей, населяющих прибрежную полосу - море филистимлян. Над городом возвышается царский дворец, который упоминается в одном из греческих сочинений (приблизительно 350 год до н.э.) У подножия холма - выстроен порт. В порту - множество кораблей... 
     Современные раскопки позволили обнаружить многочисленные осколки керамической посуды. Из других диковин - найдена печать, на которой выгравированы древнееврейскими письменами имя женщины и ее мужа. Город был богатый, торговый. Порт и мореходство - главные источники дохода. Соседствовал город с караванным путем, который проходил по морскому побережью вдоль всей страны. Эта дорога являлась главной жизненной артерией Древнего Востока. Она же служила ареной различных житейских коллизий. 
     Уже в древние времена в Ашкелоне селились греки. Хорошие торговцы и мореплаватели, они нашли в Ашкелоне удобную гавань. И присутствие их увеличивалось из поколения в поколения. 

     8 

     Время шло. Протекали годы, столетия, а жизнь едва менялась. Как жили в древнем Ашкелоне? На юге рано темнеет, и город покрывала сплошная тьма. Крестьяне поднимались рано. Сеяли хлеб, пряли и ткали свои одежды, строили себе дома. Если им нужны были железные орудия - шли к кузнецу. Если нужна была посуда, ее делал и обжигал гончар. Остатки превосходной керамики говорят о том, что и гончаров было много и дело было поставлено хорошо. Извне чаще всего попадали железо и соль. 
     Куда быстрее менял сам Восток любого пришельца из Запада. На Восток попал и завяз в нем и сам великий Александр Македонский. 
     Точно ураган, промчался он вдоль «дерех аям» - дороги вдоль моря - через Ашкелон на юг, в Египет. Воинственные евреи, которые брались за оружие и против более грозных соперников, почему-то на сей раз не стали воевать с Александром. Правда, в Храм первосвященник не пустил царя, но пообещал ему всех юношей, которые родятся в том году, назвать Александрами. 
     Иудеи нравились Завоевателю. Были в них что-то непреклонное, беспокойное и тайное... 
     По следам его войск сотни тысяч, если не миллионы, греческих поселенцев двинулись в покоренные страны. Они основывали новые города, оседали в старых, всюду строили храмы, театры, бани, стадионы, школы. Александр хотел, чтоб на завоеванных им землях не только говорили по-гречески, но жили по-гречески. М.Даймонт справедливо считает, что Александр Македонский насаждал греческую культуру весьма оригинальным способом, «не мечом, а сексом». В Сузах, куда вернулись истощенные походом войска, был совершен важный политический акт: около десяти тысяч воинов-македонян, в том числе сам Александр и его ближайшие соподвижники, одновременно сочетались браком с азиатками, причем каждому из молодоженов Александр сделал богатый свадебный подарок (золотая чаша). 
     Два противоположных движения получили мощный импульс в ту эпоху: одно в сторону большего индивидуализма, другое в сторону формирования гражданина мира, или космополита. Сам Александр вынашивал идею мировой цивилизации. «Единый мир», «братство людей» - эти как бы социалистические и коммунистические идеи, всегда влияющие на умы рабов, стали выкристаллизовываться еще в те времена. 
     Естественно, что наиболее открытыми городами всегда были морские порты. Здесь все распахнуто навстречу миру. Достаточно вспомнить дорогую нашему сердцу Одессу... 
     Греки-поселенцы облюбовали Ашкелон. Назвали, как мы уже говорили, город древним именем, чуть изменив его старое звучание - АСКАЛОН. Поначалу город - под властью правителей из дома Птоломеев, которые жили в соответствии с простой и приятной философией: «Живи и давай жить другим». Ашкелон был у Птоломеев как бы монетный двор. Здесь чеканили монеты с названием города. Причем, как правило, называли его весьма уважительно. Есть монеты с надписью «Ашкелон Святой». И «Город-убежище». Названия говорят сами за себя. Крупный город, больше которого на южном побережье была только Газа. Символом города стал корабль и голубь, который у жителей Ашкелона слыл святым. 
     Голубки, голова голубя попадаются на монетах постоянно, а один из них выгравирован на мраморной дощечке, которая была найдена в Ашкелоне (В настоящее время находится в Лувре). 
     Часто на монетах изображены имена правителей, на одной из них красуется Клеопатра. 
     Краткие свидетельства об Ашкелоне той поры найдены в архиве важного греческого чиновника, служащего в казначействе правителя Филодельфуса. В город он пришел в 239 году (до н.э.) Купил здесь множество товаров и отправил их в Египет, где всегда во всем был недостаток. 
     Постепенно в городе начиналась эллинизация евреев, которые здесь составляли только одну из не самых многочисленных групп. Появились греческие имена, манеры, привычки. Это было удобно, как позже удобно было еврею взять русское имя, или китайцу надеть западный костюм. Уже и синагоги стали напоминать греческие храмы, чуть ли не прямоугольное общественное здание, разделенное рядом колонн. Появились лепные украшения, мозаика, изображающая библейские сцены, даже посвящения, сделанные на греческом языке... 
     Сам же город все больше и больше становился греческим городом-полисом, достаточно самостоятельным, даже независимым и процветающим... 
     В 104 году окрепли Селевкиды из Антиохии в Северной Сирии. Они захватили всю Иудею. В их руках оказался и Ашкелон. День освобождения от власти наместника Птоломея (104 год до н.э.) приводится в иудейском письме, найденном в Ашкелоне. 
     Именно в это время Ашкелон стал городом-полисом, так сказать, юридически. Получил автономию, а значит и право чеканить собственные деньги. Ашкелонская серебряная монета стала называться тетра и драхма. К этому времени относится строительство знаменитого в древние времена Храма Афродиты Небесной, богини красоты и любви. 
     В культе жителей Ашкелона известно уже названное нами Божество Деркета с лицом женщины и телом рыбы. Овидий в своей книге «Метаморфозы» пишет о Деркете: «По вере жителей Израиля (Палестина), она превратилась в рыбу, покрытую чешуей, а дочь ее в голубку». 
     Наряду с голубями, святыми были и рыбы. 
     Еврейский мудрец Ядидиа Александрийский рассказывает в начале первого века о своем путешествии из Египта в Иерусалим. В частности, проходя через Ашкелон, он видел «...огромное количество голубей на улицах и в каждом доме. И когда спросил я об их происхождении, жители ответили мне, что запрещается охотиться на голубей еще с древних времен. Эта прекрасная птица не только не боится и заходит в дома, но приближается к столам жителей, и существует полное понимание голубей и жителей и привязанность жителей к голубям». 
     Грек Игидия рассказывает также о театре из Ашкелона (Упоминание в греческой грамоте 221 года до н.э.) 
     Здесь был амфитеатр. Стадион. Дома гетер. Так что, пройдя через все это, естественно было оказаться в первом ряду языческого храма... 
     Наиболее опасным считали евреи греческую философию, даже более опасным, чем гетер. Но не поддаться ее чарам было выше их сил. Из среды греческого населения Ашкелона вышли личности, которые стали известны в философии, литературе, истории. Византийский историк более позднего периода, рассказывая об Ашкелоне, приводит имена четырех философов, двух писателей, двух историков, которые родом из Ашкелона. Двое из них - Птоломеус Ашкелонский и Антиох Ашкелонский также прославились и о них написаны сочинения в новое время. 

<.................................>

_______________________________________________________________________________________

п