.
     Леонид Финкель 

     ВДОГОНКУ ЗА ПРОШЛЫМ 
     Ашкелонские древности 
     (продолжение I I) 

     На островах Средиземного моря и в различных странах побережья найдены памятные стелы жителям - выходцам из Ашкелона. Интересна древнегреческая надпись на одной из них о чужеземце, выходце из Ашкелона, который спасся из рук пиратов на острове Делас близ Греции: «Богов он благодарит за свое спасение». Имя его -Дмитриус Ашкелонский. 
     Такая же стела найдена на Родосе и в Афинах. На первой из них - сложная аллегория со львом и человеком, у которого вместо головы - нос корабля. Лев символизирует ад, пожирающий покойника, лежащего на кровати, а корабль призван спасти его. На стеле надпись на двух языках, греческом и ханаанском. Во второй надписи приводится имя покойного - Антипетрус Ашкелонский. И имя человека, который сделал стелу. В этом имени фигурирует знак, который как-то намекает на кнаанского бога, о котором очень мало известно. 
     Стела найдена в 1861 году, находится в музее Катрион в 
Афинах. 
     На стеле, найденной в Фейсалии (Греция), среди других имен имя Абудалиса из Ашкелона. Скорее всего, это греческая форма еврейского имени Авдель, упоминаемого в Танахе. 
     Стела в честь еще одного выходца из Ашкелона найдена и в Италии, в городе Позуоли (недалеко от Неаполя). В древности то был важнейший порт, связанный с городами, расположенными на израильском побережье. Надпись на латинском языке повествует об известном христианском святом Сант-Поле, который спустился из Кейсарии вдоль всего побережья и дошел до Позуоли. 
     Эллинская культура нашла благодатную почву на земле аскалонской, точно так же, как и еврейский образ жизни озадачивал греков. Во всяком случае уже в римский период философ Сенека не случайно произнес: «Чем берут эти евреи? Может быть, тем, что их Боги не пробираются в постели чужих жен? Римлянам грозит опасность объевреиться». 
     Скорее всего, начинался медленный процесс интеллектуального воздействия на завоевателей Библии. В Ашкелоне этот процесс был, безусловно, не столь эффективным. Город жил своей, не очень типичной для еврейских городов жизнью. Все греческое здесь как бы канонизировалось, точно мировой стандарт. 
     Вспомним Нику-Богиню Победы - которая стоит на земном шаре, а его, в свою очередь, держит на плечах гигант Атлас. Эту замечательную скульптуру, найденную в Ашкелоне, можно видеть в Национальном парке. Атлас был братом великого Прометея. Огромные стада овец, коров, быков паслись на его полях. Роскошные сады росли в его владениях, а в одном саду стояло золотое дерево, на котором росли золотые яблоки. Атлас хранил их как зеницу ока и, когда к нему прилетел герой Персей, он отказал ему в гостеприимстве, опасаясь за дерево и яблоки. Возмущенный Персей показал ему голову горгоны Медузы, и Атлас тотчас обратился в гору-великан. Его борода и волосы превратились в густолиственные леса, руки и плечи - в высокие скалы, голова - в вершину горы. С тех пор поддерживает гора Атлас весь небесный свод, со всеми его созвездиями. Точно так же греческая культура поддерживала город во все другие эпохи, которые Ашкелону еще предстояло пережить. 
     Пожалуй, Александр Великий мог бы порадоваться, глядя на Ашкелон. 
     Его идеи здесь как бы материализовались. 
     Впрочем, нет худа без добра, равно как и наоборот. Город вполне мог стать еще одной Александрией (Александр Великий основал таких городов десятка два), потеряв свое уникальное имя. 
     Ашкелон продолжал существовать свободно и естественно. И жили в нем люди с разными мнениями. Все же еще Геродот отметил многочисленных фоэникийцев. Восток здесь плавно переходил в Запад, вопреки киплинговскому мнению, соединяясь с ним. Влюбившись во все греческое, евреи не потеряли права наследования Моисееву закону. 
     Опять же процитирую М.Даймонта: «В результате получилось то, что не предвидел никто. Греки вышли на мировую арену в еврейском одеянии, известном под названием «христианство». Евреи появились на той же сцене в скроенной по-гречески тунике, именуемой «талмудизмом». Это интенсивное заимствование друг у друга продолжалось в течение шести веков. Все это время греки продолжали считать евреев невоспитанными варварами, а евреи продолжали считать греков безнравственными язычниками». 
     Греки внесли свой изумительный вклад почти во все области жизни. Ашкелон мог служить тому подтверждением. За исключением, впрочем, религии. Ашкелон своим языческим примером мог подтвердить и эту истину. 

    

     В период Хашмонеев Ашкелон был важнейшим городом-портом - не уступавшим по своей значимости Кейсарии. Вино, которое отправлялось на рынки разных стран, шло в основном отсюда. С Ашкелоном могла соперничать разве что Газа. В городе также производили различные предметы морского снаряжения. Так, в Мишне упоминаются «якоря из Ашкелона». Население весьма пестрое, в основном - чужеземцы. Отношения между евреями и неевреями - далеко не сердечные. Главный язык - греческий, однако между собой евреи говорят исключительно по-арамейски, хотя и оказалось, что в их языке того времени нашли себе место чуть ли не две тысячи греческих слов. Но и евреи, и язычники всячески стремились организовать свою жизнь по образцу греческих полисов. 
     «Эллинистические города Востока, - пишет историк Гедалия Алон, - были как бы пересажены с Эгейского моря - со всеми их театрами и амфитеатрами, и стадионами и борцовскими состязаниями, и кулачными боями, и - по прошествии какого-то времени - также со школами риторики». Таким был и Ашкелон, город, в котором еще в III веке проводились спортивные игры. 
     Здесь можно было встретить все - от римского цирка до греческих божеств семитского происхождения (Астарта). 
     В этот-то город и приехал однажды первосвященник, «друг царя» Ионатан, брат легендарного Иуды Маккавея: «И выехал отсюда Ионатан. И остановился в Ашкелоне. И вышли жители из города ему навстречу в знак большого уважения...» 
     Было это в 147 году до н.э. Пройдет еще чуть больше сорока лет, и границы Хасмонейского царства будет уже расширять Александр Яннай, который полностью овладеет морским побережьем Палестины от Кармеля до египетской границы, но Ашкелон избежал железной хватки этого царя. 
     Примерно в это же время Симеон Бен-Шетах присудил в Ашкелоне 80 ведьм к смерти - единственный случай в еврейской истории... 

     ...Город процветал. На улицах можно было видеть римских легионеров, которые квартировались в Ашкелоне. Определив Иудею в провинции Сирии, римляне подтвердили статус Ашкелона как вольного города с правом чеканки местных денег. Единственное условие - на деньгах не должно значится слово «автономия». Ашкелон освобожден от всех налогов - привилегия, которая давалась только городам Тиру и Сидону. Было здесь и свое правосудие. Все главные указы, касающиеся Иудеи, обнародовались в Риме, Тире, Сидоне и Ашкелоне. Римская армия, которая проходила через Эрец-Исраэль по дороге в Египет, пользовались Ашкелоном как главной базой. Впереди шагали римские знаменосцы. На высоких тонких древках блестели золотые птицы с распростертыми как бы для боя крылами - это римские легионные орлы, которые облетели всю тогдашнюю Вселенную. За легионерами шел оркестр, оглашая воздух победным воинственным маршем. А за ними - праздная, довольная толпа. Еще бы! В знак уважения к Ашкелону римляне доставили в городскую тюрьму жену и детей мятежного иудейского царя Александра Яная... 
     Совсем недавно в районе Ашкелона были обнаружены развалины римских бань, относящихся к эпохи гибели Второго Храма. В ходе раскопок из грунта были извлечены около ста младенческих скелетов, некоторые из детей, как выяснилось, прожили всего одни сутки. Израильский антрополог Марина Фаерман объясняет: римляне держали в этих банях наложниц, с которыми устраивали совершенно чудовищные оргии. Разумеется, эти женщины беременели. Если рождалась девочка, ее оставляли в живых, со временем превращая в секс-рабыню. Мальчиков же убивали немедленно. Генетический анализ подтвердил эту гипотезу: все сто скелетов - мальчики. 
     В таком-то вольном городе и родился царь Ирод. Жестокость Ирода породила множество легенд и прозвищ. Одна из них «аишкалон» с намеком на Ашкелон («калон» - стыд, срам, позор). 
     Все же царь Ирод был замечательным строителем. Подробно пишет Иосиф Флавий о том, как восстанавливал Ирод Храм, действительно, великолепный. Несмотря на то, что Ашкелон находился за пределами его царства, родной город Ирод не забывал. По рассказу того же Иосифа Флавия: «И ашкелонцам основал бани и выкопал колодцы, кроме этого построил (возвел) колонные залы, чудесные по своей красоте и своим размерам». Один из домов в Ашкелоне после смерти Ирода принадлежал его сестре Шуламит (Соломее). Ей же император Август подарил царский дворец в Ашкелоне. Все это великолепие, остатки которого мы видим сегодня в Национальном парке в Ашкелоне, вошло в золотой фонд человечества. В Ашкелоне, в общем-то чуждом для Иудеи городе, была в это время сильная еврейская община. Когда началось восстание иудеев против римлян ( 66 г.н.э.), евреи напали на чужаков: «И Ашкелон не смог устоять перед иудеями, которые сожгли его в огне...» Но с какого-то момента истории чужеземцы в Ашкелоне одолели иудеев. Пало около 2500 человек. Не смирившись с поражением, иудеи вновь решились на сражение, которое и произошло в окрестностях Ашкелона: «Все войско спешило войти в Ашкелон, где смертная вражда была между евреями и чужаками. И хотя город был в ужасном состоянии, мало напоминал крепость, был к тому ж почти пуст, в городе не было даже солдат: одно подразделение пехоты и одно конницы охраняли город во главе с военным министром Антониусом. 
     Евреи подошли к стенам города. Гнев и нетерпение сопровождали их. С крепостных стен они были схожи с завоевателями, которые пришли издалека. Но опытный военачальник Антоний видел их неумелые маневры. И не испугался их числа. И дал им подняться на городские стены. И даже вступить в город, но хорошо организованная пехота Антония прижала их к стенам и, когда первые ряды были сметены, начался рукопашный бой. Иудеи не выдержали, дрогнули, бежали вновь за крепостные ворота, там их настигла конница... 
     Были мужественные попытки иудеев организоваться, отбиться, выстоять, но, видимо, нехватало умения и 10000 иудеев пали. 
     Точно рок навис над евреями Ашкелона... 
     У Иосифа Флавия есть строки, говорящие о том, что «Ашкелон был всегда ненавистен евреям». Не обрушились ли проклятия Захарии, Иеремии, да и самого царя Давида на своих? 
     Впрочем, это дело судьбы. Да и легко ли вторгаться в замыслы Всевышнего? 
     Ашкелон процветал вплоть до разрушения Второго Храма. По-прежнему чеканились монеты. На некоторых из них начертан лик Нерона, лики богов, в частности, бога войны. Найдены монеты, датированные 132-134 годами, то есть Ашкелон весьма мирно пережил восстание Бар-Кохбы (есть свидетельства, что Бар-Кохба не захватил город). Отдельные римские гарнизоны квартировались здесь и после Иудейской войны. В их состав входили и местные ашкелонские формирования как вспомогательные силы. 
     Торговые же связи Ашкелона и Иудеи продолжались вплоть до подавления восстания Бар-Кохбы. Эллинистические города побережья и среди них Ашкелон как-то враз становятся второстепенными. Но в город все больше и больше стали прибывать евреи, что, впрочем, началось еще со времен восстания Бар-Кохбы. Это продолжалось и в талмудическую эпоху, когда город обрел второе дыхание. Все стало расти - производство, торговля, культура. Город смог воспользоваться плодами урбанизации, которые принесли римляне. Налаживались хорошие устойчивые связи с Римом, позже с Иерусалимом. Ашкелон вовсе не торопился стать христианским, но христианство пускало здесь все более глубокие корни, и в 325 году представители Ашкелона приняли участие в съезде первых христиан. С этого времени христианские летописи говорят уже и об Ашкелоне. 
     Свидетельства той поры - монеты ли с изображением Антония (на другой стороне богини Астарты), скульптура Ники, держащей пальмовую ветвь, или мужчина в тоге, римские саркофаги с мифологическими сценами или изображением зверей (коллекция в Афридаре), или Изида с Хордусом - в Национальном парке (там же саркофаги III столетия) - все это смущает наше замученное сознание, которое торопится создать знакомую реальность, чтобы поверить в чудо. По сути, это новый виток нашего бытия. Сколько благодетелей человечества, борцов за мир, величайших героев на поле брани и на ниве созидательного труда уходили при нашей жизни в небытие, а всем было до лампочки, разве что поэт Тимур Кибиров написал милые стихи на жизнь - смерть Черненко (как ни старался, имени-отчества вспомнить не смог!). А тут жизнь предстает в своем прекрасном обличие. Боже, до чего же хорошо смотреть на все это древнее пиршество. Все, что видишь, поражает до слез, до спазма. И понимаешь, что это - наша история. И что будет жизнь, не мы заживем, так дети. И что освободятся они от вечной нашей униженности. И съездят непременно в Рим (как люди). И сфотографируются у триумфальной арки Тита. Похитив из Храма Семисвечник, римляне изобразили это событие на величественной арке. Римские легионеры исчезли с лица земли, а израильтяне, приезжая в Рим, непременно фотографируются у арки Тита. 
     Кто победил? 
     И что символизирует арка? 
     «Рассказывают, что после создания Государства Израиль, пишет исследователь Роза Ляст, - евреи Италии собрались у знаменитой арки Тита, которая до сих пор открывает вход на Форум, и прошли под ней в направлении, обратном тому, в котором были прогнаны пленные иудеи две тысячи лет назад, после разгрома Великого восстания 66-70 годов. Этот марш... символизировал освобождение еврейства от двухтысячелетнего унижения и его возвращение во вновь обретенную отчизну». 

     10

     В древности на Ближнем Востоке все божества, владеющие исцеляющей силой, ассоциировались с собаками. Известная легенда (финикийская) приписывала главному божеству города Тира открытие фиолетового цвета. фактически, этот цвет открыла собака Геракла - Мерканта, которая обнаружила продукт, прославивший финикийцев на весь мир: то был фиолетовый краситель, экстракт из железа моллюска. А было это так: Геракл гулял по берегу моря с собакой и девушкой по имени Тир. Собака нашла моллюск, раскусила его, и губы ее мгновенно окрасились в фиолетовый цвет. Девушка была в восторге! А Геракл собрал достаточно моллюсков, чтобы окрасить в фиолетовый цвет веревочку, которую он позже подарил девушке Тир. Открытие запечатлено на монете, найденной в городе Тире: красавица-собака, нюхающая моллюск. 
     Финикийская культура преобладала в Ашкелоне в конце VI и начале V века до новой эры, о чем свидетельствуют надписи и ремесленные изделия. Принесли фоэникийцы и свое умение торговать, довольно быстро превратив Ашкелон в процветающий город. К этому-то времени и относится удивительная ашкелонская находка - кладбище собак, более 700 останков, захороненных в V веке до новой эры. Это самое большое кладбище, известное в древнем мире, которое функционировало на протяжении приблизительно 50 лет. 
     Удивительно интересна сама процедура похорон. Тело каждой собаки аккуратно уложено на бок в неглубокую яму, лапы согнуты, между задними лапами уложен хвост. Большая часть собак - щенки. Зооархеологи доктор Паула Допнинг и профессор университета Алабамы Браен Хесс, изучив скелеты собак, пришли к выводу, что собаки не были принесены в жертву, даже не были съедены (персы утверждали, что финикийцы едят собак). Все они умерли естественной смертью. Взрослые собаки, найденные в Ашкелоне, имели 20 дюймов (50 см) в высоту и вес немногим более 30 фунтов (13,5 кг), то есть собаки средней величины. Новорожденные щенки и маленькие собаки были похоронены с такой же аккуратностью, как и собаки взрослые. 
     Известно, что в древней Греции собаки были уважаемыми животными, животными-друзьями, поэты посвящали им стихи, украшали надписями надгробия. Очень часто то были нежные и трогательные эпитафии. Ашкелонское захоронение говорит о другом: собаки здесь почитались как священные животные. Они ассоциировались с определенными божествами. У каждой собаки была своя, «священная» территория, где ей разрешено было гулять. Рядом с кладбищем собак ученые не нашли ни одного храма, ни одного места поклонения. Впрочем, большая часть территории кладбища до сих пор не раскопана, часть его поглощена морем. 
     Уже в конце Персидского периода ашкелонское кладбище использовалось для каких-то других целей. Интересно, что за пределами Ашкелона захоронения собак почти не найдены. Несколько останков собак было обнаружено в Ашдоде, одна собака в районе Тель-Авива, несколько - в Гезер, но все эти захоронения уже иного периода, много веков позднее... 
     На протяжении всей истории Ашкелона здесь жили представители разных народов - персы, финикийцы, египтяне, греки, евреи. Культуры каждого из этих народов по-разному объясняли смысл этого странного кладбища собак. Зороастрийцы (одна из ветвей персов), например, считали, что собаки и в этом и в загробном мире постоянно находятся рядом с людьми. Собака непременно находилась в доме умершего, где должна была смотреть на труп, съедала три кусочка хлеба, положенного на грудь мертвеца. Только после этого тело усопшего и заворачивали в саван. Еще в течение трех дней собака трижды в день ела пищу вместо умершего. И еще сорок дней собаку кормили тремя кусочками хлеба и яйцом... 
     В Ашкелоне же в то время господствовали, видимо, какие-то другие представления, отличные как от зороастрийских, так и египетских (египтяне обычно мумифицировали собак), скорее всего финикийские. Те, кто хоронил собак в Ашкелоне, относились к ним, как к священным животным. Предположительно, собаки стали ассоциироваться с исцеляющей силой, свои раны они лечили, зализывая их. Найден неоассирийский текст, в котором рекомендуется дотронуться до священной собаки: «Если человек заходит в храм своего бога и дотрагивается до него, то он очищается; так же, если он дотрагивается до священной собаки Гула (богиня исцеления), он тоже исцеляется». 
     Различные культуры Древнего Востока рассказывают об исцеляющей силе собак. Были, видимо, и различные культы исцеления, находящиеся вблизи Иерусалимского Храма. Мы не знаем божества, с которым ассоциировались собаки, не найден и Храм, которому эти собаки принадлежали. И пока не будет найден Храм или какое-либо место поклонения, любая гипотеза должна считаться неподтвержденной. Гипотезу же с ашкелонскими захоронениями выдвинула госпожа Лоренс Е.Стар, руководитель раскопок в Ашкелоне. 

    

11 

     Уж если писать об экзотике, то надо непременно сказать, что Ашкелон в древние времена славился... луком. Лук был удивительно пахучим и вкусным и назывался именем города. Известный Плиний, сопровождающий римлян во всех войнах (участвовал в подавлении восстания иудеев), называет лук «ашкелонским» еще в I веке новой эры. Даже в Иерусалимском Талмуде (!) упоминается жительница Ашкелона (III век) по имени Мирьям, владелица плантаций лука. Еще более этот лук стал известен в следующих поколениях, а крестоносцы и просто распространили его по всей Европе. 
     С ашкелонским луком, пожалуй, могло соперничать только ашкелонское вино. Царь Ирод, во всяком случае, предпочитал красное ашкелонское вино всем другим напиткам. Слава об ашкелонских винах зашла так далеко, что афинский купец Зилон, один из поставщиков двора римского императора Марка Аврелия Антонина, составил для своего помощника, отправляющегося на Ближний Восток (165 г.н.э.), специальную инструкцию: «В Аскелосе возьми 60 больших амфор с пенистым вином у Иеремии и 60 больших амфор с белым вином у Климента». Зилон хорошо знал, что любят понимающие толк в вине римские императоры. 
     Римский писатель и агроном Луций Юний Колумелла Модерат также упоминает ашкелонское вино в своем трактате «Виноград»: «Виноделы из Аскелоса сами выращивают виноград, по-особому его поливают и обрезают. Однако основные секреты его неповторимого вкуса и запаха кроются в самом изготовлении вина, к которому иностранцев не допускают». 
     Известный римский поэт Гай Петроний сравнивает губы возлюбленной с ашкелонским вином. Ашкелонское вино вспоминает и Иосиф Флавий, а Фелиес Минуций, в 216 году побывавший в Ашкелоне, написал в своем дневнике: «То вино из Аскелоса, что мы пьем в Риме в последние годы, на мой взгляд, всего лишь греческая подделка. Попробовав настоящее вино из подвалов Гиппония, Корнелиуса и Сенула, я понял, насколько напрасными были наши нарекания». Исследователи считают, что пенистое или красное сладкое вино под названием «хемер», упоминаемое в ТАНАХе, тоже были произведены в древнем Ашкелоне. Скорее всего секреты виноделия ашкелонцы открыли еще в эпоху филистимлян (12 век до новой эры), а то и еще раньше - во времена владычества египетских фараонов. Естественно, что в разрушенном ассирийцами Ашкелоне вместе с прекращением торговой и культурной жизни замерла и винодельческая жизнь. Но секреты изготовления знаменитого вина не были утеряны. Во всяком случае, вместе с возрождением города в эллинистическую эпоху местные жители стали восстанавливать знаменитые виноградники, строить давильни и гончарные мастерские, в которых изготовлялись редкостные по красоте и изяществу амфоры (в коллекции Барбары их немало) - шарообразные емкости разной величины. Как правило на них был выштампован и фирменный знак местных гончаров - красная полоса. Керамические изделия с этим знаком археологи обнаружили не только во время раскопок в Ашкелоне, но и в других местах, в частности, в Италии, Греции, Франции, Румынии, и, что уж вовсе поражает воображение, в далекой Туркмении. 
     Но на этом превратности ашкелонского вина не закончились. Его история в чем-то сходна с другими иудейскими древностями. Арабы, которым Коран запрещает употребление вина, продолжили разгром, начатый в свое время ассирийцами. В который раз выкорчёвывались виноградники, разрушались давильни, а само виноделие оказалось под запретом. Утерян и рецепт изготовления этого дивного вина, о котором можно только догадываться. И сегодня никто не может сказать, смесь каких сортов винограда составили его славу. Но по раскопкам археологов вполне можно составить представление не только об амфорах, которые, без сомнения, придавали свой вкус вину (как и знаменитые французские деревянные бочки), так и по высокому содержанию свинца в костях, обнаруженных в захоронении эллинистического и римского периодов. 
     Возможно, секреты древнего ашкелонского вина будут когда-нибудь восстановлены, а пока уже сегодня лучшие марки фирмы «Яинот Ашкелон» братьев Ари и Цви Сегалов вышли на уровень популярности лучших вин в мире. 
     Это отвечает природе идей (вспомним праздник Пурим) и, следовательно, складу еврейского ума. 

     12 

     Победа Тита в Иудейской войне была пирровой. 
     Его 80-ти тысячная армия, сражаясь с 25-ти тысячной, защищавшей Иерусалим, понесла столь значительные потери, что если бы Тит срочно не предпринял меры для того, чтобы придать значимость своей победе, в Риме его могло бы ожидать наихудшее. Евреи сражались ожесточенно, уступив исключительно численному превосходству римлян. 
     Вообще же, историки будут единодушны в том, что ни один из народов, находящийся под властью Рима, не сопротивлялся его владычеству столь яростно и упорно, как евреи. Был, правда, у евреев и свой враг, извечный: внутренние распри, так что многие из них ожидали римлян чуть ли не как избавителей от собственных разбойников или, как легко можно перевести на современный язык, - разного рода экстремистов... 
     ...Но вот уже поставлена Триумфальная арка в Риме, изготовлены монеты с изображением Тита-победителя, сброшены с Тарпейской скалы на потеху городскому плебсу пленники, а оставшиеся в живых иудеи вырубали плодоносные деревья, чтобы врагу не достались. Римляне могли видеть в разных местах вырванные с корнем редчайшие бальзамовые деревья, которые поразили Плиния: 
неприятелю должна была достаться только выжженная раскаленная пустыня... 
     Увяли виноградники, сожжены леса, города - в развалинах. Плач и стон стояли на древней земле: в Иудейской войне погибло свыше 1 миллиона людей, тысячи уведены в изгнание, проданы в рабство... 
     От Храма сохранилось 288 м Западной Стены, которую неевреи назовут Стеной Плача. Сюда и будут сходиться паломники из разных стран для молитвы, чтения Торы, богослужения. Здесь будут оплакивать Храм. 
     И все же евреи не приняли образа жизни римлян. Наоборот, в римских домах по субботам зажигались свечи (вспомним размышления Сенеки!). Но Иудея была обескровлена. Иерусалим распахали, чтоб никогда не возродился, и даже солью землю посыпали, чтоб никогда не поднялся... 
     Несмотря на разгром римлянами еврейской общины Ашкелона, община все же не была полностью уничтожена. Руины обнаруженной археологами большой синагоги эпохи Талмуда свидетельствуют о том, что еврейская община сохранилась в городе и после восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. Синагога стояла на большом фундаменте из мрамора, на котором вырезаны менора, шофар, лулав. Найдена и керамическая лампа, украшенная менорой, а главное, греческие письмена, принадлежащие евреям, стела с надписью на иврите: «шалом»... 
     В тот же период в городе возникла большая община самаритян, близких к иудеям по религии и культуре. Сам же Ашкелон, что является еще одним парадоксом, становился все более значительным городом, к которому римляне относились не только с уважением, но и даровали городу особые права. Тот же Плиний называет его: «Свободный город Ашкелон». В другом случае говорится: «Свободная колония Ашкелон». Римский источник, написанный в IV веке, рассказывает об Ашкелоне и Газе - важных городах, занимающихся торговлей, изобилующих товарами. В Сирию и Египет посылаются лучшие вина. Печатаются монеты: «Ашкелон - Рим», символизирующие связь с метрополией и большим городом Востока. 
     Так или иначе, с IV и до начала VII - Ашкелон - важный город, а его жители - в большинстве своем - грекоговорящие христиане. Город свой они называют Аскалон. Приблизительно в 375 году римский историк упоминает о нем: «Самый известный город в Израиле». Все же иудеи вели себя не очень покорно и не очень спокойно. Так, один из служителей христианской церкви, Амброзии, в конце IV века жалуется на евреев, которые, как и в других городах Израиля, разгромили здесь церкви и базилики христиан: «И сожгли церкви и базилики в Аскалоне и Газе и никто не потребовал их наказания». 
     А город процветал. Жили в нем богатые горожане, покупающие рабов. Один из договоров о купле-продаже, написанный на греческом языке и датируемый 359 годом н.э., найден в Египте. 
     Проезжий христианин из Италии в 570 году рассказывает о городе и о святом месте в нем, в память трех братьев, прозванных «святые египтяне». Он также рассказывал о колодце мира, построенном в виде театра, где лестницы спускались вниз, к воде. Тот же путник упоминает город-порт возле Ашкелона, названный «Майомас Аскалонитис». «Майомас» - греческое название особого праздника, распространенного среди жителей морского побережья. Они упоминаются и в древней литературе: «У каждого племени был свой майомас». 
     В Ашкелоне находился и епископ, религиозный старейшина жителей-христиан. В 518 году речь идет об одном епископе в Ашкелоне и другом в Майомас Аскалонитис. Тот факт, что во главе христиан и Ашкелона и Майомаса стояли лица высокого духовного сана, говорит о значимости города. Путник рассказывает и о другом месте вблизи Ашкелона - Сарапии, возможно, названом по имени Бога Сараписа. Византийский Ашкелон (Аскалон) хорошо изображен на карте из мозаики. Карта названа «Медба» (VI в.) по имени города на восточном побережье Иордана, в котором была найдена и сейчас находится на полу в церкви. Вблизи Медбы, в арабской деревне Маайон, найден мозаичный пол того же периода, на котором изображены известные города и среди них Ашкелон. 
     Севернее Ашкелона (район Барнеа), можно сказать случайно, найдены остатки христианской церкви византийского периода (V-VI в н.э.): фундамент с красиво обработанными гранитными колоннами, мраморные основания украшены крестами. 
     Среди древностей Ашкелона - замечательное место, напоминающее о культе голубя, существовавшем у жителей Ашкелона. Позже здесь будет арабская деревня Джора, что тоже означает «голубь», но уже на арабском (северо-восточнее Ашкелона, в направлении современной молодежной деревни Ницаним). 
     Ашкелон еще очень долго сохранял свой эллинистический характер, упорно сопротивляясь (чему немало способствовали евреи) внедрению христианства. Однако христианство и здесь победило античное язычество. 
     Приближался новый век. Или новая эра. 

     13 

     В VII веке Мухаммед (Магомет) возвестит миру о надвигающемся страшном Суде. 
     Пророком в своем отечестве Мухаммед не был - из Мекки его выставили, и он отправился в один из еврейских кланов Медины, чтобы те признали его в качестве пророка. Евреи отказались. Мухаммед взял их в кольцо осады и победил. И история довольно быстро сделала крутой поворот. Начиналась экспансия ислама. О том, что было, мы еще расскажем. Здесь же поведаем о запретах. Евреям нельзя было: противоречить правоверным в суде, ездить верхом, носить оружие, одежда должна была быть особой - в отдельных местах то была нашивка на правом плече с изображением обезьяны (для христиан - свиньи). Нельзя было строить новые синагоги, близко подходить к мечетям (забросают камнями), притолоки дверей неверных должны были быть низкими, заставляющими нагибаться при входе в свои дома. На еврейских домах должен был висеть клочок одежды, чтобы отличить его от дома мусульманина. Издавалось множество законов, определяющих вид тюрбанов, обуви, седел... Вырисовывалась та система унижений, которую неплохо бы знать в будущем всем, кто окажется под властью ислама. Разрешалось и даже было обязательным платить огромный налог, которым часто можно было временно откупиться от всего перечисленного выше. 
     Все же исследователи без преувеличения считают, что ислам, те изменения, к которым он привел в еврейском сознании, создали новый тип еврея. Совершенно неожиданно для евреев возникли предпосылки для усвоения новых ценностей и новых идей. Пройдет совсем немного времени, и у евреев появится поистине неукротимое влечение к Корану, к литературе на арабском, к поэзии, философии, истории, это будет выход в новый огромный мир со своими драматическими коллизиями, иллюзиями, со своими, зачастую неожиданными, находками и потерями. 
     Естественно, Ашкелон тоже попадает под власть арабов. И сразу становится ареной схватки между арабами и византийцами. Как портовый город Ашкелон имел возможность сопротивляться, благодаря помощи из Византии. Но уже в 640 году город был основательно разграблен и разрушен. Через несколько лет халиф Абад Альмахах Бен Маруан его восстанавливает, возрождает значимость города. Дело не только в том, что место было красивое и стратегически важное. Главное - по легенде - здесь стояла одна из мечетей (или поминальная арка), в которой находилась голова Хусейна - внука самого Мухаммеда. 
     Интересно, что название города передается в старом своем звучании. И действительно, арабы называли Ашкелон прежним именем, чуть изменив его звучание (напомним, название города начиналось не с буквы «алеф» а с «аин»). Но как все завоеватели, пришельцы стали искать в названии города свои корни, давать названию свое толкование.. ПоАльбахри (приблизительно 1094г.), название города произошло от арабского слова «асакил», что означает «большие камни». Другой утверждает, что имя происходит от арабского «аль-арас» то есть «во главе», «на голове», так как город построен на вершине холма и возвышается над окрестностями. По причине значимости и красоты города арабы звали его и как «арос а-шак» -невеста Израиля. Арабский географ из Иерусалима Альмокдаси (Альмокдаси Иерусалимский) рассказывает в 985 году про Ашкелон: «Это красивый город с сильным военным патрулем, там много фруктов... Высокий минарет возвышается над рынком простолюдинов... Город вымощен мраморными камнями... богатый, большой, хорошо ухоженный. Город знаменит своим червем-шелкопрядом, торговля тут отменная и жизнь веселая. Рынки полны жителей и солдат, веселых и ликующих... Только вот постоялый двор заброшен, так как вода там невкусная и блохи кусаются страшно». 
     До наших дней сохранились в Ашкелоне и его окрестностях деревья сикоморы. Примерно через шестьдесят лет после Альмокдаси побывал в Ашкелоне другой путешественник мусульманин-перс. Его тоже поразил и красивый рынок, и тот же минарет, большая арка, выстроенная внутри. 
     Арабская грамота, найденная в Ашкелоне несколько поколений спустя, так же свидетельствует о мусульманской мечети. 
     В арабском Ашкелоне жили и евреи, и христиане. Известно о нападениях мусульман с помощью их соседей-евреев на большую церковь, которую нападающие разрушили, а затем и просто снесли. Несмотря на все старания христианской общины (937 год), ее ходатайства перед мусульманскими властями, отстроить церковь заново не разрешали. 
     Из Ашкелона вышло мусульманское семейство, которое позже осело в Египте и названо по месту исхода - ашкелонцы. Из этого семейства и происходит в более поздний период известный историк XV века Ахмад ибн Хачир Аласкалани. 
     В годы мусульманского правления в Ашкелоне существовала большая еврейская община с многочисленными экономическими и общественными связями, в частности, в Египте, в Каире. В каирской синагоге сохранились грамоты, проливающие свет на жизнь евреев в Ашкелоне, исторические записки, частная и общественная переписка, свидетельство о браке, литературные фрагменты. Большинство этих документов написаны на иврите или на арабском ивритскими буквами (в настоящее время находятся в различных библиотеках Великобритании). Так, в одной из грамот рассказывается о похвале Давида бен Даниэля еврейской общине Израиля. В другой грамоте (1151г.) упоминается еврей с арабским именем, который занимался торговлей парфюмерией (Абу Али - парфюмер ашкелонский). Там же найдено свидетельство о браке, подписанное в Ашкелоне 10 числа месяца шват в год 1100. В хранилищах найдены фрагменты литературного произведения Саадии Гаона, написанного в Ашкелоне в 1061 году на арабо-еврейском, ивритскими буквами. В архивах, хранящихся в Египте, есть несколько грамот евреев Ашкелона, посланных общиной их братьям в Египет, а также интересное письмо от учреждений и общин Каира, предназначенное для ашкелонцев: «к правдолюбцам, благословляющим всевышнего, совершающим благодеяние, ученикам Торы...» 
     Сохранились и письма частных лиц. Одно из них (1110 г.) к рабби Элияги Коэн «от... двух его рабов, проживающих в Ашкелоне». Другим почерком написано письмо к Эли Коэну его сыном Натаном Коэном, который был жителем Ашкелона. В письме говорится о желании купить рукопись древней книги Галахот. Очевидно, среди жителей были ученики мудрецов. В старинной песне рассказывается о судьбе Ашкелона и других городов Средиземноморского побережья. В этой незаконченной песне есть и первое древнее упоминание в литературе слова «мигдаль». 
     В средние века так же, как и в эпоху Талмуда, раввины провозглашали святость Ашкелона в связи с завоеваниями 
Израиля. 
     Все, что происходит сегодня на наших улицах, взрывы в автобусах, другие кровавые террористические акты - весь этот джихад начинался тогда. За эти столетия в политике и практике ислама мало что изменилось. Как считают ученые, это чуть ли не единственная доктрина, которая имеет тенденцию к неподвижности, к «известкованию». По сути, для ислама время остановилось еще в седьмом веке. Раз и навсегда определилось значение слов. Той или иной интерпретации придана каноническая и даже юридическая форма. Общая точка зрения арабских интеллектуалов часто сводится к выводу, что «существование Израиля - наглый вызов нашей философии жизни и нашим идеалам и непреодолимый барьер на пути к тем ценностям и целям, к которым мы стремимся». 
     А я все думаю: Господи, хоть бы этот барьер был действительно для них непреодолим. Во веки веков... 

<.................................>

______________________________________________________________________________________

п