.
.
ЗАПИСКА СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО
С ПРОЕКТОМ ТЕКСТА ДЛЯ НОВОГО СИНОДАЛЬНОГО
ПОСЛАНИЯ.
Ок. 1916-1917 гг.
1. Синодское Послание об «афонской смуте» имело
в виду внести мир в жизнь Русской Церкви и прекратить возникшую распрю
о почитании Имени Божиего. Однако последствия Послания не оправдали возлагавшихся
на него ожиданий, распря не прекратилась, взаимоотношения спорящих сторон
лишь ожесточились. К тому же. Послание Св<ятейшего> Синода вполне или
частично не приемлется многими из тех, за кем нельзя не признать особенной
ревности о спасении.
2. Заботясь о благе Церкви, Церковная власть
признает дело об афонской смуте подлежащим пересмотру, а Послание, имевшее
непосредственною задачею дисциплинарное воздействие, а не окончательное
решение догматических вопросов, неточным, особенно если понимать его как
формулировку догматов.
3. Послание Св<ятейшего> Синода было написано
при необходимости принять решительные меры к прекращению смуты и кроме
того не имело задачею положительно раскрыть Церковное учение об Имени Божием.
Поэтому в Послание могли попасть выражения неточные, которые, как выяснилось,
смутили и смущают некоторых верующих, заставляя их подвергать сомнению
правильность веры иерархии и даже отпадать от общения с епископатом. Усматривая
вред для общего дела церковного строительства, Церковная власть предпочитает
отказаться от Послания как примера соблазна, нежели оставлять его в ущерб
миру церковному.
Но с другой стороны, и смущающиеся этим Посланием
должны признать, что точный смысл некоторых из выражений их писаний был
разъяснен ими самими лишь впоследствии и первоначально заставлял подозревать
неправомыслие, против какового, собственно, и было направлено Послание.
4. В настоящее время Церковная власть признает,
что в споре об Имени Божием <1 нрзбр.> между обеими спорящими сторонами
было много недоразумений и взаимного непонимания. Пора положить конец этой
розни, затянувшейся из-за общественного смутного для Церкви времени*.
5. Но за всем тем, нельзя отрицать, что афонским
спором затронуто дело великой важности и что это дело - выяснение и формулировка
церковного учения об Имени Божием - должно продолжаться. Церковная власть
признает, что до сих пор нет еще окончательно выраженной и церковно признанной
формулы догмата об Имени Божием, но с другой стороны, на окончательной
формуле, предложенной афонскими монахами, настаивают далеко не все сторонники
имеславия. Таким образом, окончательное выяснение учения церковного об
Имени Божием есть дело будущего и подлежит еще обстоятельной богословской
проработке и соборному обсуждению.
* Последние пять слов расшифрованы предположительно.
_____________________________________________________________________________________
|