.
.
ОТРЫВОК ПИСЬМА, НАПИСАННОГО П. А. ФЛОРЕНСКИМ
ПО ПРОСЬБЕ о. АРХИМАНДРИТА ДАВИДА
В ОТВЕТ НА ПИСЬМО АФОНСКИХ ИМЕСЛАВЦЕВ
С КАВКАЗА
1923.11.6. cm. cm.
Вы спрашиваете, как обстоит дело имеславия.
Медленно, но безостановочно, восстановление истины происходит, и все более
находится людей, уразумевающих заблуждение имеборства. Но успех этого дела,
поскольку значат что-нибудь человеческие соображения, зависит от осторожного
и бережного подхода к душам. По Апостолу, требуется детоводительство и
кормление молоком, прежде нежели станет усваиваться твердая пища. Многие
годы в русское общество вводились различные яды, отравлявшие ум, и теперь
даже лучшие представители России нередко подобны выздоравливающим от тяжелой
болезни. Было бы легко разделаться со злом, если бы можно было свалить
всю вину на двух-трех и приурочить ее к определенному году. Но не так обстоит
на деле: духовное разложение накоплялось десятками лет и виновных в нем
было очень много; мало кто не приложил сюда своей руки. Вы правильно пишете,
что «вопрос о Имени Божием есть наиглавнейший вопрос Православия, обнимающий
собою все христианство», и что «молитва Иисусова и еще кратче - Имя Иисус
есть краткое содержание всего Евангелия». Но вот, именно по этой-то средоточенности
этого вопроса в деле веры и связности его со всеми прочими вопросами, он
подвергался особенно многочисленным вражеским нападениям. Веру в Имя Иисусово
подтачивало не только и, может быть, не столько прямое нападение на нее,
но все косвенные враждебные действия вообще против чистоты веры. И поэтому
это сердце всего вероучения было настолько искажено в нашем обществе, что
теперь оказывается недостаточным убеждение с какой-либо одной стороны,
но требуется разносторонняя работа над духовным перевоспитанием. Рассудком
- человек, может быть, и понял неправоту имеборства, но к уму его привиты
навыки ложной мысли, и они не дают укорениться тому, что понятно рассудком.
Приходится многократно и разнообразно подходить к убеждению, чтобы вкоренить
в уме привычки правой мысли. А для прочного их усвоения требуется долгий
молитвенный подвиг. И к нам, монахам, относится необходимость преимущественно
отдаваться этому подвигу, нежели умствовать. Иначе легко самим впасть в
заблуждение и, обвиняя других, подпасть под церковную клятву. Так, нам
показалось сомнительным то, что пишете Вы о синодском послании. Ведь -
есть Сам Господь Иисус, и есть Имя Его. Имя неотделимо от Него Самого,
и потому в Имени и Именем мы соприкасаемся с Самим Господом и усвояем себе
от Него Самого даруемое Им спасение. Поэтому и говорим, что Имя Божие -
Сам Бог. Но Он не есть Имя, и, не оговорив этого последнего обстоятельства,
можно вызвать некоторое смущение. Имя Иисус действительно значит Спасение,
Спаситель. Этого не отрицают и имеборцы, т. е. что Оно значит по смыслу
своему Спасение. Не отрицают они и того, что Сам Господь есть наше Спасение,
что Им мы спасаемся. Заблуждение имеборцев не в отрицании смысла Имени
Иисус и не в отрицании спасительности Самого Господа, носящего это Имя,
а в отделении Имени от его Носителя, т. е. Самого Господа. Име-борцам представляется,
что имя Господа - само по себе, а Он - Сам по себе, и потому они считают
это имя тварным, случайным, лишенным сущности и силы. Если же бы кто, допустив
отделение имени от Господа, признал за Именем собственную силу Имени, не
зависящую от Самого (Господа) Спасителя, то тогда действительно он впал
бы в заблуждение, что можно волхвовать Именем Господним и Именем Господа
действовать против Самого Господа. Но все дело в том, что Имя неотделимо
от Господа и сила не иная какая, как Самого же Господа; Именем нельзя действовать
против Господа, потому что Он не станет действовать против Себя Самого.
Имя и Господь - нераздельны. Однако надо бояться и обратного заблуждения
- счесть их смешивающимися, слиянными: нераздельны, но и неслиянны. Имя
неотделимо от Господа, но это не значит, что его нельзя отличить от Господа.
Поэтому Вы несправедливо возводите на Синод ложное обвинение, будто Синод
отрицает спасительность Господа и говорит, что «спасение неспасительно».
Синод признает спасительность Самого Спасителя, но, отделив от Него Его
имя, не признает спасительным этого последнего.
Синод
разделяет то, что нераздельно, а вы хотите слить неслиянное.
Все это написано нами ради примера, как осторожно
надо рассуждать об этом важнейшем и ответственнейшем вопросе. На церковной
иерархии и на всем церковном обществе и без того вин не мало настоящих,
чтобы приписывать им несуществующие. А между тем, таким образом, не только
погрешаем против истины, но и вредим делу ее утверждения, потому что преувеличенными
и неправильными осуждениями вызываем общее недоверие к себе, а с себя -
и к тому делу, которому призваны служить.
_____________________________________________________________________________________
|