.
В ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ У БАБЬЕГО ЯРА
Триптих
1
Утро. Будничная суета,
машины шуршат по асфальту
нешироких улиц в Сырецком массиве;
толкотня в магазине,
у входа с лотка бойкая продавщица
торгует овощами и фруктами;
от дождя она зонт приспособила
в ящике с перезрелыми помидорами -
и тонкая красная лужица
протекла из-под тумбы с весами...
То бишь о чем я толкую?..
Зачем это все здесь:
магазины, машины, толпы народа?
Здесь в районе Сырца,
да, в Сырецком массиве,
что у самого Бабьего Яра,
куда я спешил из Москвы,
где надеялся в уединенье,
в святой тишине постоять,
хоть молчанием искупить
грех всей суетной жизни своей.
Ведь, по счастью, я не был НИГДЕ:
Ни в Треблинке, ни в Бухенвальде,
ни в Понарах, ни в Ковно - я не видал
смерть в лицо, дым крематорский
не заползал мне в глотку и не выедал
последних отчаянных слез, песок бабиярский
не засыпал мне глазницы; я не видал
собачьего злого оскала караульных овчарок,
и тысячи тел, клонящихся разом к земле,
как колосья от черного ветра...
А, может, неправда, что не был НИГДЕ я -
может, был я повсюду, я летел сквозь войну
от Молдавии до Сибири, сквозь дымы и пожары
я помню налет «мессершмидтов»
на беззащитный беженский эшелон,
я кричал, потому что боялся -
и мой крик вместе с дымом осипшего паровоза
ветер нес по ужасной земле,
на которой творилась ВОИНА.
Но я жил, я боялся, кричал,
прятался под мешками в товарняке,
скатывался под откос в подсолнухи
на незнакомой станции; да я жил,
а мой сверстник из Киева,
такой же чиграш черноглазый,
уже ничего не боялся -
он лежал в груде тел,
окровавленный, окостеневший, немой,
с застывшим последним словом
на запекшихся синих губах:
«Мама!»
2
От памятника в Бабьем Яру
меж зеленых газонов ведут
тропинки, усыпанные красным гравием.
Ступаем медленно по красному гравию,
словно он пропитан кровью жертв.
Кажется, здесь все символично -
но символы эти страшны:
они пробуждают Память.
Песок под ногами хрустит.
Осторожно: ЭТО КОСТИ МЕРТВЫХ ХРУСТЯТ.
Пепел от сигареты слетает
и, подхваченный ветром, в сторону улетает.
Гляди:
ЭТО ПЕПЕЛ СОЖЖЕННЫХ ЛЕТАЕТ.
Ребенок заплакал у матери на руках.
Оглянись:
ЭТО ЛЬ НЕ ПЛАЧ ИЗ МРАКА?
Случайный выхлоп газа из машины вдали.
Внемли:
ЭТО ЛЬ НЕ ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ В ЯРУ?
Стайка голубей пролетела, крыльями шурша.
Не верь - лжа: ЭТО ЧЕРНАЯ СТАЯ ВОРОН.
Здесь все символично -
но символы небьггийного ряда,
НЕКРОСИМВОЛЫ, некрознаки, некромысли.
Стихи не лезут в голову.
Сама мысль о стихах кощунственна.
Но подспудно они уже зародились во мне,
и метафоры гибнут,
едва зарождаясь
и, окоченев, складируются в голове,
как в тесной братской могиле.
Но даже в этот трагедийный час
в подкорке продолжается работа,
и перфолента дня заполняется рифмознаками.
Если б можно было прочесть эту ленту,
предстала б безрадостная картина:
...этот путь ... от Киева жуть...
холода ртуть... голода муть... в яру
нынче помру... пули начисто бреют ...
евреи бредут ...лежат евреи ...овчарок
зубы ...ржут до икоты немцы ...зарывают
трупы ...дети рыдают ...стучат пулеметы
...страницы книги... слышатся крики:
не
забудьте... прокляты будьте...
трижды прокляты будьте...
3
Стою у памятника окаменевший.
Тщетно пытаюсь представить ТОТ ДЕНЬ,
как же все это происходило
СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ?
Человек привычен к разбою,
совершаемому под покровом ночи темной.
Но здесь - в течение ясных ПЯТИ ДНЕЙ
методично и хладнокровно, как в аду, -
ров наполняли живым человечьим мясом...
Стою у памятника очумелый.
Сколько времени прошло, не помню.
Будто очнулся от сна и вижу: рядом стоит
седая женщина лет пятидесяти,
маленькая сухонькая женщина
с печальным лицом и впалыми глазами.
Спросить ее хочу и не смею:
почему бегут слезы по ее лицу?
Видно, кто-то из близких ее здесь
во рву похоронен... А, может, сама чудом
спаслась в тот день огненной осени 41-го года?..
Но на чудо такое я не надеялся,
встретить вдруг очевидца. Возможно ль?
Столько минуло лет, все быльем поросло...
Я не спрашивал, сама стала рассказывать:
«...Мэни було сим рокив - мне было семь лет, -
говорила она по-украински, - колы нимци
вступылы у Кыив... Первое мое воспоминание:
всех евреев города собрали и погнали
на край города к Сырецкому лесу...
Сначала все думали, что повезут на работу,
может, даже в Германию повезут -
всем было велено взять с собой лучшие вещи,
документы и драгоценности;
люди не знали, что думать, и говорили,
что, дескать, немцы хотят использовать евреев
на каких-то особо сложных работах
на заводах Германии, поэтому собирались
тщательно, с теплыми вещами
и всем, что было ценным;
и никто и не думал убегать или скрыться,
ведь о коварстве немцев еще не было известно,
это было впервой...
Потом было страшно, очень страшно...
(Она часто перебивала свои и без того сбивчивый
рассказ словом «страшно», и я вдруг понял,
каким емким является обычное наречие «страшно»,
так часто повторяемое в нормальной жизни -
«я страшно устал» или «страшно озяб»,
или даже «страшно тебя люблю» -
и как страшно звучало в устах этой женщины
обычное простое слово «страшно»!)
Потом огромной, - продолжала она, - колонной
в несколько тысяч пригнали евреев к Бабьему Яру
а тогда это были большущие ямы, глубокие овраги
километра на четыре вдоль Сырецка -
и стали у всех отбирать документы и золото,
и ценные вещи, и большими партиями отгоняли
в сторонку и раздеваться велели на краю оврага...
И тогда уже поняли все, что ЭТО ТАКОЕ.
Мы с матерью и сестренкой бежали за колонной
долго, пока нас немцы с собаками не отогнали
прочь; евреи с нами жили по соседству, и мама
с ними очень дружила... И мы бежали все время,
хоть страшно боялись, бежали и плакали,
чуя сердцем, что дело нечистое;
мама была верующей и все время бежала,
шепча молитву, но это не помогло...
Не услышал Бог ее молитв.
Киев, август 1982 - Москва, 1987