КАИН И АВЕЛЬ
Зло априорно.
Иосиф Бродский
История, навязшая в зубах,
порядком поднадоевшая,
гуманистов оставившая на бобах
и в кровавых хрониках осевшая.
Вечность пронеслась,
а Каин не раскаялся;
века, как облака,
проплыли в горней выси,
бедняга Авель кровью истек и отмаялся,
а у брата в глазах
ни одной искупительной мысли.
Бьется Ягве над ним,
вновь и вновь всю картину прокручивая,
сокрушаясь: вражду посеял из-за ягня,
из Каиновых лап
суковатую палицу выкручивая,
ожесточаясь: стервец, как огорчил он меня!
Мужлан, от сохи,
ты же черств, как валун полевой,
бессердечен, что дуб, и уперт, как тот же валун.
Чем ты смерть отвратишь?
Волком вой над разбитой главой!
Я ведь Бог всего-навсего,
а не какой-то колдун.
Как безлюдна земля;
безутешен Адам, Ева в обмороке,
и в слезном ручье можно выстирать плат кровяной;
очертания нежные Авеля
им видятся в каждом проплывающем облаке,
и оба казнятся в сердцах
безвинной его виной;
он был кроток, меньшой,
он обидеть старшого не смел,
беспрестанно твердил:
«Я люблю тебя, брат, горячо!
Ты ведь первым возделать
каменистую почву сумел,
и шел день-деньской по полям,
торбу семян положив на сожженное солнцем плечо!»
Был труженик Каин, оратель,
хлебный выращивал злак,
и кузню завел, чтобы лемех ковать, а не нож...
Так за что ж, о Господь,
на челе его этот убийственный знак,
эта мета убийцы, уголовника, татя, за что ж?
За минутную ярость,
за ослепленье и гнев -
сеял доброе Каин, а пожал только слезы и кровь;
нет прощенья ему,
только жаль, что, Добром насладиться еще не успев,
он изгоем пойдет по Земле, отвергая любовь.
Только зло, только зло,
след кровавый за ним на века;
так в проклятье своем он дойдет до освенцимских зол;
что ни век - то погром,
что ни шаг - то кровавая плещет река,
и разбой, и пожар, и зола человечьих костей,
удобрявших подзол.
Но не каялся Каин, и к раскаянью не был готов,
видя в жертве самой
корень
зла злодеяний своих;
ведь наследники Авеля
(читай: Мандельштама, Михоэлса, Бабеля!)
были богу угодней, и призрел-то он первыми их.
Вот и славно: их души обретаются нынче в Раю,
а ведь Рай, как ни кинь, все же Ада не хуже, а лучше,
а пр
клятый Каин
неприкаянным ходит у пропасти на краю,
и вовеки никто не столкнет
эту сволочь с убийственной кручи.
Потому что хранит его Бог,
а зачем, нам понять не дано;
и ни властен над ним никакой Нюрнберг,
и ни суд мировой,
кабы не эта печать,
уже шлепнул бы кто-нибудь тайно его;
да кому же охота попасть в черный список
под номер «второй»?
Так и длится все Каина век
бесконечным проклятьем,
вот уж скоро Мессия грядет,
а убийствам не видно конца...
А ведь стоило лишь помириться двум братьям,
и во имя грядущего мира
выпить по чарке винца,
так и не было б распри людской с сотворения мира,
да и не был столь страшен трагедии древней конфликт,
вечной Песней Любви зазвучала бы звонкая лира
и невиннее агнца рисовался бы Каина лик.
Смеху было бы в этой истории всей,
да истории не было б вовсе - вот незадача;
породили бы Каин и Авель тьму худосочных детей
и почили бы дряхлые в Бозе,
да Господь рассудил их иначе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А заманчив сюжет: все решить полюбовно и ладом;
Авель - пастырь овец, мол, а Каин - кузнец-молодец;
кабы сон человечества
не тревожим был тем усатым в оспинках гадом,
кабы из памяти стерся
тот с челкой носатый стервец.
Лод, 1993-1995