.
Ярослава Фаворская
Отрывок из повести «Возвращение»
(«Добро пожаловать»)
* * *
Я родилась – верно, ведунья
сглазила, русалки голые на озере ворожили, гномы зелье
варили, меня опаивали, соблазняли, в искус вводили,
искушение, покушение. Искус
искусством, искус Иисусом. А я думала – змей
укусил, искусил, запретное яблоко предложил.
Мамушка меня в поле
нашла, в подоле домой принесла, а баба с дедом глядят зло, дед на
мать замахнулся: приблуду, - говорят, принесла,
блудила с кем-то, пропащая, лучше бы ты
умерла.
Мама плакала, а я как
трава сорная, негожая, сама по себе росла. Глаза бесстыжие тоже
видят божий свет. У пруда сидеть подолгу повадилась,
глядела в воду – я ли не пригожая,
чем я им не мила? Солнышко греет, на яблоньке
дикой яблоки тоже сладкие, в овражке ягодки красные, спелые, в шиповнике
шмель жужжит. Венок сплела из ромашек и колокольчиков.
Запах сена, трава сочная, мягкая, вода
глубокая студеная - век бы здесь провела.
Русалки выплыли, сказали
- иди, сестричка, твоя кровь холодная, тело гибкое, глаза
зеленые, ты нам сестра, там на дне хрустальный
дворец, жизнь тихая, неземной покой.
Нырнешь – скажем тайну страшную, людям неведомую,
будешь ее хранить.
Я с сестричками поплавала,
а потом сказала – а что с вами будет, когда зимою озеро промерзнет до дна.
У меня ноги есть, я домой пойду…
Дома маму опять спросила
– почему нас люди не любят, почему в глаза не смотрят, о чём
за спиной говорят? Откуда я, мамочка, откуда
такая взялась? Она рукой ласковой до щеки дотронулась, тихо мне говорит:
«Я в лугах гуляла, землянику собирала, венки из ромашек
плела… Ноченька рано на землю опустилась, в небе
синем белые звёзды зажглись... Шла
домой, сумерки, сверчки и соловьи поют. Вдруг
вижу – с неба звёздочка упала и за дальним овражком лежит, мерцает, ясная.
Я подбежала – там ты лежишь». Мамушка меня в поле
нашла. В подоле домой принесла.
Зима пришла. Озеро льдом
затянуло – где мои подруги, русалочки? Может, путями подземными успели
уплыть в тёплые моря? Иней на солнце переливается, весь мир – как хрустальный
дворец. По колено снег, по пояс снег, набился в валенки, в рукавицы. До
дому далеко. Метель началась, иголками в лицо, ноги и руки стынут, озноб
прокрадывается внутрь, оковывает ледяной бронёй и вдруг – тепло, спелый
жар.
Очнулась у огня. Огонь
в печке по поленьям потрескивает, дымом пахнет. Истома сладкая.
– Сомлела ты на холоде,
- говорит мне незнакомый голос. – Хорошо, недалеко от меня.
Глянула - женщина с
лицом ласковым. Дала мне выпить отвара горячего. Отвар пахнет
летом, земляникой, пропечённой на солнце, душистым
сеном.
Вставать не хочется,
пригрелась я. Говорить не хочется.
– Полежи, отдохни, хочешь
– не говори ничего, - её речь журчит, вливается звенящим весенним ручьём
в уши. – Русалок ходила проведать? Да они уплыли давно в моря тёплые.
Им там хорошо, там рыбки как птахи – красные,
синие, жёлтые. Хочешь, деточка, я тебе поворожу? Скажу, что на роду написано,
предскажу судьбу, от
злого глаза оберегу?
Взяла мою руку, в глаза
посмотрела.
– Как исполнится тебе
15 лет, заберут тебя в страну дальнюю, южную, где солнце нещадное превращает
землю в песок и камень.
Пойдёшь по земле, не
узнанная, ослепленная обезумевшим раскаленным солнцем. Пыль запорошит глаза,
набьется в легкие. Вспомнишь иголками в лицо метель, и запах первого снега,
знай - к прошлому возврата нет, возврата к прошлому, нет возврата.
Ночью метель утихла.
Вышло солнышко. Пошла утром по деревне – люди косятся:
– У ведьмы была, – говорят.
Ворожила, демонское отродье, теперь у неё чёрный глаз. Если
беда какая – как бы не от неё?
И, опустив глаза, чтоб
не сжигать их взглядом, всё думала:
– В сущности, ведунья
– только слово. Ведьмачила, велась, была ведомой, сама кого-то за собой
возьму, велела ведь поведать ведьмам это ведовство.
И открывала книгу с
древней ведой.
* * *
«Арбуз сладкий, хороший,
два арбуз десять шекель, - монотонно и звучно поёт-выкрикивает голос, принадлежащий
детине, приехавшему из пустыни. Он едет медленно на машине, чей
кузов полон водянисто-сладких ягод. Он едет по
улице, заставленной картонными хрупкими
на вид, трёхэтажными жалкими домиками – щёлкните
пальцем – развалятся, как костяшки домино, поставленные на ребро.
А где-то едет в лаковом
Кадиллаке по залитой рекламными огнями какой-то там Авеню, белозубый негр,
слушает чёрный рэп, а бардачок в бархатном салоне полон отборного кокаина,
а рядом с негром – белокурая девчонка, закинутая
всем, чем только можно, преисполненная жутковатым, до полусмерти, блаженством.
Коленки голые под юбчонкой, пальчики тонкие, голосок нежный.
А здесь кричат ещё:
«Моющие средства, туалетная бумага!» - на улицах собратья того
детины из пустыни, кричат так сурово и зычно,
что, не зная их языка, можно решить, что они объявляют о воздушной тревоге
и призывают скрыться в убежищах.
Под тротуарами пролегают
пластмассовые трубы канализации – о, чудо цивилизации, изобретение всех
времён и народов! Стены домиков вдруг неожиданно разноцветно
разрисованы – рыбками, зверушками, маленькими
принцами.
Пыль, вековечная, неистребимая,
всюду зернистая пыль. Люди ее сплевывают, глотают
едкий дым, и утробными голосами кричат, друг
на друга и мне кричат: пыль, пыль, видишь,
пыль, скорее пыль убирай. Вытирать пыль, пылесосом
пыль собирать, в мешки складывать –
что мой брат Сизиф - пыль опять летит.
Медленно прорисовываются
сквозь не восприятие – запыленные кусты с нереально
яркими цветами, серые от пыли сухие кактусы,
припорошенные пылью сарайчики и дома, а
из фауны – кошки пятнистые и полосатые. Голубей
тут не любят, считают, что они разносят заразу, но им, как и кошкам, живётся
сытно - хлеб валяется на улицах.
Моя белокурая сестрёнка
никогда не ходила по этим улицам. Она вообще мало ходила, всё больше ездила
в лаковых кадиллаках, танцевала или валялась в постели – одна, или с
кем-нибудь. Белозубый негр в шёлковом фраке угостил
её коктейлем и кокаином в ночном
клубе, под музыку Джимми Хендрикса. Негр подарил
ей пару чулок и она поехала с ним,
потому что ей было всё равно, куда и с кем ехать,
с кем танцевать, нюхать кокаин или спать.
Я знаю, где моя сестрёнка.
Она работает с 8 часов вечера до 4 часов ночи. Она танцует стриптиз в зеркальной
комнате. Она видит своё отраженье 8 часов в сутки, ночью. То есть, конечно,
с перерывами на сигареты, кофе, а то и полосочку-другую кокаина или кусочек
экстази, но и кофе, и сигарета – перед зеркалом
в уборной, где она подкрашивает губы и
меняет разноцветное бельё – чулочки, поясок,
трусики, бюстгальтер, комбинашечку,
пеньюарчик, - всё это она снимает в обратном
порядке под музыку в течение 20 минут.
Детина в кассе объясняет
правила тем, кто зашёл сюда: Девчонка танцует за стеклом,
зеркальным с той стороны. Она тебя не видит.
За двадцать минут ты башляешь 20 баксов.
10 получает она. Итак, 10 баксов за двадцать
минут в зеркальной комнате – это много или
мало или достаточно? 20 баксов за девочку, которая
танцует для тебя 20 минут стриптиз за стеклом.
Я знаю, где моя сестрёнка.
8 часов в сутки видит себя, вожделенную для человека,
платящего 20 баксов, расположившегося по ту сторону
зеркала. Он сидит на диване, там
рулон туалетной бумаги, мусорное ведро и всё.
Она снимает с себя пеньюарчик,
комбинашечку, бюстгальтер, трусики в течение
20 минут. Она двигается под музыку, она
снимает с себя всё, кроме туфель и чулочек, за
20 минут. И он видит это через стекло.
А в предрассветных сумерках
её ждёт у выхода чёрный джип с тонированными стёклами.
Они едут мимо пабов, баров, ресторанов, клубов.
Прошёл дождь. В мокром шоссе акварельно отражаются красные, синие, белые
огни светофоров и реклам. На улице полно людей. Джип стоит на перекрёстке,
на светофоре красный цвет, мимо идут люди. В зеркальных стёклах машины
люди видят самих себя, отражающихся среди рекламных
огней. Машина вписывается в улицу, сливается
с ней. Девчонка рассматривает прохожих, чувствуя себя неуязвимой. Каждый
из них мог видеть её в зеркальной комнате, снимающей
с себя всё за 20 минут.
Она едет в комнату,
где очень крепко спит. А днём солнечным – полполосочка-другая
кокаина, кусочек экстази, город для её удовольствия,
её прихотей, её вожделения, город призрачный, в полусне предоставляющий
ей для прогулок аллеи, парки, галереи, казино и
бары. И так до сумерек. И ночью опять примеряет
маски яркие – я твоя, твоя, твоя на
20 минут.
* * *
Я знаю, где моя сестра.
Моя сестра гордая, чернокожая. Она беременна вторым ребёнком,
на девятом месяце, работает на базаре, продаёт
фрукты и овощи. Ей время рожать, она ждёт «Амбуланс», одной рукой придерживая
могучий живот, другой, в перерывах между
схватками, поднимает тяжёлые ящики с фруктами
и овощами.
Через три дня она вернётся
сюда, положит младенца в пустой ящик и продолжит
продавать фрукты и овощи. Через неделю она затянет
грудь, оставит младенца мужу и уедет
к маме на территории за колючей проволокой, взяв
с собой полуторагодовалую дочку.
Через месяц она будет
валяться у мужа в ногах, обхватив его колени умолять, чтоб он не оставлял
её с двумя детьми ради белой шлюхи.
______________________________________________________________________________________________
|