ПРИМЕЧАНИЯ №5
1. В качестве таких звуков, «добавочных»
с точки зрения греческой системы в армянском, выделяется следующий ряд:
l x c h j y
r .
2. Существенным системным отличием
армянского алфавита от коптской письменности представляется также и то,
что для армянского письма за основу берется неполная греческая парадигматика
из 27 знаков, а лишь та часть греческой системы, фонетические значения
которой соответствуют армянским звукам, т. е. из греческой основы армянского
алфавита устраняются все эписемоны-графические символы, выражающие лишь
числовые значения: ,
и ,
a также знаки, обозначающие чуждые армянскому звуковые единицы: ,
и .
Таким образом, греческую основу армянского алфавита, представляющую его
«первичное ядро», составляет редуцированная в определенном смысле парадигматика
греческой системы, сведенная к последовательности лишь тех знаков, фонетические
значения которых находят соответствия в звуковых. единицах армянского языка.
3. Исключение составляют лишь знаки
Ф
[] (ср. греч.
Ф),
[] (ср. греч. X),
а также,
возможно, [e] (ср.
греч. ).
4. Особо близкие графические связи
обнаруживает древнеармянское письмо с эфиопской письменностью (см. Севак
1962;
Olderogge 1974). Графический принцип вокализации в эфиопском, выражающийся
в приписке к основному знаку штриха или окружности, должен был быть использован
Месропом Маштоцем для создания целой группы графических символов,
выражающих совершенно различные фонетические значения: ср. знаки
о,
и ; s
и m;
d и
и др. Д. Ольдерогге считает, что этим графическим методом получены
22 или 23 графических символа,
т. е. две трети всей древнеармянской графической системы (к отличному
взгляду на графические принципы, положенные в основу древнеармянской письменности
см. Муравьев 1980). Вместе с тем, целый ряд знаков армянского письма
проявляет по отношению друг к другу особую графическую близость. Таковыми
являются, например, знаки
j
и др. Графическая близость этих знаков мотивирована, очевидно, фонетической
близостью выражаемых ими звуков. Создатель армянского письма прекрасно
осознает фонетическое родство обозначаемых этими письменными знаками аффрикативных
звуков.
______________________________________________________________________________________
|