.
Виктор ГОЛКОВ
Несколько слов по поводу одного интервью
(Журнал «22» номер 149, 2008 г.)
( «Виноград русской и мировой культуры оказался для Жаботинского
зелен» –
интервью с Дмитрием Быковым)
Атака поэта Д.Быкова на Зеэва Жаботинского,
а попутно, на все Государство Израиль в целом, никого удивить не может.
Еще во время достопамятного визита на Святую землю в прошлом году в компании
с Марией Арбатовой и некоторыми другими московскими литераторами он высказался
в том смысле, что Израиль – страна второго сорта, по меньшей мере в культурном
отношении. Что ж, на каждый роток не накинешь платок... Но это, как видно,
было только затравкой. Нынче последовало продолжение, выполненное гораздо
более харизматично и развернуто. Объектом, как сказано, послужил З. Жаботинский,
чьи литературные достоинства Быков подвергает уничтожающей резекции. Думаю,
в этом пункте не имеет смысла спорить с поэтом, поскольку заслуги Жаботинского
как переводчика и публициста общеизвестны и признанны, хотя, возможно,
он и не был литератором того же ранга, что Бабель или Мандельштам.
Впрочем, значение Зеэва Жаботинского в современной
истории Израиля и еврейского народа далеко не исчерпывается его литературным
творчеством. Думаю, Д. Быкову известно, что это создатель Еврейского легиона,
один из тех, благодаря кому, собственно, и возникло Еврейское государство.
Влияние политических идей Жаботинского на современную израильскую жизнь
актуально и сегодня, его мысли совершенно не утратили своей жгучей точности
и жизненной силы. Вероятно, именно по этой причине Д. Быков избрал мишенью
историческую личность такого масштаба – ведь чтобы обвинить в несостоятельности
целое государство, необходимо подвергнуть обструкции самого яркого его
представителя.
И тут возникает ряд отнюдь не риторических
вопросов, обычно задаваемых в подобном случае. Кто такой сам Дмитрий Быков?
Зачем ему понадобились нападки на идею возвращения в Израиль? Для чего
становиться в позицию яростного поборника ассимиляции? Короче, какова цель?
На мой взгляд, ответы на эти вопросы связаны с изменением политического
климата в России, возможно, с некоторыми переменами в отношении к Израилю,
словом, с чем-то в этом роде. Сомнительно, чтобы человек вроде Быкова,
в чьих жилах струится не стопроцентно русская кровь, стал бы распространяться
в том же духе, скажем, лет десять – пятнадцать назад. Нет, дыма без огня
не бывает!
К числу возможных причин я отнес бы также
общее сближение московских правых (то есть «западников») с европейскими
«левыми», чей антиизраэлизм временами подозрительно отдает антисемитизмом,
хотя, как и Быков, они всеми правдами и неправдами открещиваются от последнего.
Но ведь и приснопамятный «Антисионистский комитет» целиком состоял из евреев,
а, следовательно, был как бы свободен от подозрений, могущих возникнуть
по этому поводу. Вообще любопытно, что нападение Быкова на Израиль осуществляется
с другого фланга, противоположного тому, кто до последнего времени обладал
монополией на охаивание еврейского государства. Почвенники из «Молодой
гвардии» и «Нашего современника» нынче уступили место космополитам с примесью
еврейских кровей, какие в среде московской богемы, похоже, превращаются
в реальную силу. Вероятно, это может рассматриваться и как экивок «левым»
– мы, мол, патриоты почище вашего!
Как бы там ни было, а высокомерные сентенции
Д. Быкова о местечковом уровне израильской культуры, трудно расценивать
как нечто авторитетное – читать на иврите в подлиннике он, скорее всего,
еще не научился. Ассимиляция, на которую он так уповает, тоже исключительно
спорный пункт: слишком уж полновесно пришлось евреям расплачиваться именно
в ХХ веке за слепоту, с которой пытались они двигаться по этому пути, что
подтверждается опытом не только Германии, но в какой-то степени и России.
Всегда и всюду ,полагаясь на других , мы, к несчастью, бываем отвергнуты
и исторгнуты, и при этом не имеет особого значения, какой в тебе процент
еврейской крови – сто или же только пятьдесят! Конечной целью « ассимиляции»,
как следует из смысла этого слова, должно стать исчезновение того самого
народа, «подвигом» которого в рассеянии Д. Быков как бы восхищается.
Если даже оставить на его совести, мягко говоря, спорное утверждение о
возвышенной культуротворческой миссии галутного еврейства,то все же трудно
не заметить очевидного противоречия, содержащегося в призыве «ассимилироваться»,
отказавшись от бытия в качестве самостоятельного национального
организма, и при этом, продолжая оставаться изгоями, совершать
«подвиги» во славу мировой культуры, постепенно превращаясь в какой-нибудь
другой ,но конечно, уже не еврейский, народ.
И, наконец, об израильских «правых» и их «отвратительной
державной» риторике. Дмитрий Быков, человек страшно далекий от израильской
действительности, мог бы хоть в этом случае придержать свой длинный язык
– ведь не его самого и не близких ему людей взрывали в автобусах и расстреливали
на остановках, по-видимому, глубоко симпатичные ему палестинские арабы.
Если и прозвучала в данном случае риторика, то произнес ее никто иной,
как он. И потянуло от нее запашком, для которого не подберешь более точного
определения, чем кощунство.
Под занавес, хотелось бы выразить надежду,
что сказанное мною выше не должно послужить лишним доводом в пользу правоты
Д. Быкова и занятой им позиции, которую так и тянет обозвать «ассимиляторской».
И хоть обозначить явление еще не означает повлиять на него, но все же диагноз
болезни ни в какие времена не считался априорно лишенной малейшего
шанса бессмыслицей.
_____________________________________________________________________________________________
|