.
Виктор ГОЛКОВ
Дно "Высокой воды венецианцев"
(Журнал «22», номер 116, 2000 год)
Хотелось мне потолковать о «Высокой воде венецианцев»
Дины Рубиной как образце утонченно-элегантной и все-таки неистребимо банальной
эстетики, какую некоторые упорно пытаются выдать за реализм.
Кажется, один ничтожно-мелкий шажок отделяет эту прозу от трагедии – все
ведь сотворено так, чтобы убедить, что происходящее на страницах повести
трагично, – но шаг этот не может быть сделан, ибо трагедия по сути «не
имеет места быть». Есть все что угодно: нарциссическое самолюбование с
распущенными волосами в ванной, неизлечимая болезнь, используемая, похоже,
в качестве острой ресторанной приправы, иностранный любовник и, наконец,
противоестественная тяга к тени собственного брата. Психологизма столько,
что через край, – жутко психологично и романтично, но абсолютно не совмещается
с простой, известной любому и каждому, человеческой правдой. В самом
деле, зачем требуется мчаться в Венецию, узнав о собственном смертельном
заболевании, до детской ли игры прятки в такую минуту? Понятно: экстравагантный
и шокирующий поступок, эдакий отчаянный шаг. Но все же, не испытав, храни
Господь, на собственной шкуре, стоило бы выведать какими-нибудь окольными
путями у знакомых, что чувствуют в подобных случаях, Ну, а не найдется
таковых так прочитать на худой конец «Раковый корпус» или «Смерть Ивана
Ильича». Но над автором повести совершенно отчетливо нависает «Жизнь взаймы»
Ремарка с ее Лилиан и Клерфэ, с санаторием для легочных больных – красота
и смерть, смерть и красота. И тут повеивает неким соблазном навроде того,
чтобы стать как бы новым израильским РЕМАРКОМ, ну и отойти маленько от
житейской правды провонявшей мерзкознакомыми больничными миазмами.
Куда привлекательнее, отбросив все, броситься в прекрасную Венецию и там,
фальшиво и нелепо рисуясь, погрузиться в сферы настолько высокие, что и
не помыслить простому смертному и все только для того, чтобы очутиться
«под занавес» в одной постели с нарочно на сей случай сконструированным
иностранцем, пошляком именно в той кондиции, какой требует ситуация. А
ситуация эта меня не устраивает, в главном и в целом, не только своей пошловато-изысканной
надуманностью и банальностью постремарковских красот, но дешевой литературной
напыщенностью, а также, надо признать, весьма мастерски упакованной фальшью.
Становится не по себе от этой игры в преферанс со смертью, грозной отнюдь
не в иррациональном, но, напротив, в самом лобовом и доступном смысле.
Никаких распущенных волос и итальянских любовников. Все куда примитивнее
и жутче: блевотина и боль, страх и рак.
Банальность
всесильна – банальная истина. Но все же в чем секрет ее
всепобеждающей популярности? Не в самой ли конструкции наших душ, так и
ищущих, чем бы оболваниться? Возможно, в общем, что все гораздо проще и
нам попросту приятны доступность и панибратство, с каким околачивается
банальность возле настоящего искусства и куда приглашает за компанию заглянуть
и нас, таких, какие мы есть, – жутко далеких от этого самого искусства,
настолько, что просто пес не валялся. Впрочем, не мне обучать азам мастерства
маститого прозаика, даже если, поддавшись неодолимой любви к себе, он попусту
высматривает собственную тень где-то на скользкой колодезной глубине «Высокой
воды венецианцев».
_____________________________________________________________________________________________
|