.
Елена Твердислова
«То неба синь,
то снега стынь»
Гринберг С., Осения: Сборник стихотворений.
- М., Carte Blanche, 1997. - 152 с. 10000 экз.
|
В названии новой книги Савелия Гринберга,
русского поэта, живущего ныне в Израиле, спрятан неологизм. Спрятан, несмотря
на всю его очевидность, ибо в неологизме всегда доверие читателю - каждый
расшифрует и поймет по-своему: была Песнь песней, стала осень осенью, а
можно и по-другому: осеннее, осенило, осанна - молитвенный библейский глас.
В прикосновении к вечному всегда есть обаяние
и культура. Это и прочитывается в стихах Гринберга - давешних, написанных
задолго до того, как они впервые увидели свет, и новых - сегодняшних, возвращающих
нас в русскую литературную традицию, будто проторенную дорогу. по которой
лети куда и как угодно, и ты не пропадешь, ибо путь ясен, даже если порой
извилист.
Неологизмы для Гринберга - попытка уловить
стихию языка, что не удержишь, пронесется прочь и оставит в руках осколок
мысли, чувства, лексического оборота: так рождается «Осколковщина», вошедшая
в книгу органичной частью чего-то и когда-то услышанного, схваченного,
проговоренного, ибо это - поэма, значит, произведение эпическое, но и очень
личное. Запоминать и удерживать в памяти - большой труд, необходимый, когда
осознаешь уважение к Слову, всегда заключающему Нечто и знающему о нас
больше, чем мы сами, наш залог и нам - фора.
А потому - свободно и легко (разумеется. только
кажется, но вот оно, искусство!) Гринберг создает «Онегостишия» и предлагает
нам войти вместе с ним в пространство онегинской строфы, но сохраняет при
этом свою семантику, сюжет, движущийся мыслью о встречах и расставаниях,
будущем, врывающемся в настоящее, и фантастические картины поэта наполняются
знакомой достоверностью, ибо - от литературы:
В веках забытый нестяжатель
взывал в моленьях: не покинь.
Среди забытых и зажатых, -
то неба синь, то снега стынь.
Поди отдели новое от старого. Четырнадцатистрочная
онегинская строфа, но лексика, принципы рифмовки - новые, а оттого - неожиданные,
острые, открытые: чтоб угол зрения дать. Театр зрелища, а не подглядывания.
Так поэт интерпретирует собственные стихи - будто и не им написанные, знает
их, как можно знать постороннего... Контекст, организованный внутренней
мотивировкой.
Поэзия не должна зависеть от времени, она
витает над ним. Читаешь стихи поэта и видишь старую Москву - любимую, умытую
(«когда рассвет перекален в расцвет»), еще безлюдную, что-то обещавшую.
Таганы на таганках
ночами - темнухами....
И переулками Арбата
перевернуты орбиты...
Улица прямая.
по которой мы топаем
Скатанные шинели
трубчатых куполов...
Пространственное видение без замкнутости,
хоть и был «прикован, замкнут», но
«как в сновидениях», когда «в полусумраке ряды домов сутулых». Как
бы ни были
тяжелы видения, а их немало, и они эмоциональна неразрешимы - «береговыми
тропами придавлено к земле перебинтованное небо в тампонах облаков»
(из цикла
«Море военных лет»). Форма стихотворения - лаконичная, изящная, прозрачная.
ибо
автор ничего не утаивает от себя и от нас, побеждает мрачность настроений,
порой и толкающих к созданию стихотворения. Деликатность возвышается над
обидой. Н тогда язык не боится слов и запретов, его символика может быть
предельно конкретна или, наоборот, абстрактна, как перевертень, когда логика
обратного порядка чтения фразы
равна привычному.
Тут можно встретить и палиндро-ямб. и палиндро-хорей,
и трехсложные врезы, и палиндро-детектив, а вот - «Палиндромика в Иерусалиме»:
Но и свет и те в Сион
Но и Сион
МЫТЫМ
Ты мыт А ты мыта
я и ты
Богу туго бытия
нагло Бог оболган
Перпетуум-мобиле неиссякаемости
словесной, в которой и дар. и мастерство, и тайна: «Ты палиндром себе воздвиг
нетрюкотворный»,
«Книжное обозрение», Москва, 4 оября 1997
________________________________________________________________________________________
|