.
Н. Стеркина
(филолог, Член Московского объединения литераторов)

В Москве вышла книга Савелия Гринберга «Осеня»

     Савелий Гринберг уже много лет живет в Израиле, и до последнего времени его произведения публиковались именно там: «Московские дневниковинки» (1979) и «Шира Хадиша» - nepeвoды израильских noэmoв.(1995).

     На наш взгляд появление в Москве сборника  стихотворений Савелия Гринберга не должно остаться нeзамeчeнным. 
     С.Гринберг до отъезда в Израиль много лет проработал в музее Маяковского, где, кстати, и состоялся его творческий вечер и представление читателям новой книги. Маяковский, по всей видимости, личность далеко не случайная в системе ценностей автора. Глубокий интерес к Слову, благодарность (не побоимся этого слова) к богатству русского языка - к его аффиксам, префиксам; вкус к игрее с многозначными словами, тяготение к неологизмам- вот только сразу бросающееся в глаза; сходство двух поэтов. Но у Савелия Гринберга отсутствует политическая ангажированность, и именно поэтому мы можем говорить о некой преемственности только в связи с ранней лирикой Маяковского. 
     Произведения С.Гринберга все проникнуты лирической стихией. Мир, окружающий поэта, лиричен изначально - «рассказ, освобожденный от рассказа», то есть еще неотрефлектированный, неназванный, став «названным» получает некое мета-имя. Лирик исследует лирику и именует ее.. 
     Вот заглавное стихотворение сборника - «Осения». Кажется здесь и глагол «осенить» и «осень»... Некое личное - творческое восприятие действительности... 
     Нам, кажется, что подсказку можно было бы найти в творчестве В.Хлебникова... 
     Во всяком случае - это импровизация, музыкальная композиция. Здесь конеч-но же не нужны знаки препинания. Пятна - световые, цветовые, тени, линии. Ритм... 
     Попробуем сориентироваться в пространстве и времени стихотворения. Кажется, автор заявляет, что глядит из прошлого, но все стихотворение это уточнение «из прошлого но откуда», утоньшение зафиксированных в собственной эмоциональной сфере оттенков. Из прошлого в настоящее дорога измерена - столько-то поворотов, столько-то ступенек, столько- то минут... Из прошлого попадают и определенное место в 9 часов 40 минут утра, осенью, но это - «предостановка». 0становка нужна только тогда, когда «осенит», когда появится необходимость закрепить в сознании (а затем и на бумаге) нечто глубоко: прочувствованное. 
     «Осення - это все же, видимо, некое состояние, которое, кстати, не так уж легко достижимо, но, только достигнув его, можно свободно углубиться в мир образов и метафор. 
    

С.Гринберг очень густо населяет свои стихотворёния. Вот, например, стихотворение «Эпоху за скобки - от пятидесятых к шестидесятым». Здесь и плакатность, призывность,  афористичность: «просьба не цапать чужие лампы», «театр сновидения которые видят все вместе. Театр зрелище, а не подглядыванье». И некие «игровые», «иронические», «шутливые» двустишия: «К чему морфемы и фонемы когда мы скованы и немы»; «Графине на плечи накинет манто граф и оба направятся в кинематограф».
     Еще раз о неологизмах. С. Гринберг скрупулезно, добиваясь сверхчеткости, подбирает название каждому предмету, ощущению и части предмета, тени чувства: «вращедвери», «недоэтаж», «ведьмофейство». Поэт использует неологизмы, как художник использует остро отточенный карандаш, тонкую кисть для проработки деталей, как режиссер - острый монтаж, поэтому-то слово «кадр» не случайно не раз встречается на страницах сборника стихотворений. 
     Не покажется смелым предположение о близости С.Гринберга к художникам 60-х годов, а еще точнее к художникам так называемой лианозовской школы». 
     Савелий Гринберг - поэт городской, московский; чтение его сборника, включающего в себя и поэму «Осколковщина» и тетради.1948 года и фрагменты вышедшей в Иерусалиме абсолютно московской книги «Московские Дневниковники» удовольствие тонкое, интеллектуальное, неспешное. 
«Повернусь обращусь к городу в лицо к нему вглядись к нему в лицо сквозь дерева и коробы и первые снега»... Понятная и так многими испытываемая ностальгия по Москве - Москве детства, юности, молодости - Москве 60-х, но и не только ностальгия - осмысление каждого прожитого мига как «предостановки», как частичка Вечности. 
     Это умная, грустная и ироничная книга. И что еще не маловажно - читать ее интересно, хотя, кажется, это и не модное слово... 
.

.
            «Литературный базар», приложение к «Литературной газете», N 10, 1977
.
______________________________________________________________________________________
1
п