.
Н. Стеркина
(филолог, Член Московского объединения литераторов)
В Москве вышла книга Савелия Гринберга «Осен я»
Савелий Гринберг уже много лет живет
в Израиле, и до последнего времени его произведения публиковались именно
там: «Московские дневниковинки» (1979) и «Шира Хадиша» - nepeвoды израильских
noэmoв.(1995).
На наш взгляд появление в Москве сборника
стихотворений Савелия Гринберга не должно остаться нeзамeчeнным.
С.Гринберг до отъезда в Израиль много
лет проработал в музее Маяковского, где, кстати, и состоялся его творческий
вечер и представление читателям новой книги. Маяковский, по всей видимости,
личность далеко не случайная в системе ценностей автора. Глубокий интерес
к Слову, благодарность (не побоимся этого слова) к богатству русского языка
- к его аффиксам, префиксам; вкус к игрее с многозначными словами, тяготение
к неологизмам- вот только сразу бросающееся в глаза; сходство двух поэтов.
Но у Савелия Гринберга отсутствует политическая ангажированность,
и именно поэтому мы можем говорить о некой преемственности только в связи
с ранней лирикой Маяковского.
Произведения С.Гринберга все проникнуты
лирической стихией. Мир, окружающий поэта, лиричен изначально - «рассказ,
освобожденный от рассказа», то есть еще неотрефлектированный, неназванный,
став «названным» получает некое мета-имя. Лирик исследует лирику и именует
ее..
Вот заглавное стихотворение сборника - «Осения».
Кажется здесь и глагол «осенить» и «осень»... Некое личное - творческое
восприятие действительности...
Нам, кажется, что подсказку можно было бы
найти в творчестве В.Хлебникова...
Во всяком случае - это импровизация, музыкальная
композиция. Здесь конеч-но же не нужны знаки препинания. Пятна - световые,
цветовые, тени, линии. Ритм...
Попробуем сориентироваться в пространстве
и времени стихотворения. Кажется, автор заявляет, что глядит из прошлого,
но все стихотворение это уточнение «из прошлого но откуда», утоньшение
зафиксированных в собственной эмоциональной сфере оттенков. Из прошлого
в настоящее дорога измерена - столько-то поворотов, столько-то ступенек,
столько- то минут... Из прошлого попадают и определенное место в 9 часов
40 минут утра, осенью, но это - «предостановка». 0становка нужна только
тогда, когда «осенит», когда появится необходимость закрепить в сознании
(а затем и на бумаге) нечто глубоко: прочувствованное.
«Осення - это все же, видимо, некое состояние,
которое, кстати, не так уж легко достижимо, но, только достигнув его, можно
свободно углубиться в мир образов и метафор.
С.Гринберг очень густо населяет свои
стихотворёния. Вот, например, стихотворение «Эпоху за скобки - от пятидесятых
к шестидесятым». Здесь и плакатность, призывность, афористичность:
«просьба
не цапать чужие лампы», «театр сновидения которые видят все вместе. Театр
зрелище, а не подглядыванье». И некие «игровые», «иронические», «шутливые»
двустишия: «К чему морфемы и фонемы когда мы скованы и немы»; «Графине
на плечи накинет манто граф и оба направятся в кинематограф».
Еще раз о неологизмах. С. Гринберг скрупулезно,
добиваясь сверхчеткости, подбирает название каждому предмету, ощущению
и части предмета, тени чувства: «вращедвери», «недоэтаж», «ведьмофейство».
Поэт использует неологизмы, как художник использует остро отточенный карандаш,
тонкую кисть для проработки деталей, как режиссер - острый монтаж, поэтому-то
слово «кадр» не случайно не раз встречается на страницах сборника стихотворений.
Не покажется смелым предположение о близости
С.Гринберга
к художникам 60-х годов, а еще точнее к художникам так называемой лианозовской
школы».
Савелий Гринберг - поэт городской,
московский; чтение его сборника, включающего в себя и поэму «Осколковщина»
и тетради.1948 года и фрагменты вышедшей в Иерусалиме абсолютно московской
книги «Московские Дневниковники» удовольствие тонкое, интеллектуальное,
неспешное.
«Повернусь обращусь к городу в лицо к нему вглядись к нему в лицо
сквозь дерева и коробы и первые снега»... Понятная и так многими испытываемая
ностальгия по Москве - Москве детства, юности, молодости - Москве 60-х,
но и не только ностальгия - осмысление каждого прожитого мига как «предостановки»,
как частичка Вечности.
Это умная, грустная и ироничная книга. И что
еще не маловажно - читать ее интересно, хотя, кажется, это и не модное
слово...
.
.
«Литературный
базар», приложение к «Литературной газете», N 10, 1977
.
______________________________________________________________________________________
|