.
Комментарии
(1*) Около Тмутаракани до конца XVIII
в. был монумент, установленный в III в. до н. э. и посвященный Санегру
(покровителю Таршиша) и Астарте, которым поклонялись также под именами
Геракла и богини Девы (Minns, «Scythians,» p. 617; Rostovtzeff, «Iranians,»
p. 179, 180; «Слово», с. 395; Барац, «Собрание», т. 2, с. 172). Существование
подобных культов связывается с влиянием евреев (Minns, ibid., p. 615; Schuerer,
E. «Judische Inschriften in Krim,» 1901). Автор «Слова» имеет в виду этот
монумент, когда посылает «привет» «Тмутараканскому болвану» (с. 9, между
32-33).
(2*) Барац («Библейско-агадические
параллели», сс. 16-30) высказывает мнение, что эти культы не существовали
в Киевской Руси и появились в «Повести временных лет» под влиянием библейских
и агадических сказаний. Такому выводу противоречат сведения из русских
и арабских письменных источников, а также археологические данные.
(
3*) Существует мнение, что кумир Велеса
был установлен на Подоле (ПВЛ,т.2,с.324).
(4*) Иегуда Гадасси, караимский ученый-энциклопедист,
живший в Тамани-Матархе в XII в.
(5*) Предположение Гаркави («Сказания
мусульманских.», с. 115) о том, что «зиби», «Зибия» следует читать как
«злави», «Злавия», а описываемая религия есть религия славян, не убедительно.
_______________________________________________________________________________________
|