.
          Комментарии

(1*) В 1982 г. отмечается 1500 лет со дня основания Киева (Толочко, «Происхождение», сс. 39-49). 
(2*) Лащенко («Доклады АН СССР», 1930), рассмотрев 22 варианта происхождения названия «Самбат», склоняется к мнению Бруцкуса («Письмо», с. 19), который считает его тюркским, означающим «укрепленный город». Однако тогда остаются необъясненными названия «Киев» (для города) и «Сафат» или «Израй-река» (для Днепра). 
(3*) Неестественность употребления язычниками имен, содержащих корень «свят», отмечалась Беером (Татищев, «История», т. I, сс. 296, 308). 
(4*) Позднее исполнители былин, не поняв, почему враг живет в Киеве, переносят «Пучай-реку» в другое место. Такое объяснение лучше принятого в советской науке мнения, что былины «киевского цикла» складывались вдали от Киева («Добрыня», с. 373). 
(

5*) Эльдад Гадани (Давид Данит), еврейский путешественник, посетивший Испанию в 880 г., рассказывал, что евреи ряда колен, включая и колено Дан, к которому принадлежал он сам, проживают в местности, где протекает легендарная река Самбатион. Многие исследователи связывают эту территорию с районом Киева, а описанное им еврейское государство - с Хазарией (Берлин, «Исторические», с. 84; Артамонов, «История», сс. 265-266; Гаркави, «Сказания о Хазарах», с. 17; Dunlop, «The History,» pp. 140-142). 
______________________________________________________________________________________
п