.
Комментарии
(1*) В 1982 г. отмечается 1500 лет
со дня основания Киева (Толочко, «Происхождение», сс. 39-49).
(2*) Лащенко («Доклады АН СССР», 1930),
рассмотрев 22 варианта происхождения названия «Самбат», склоняется к мнению
Бруцкуса («Письмо», с. 19), который считает его тюркским, означающим «укрепленный
город». Однако тогда остаются необъясненными названия «Киев» (для города)
и «Сафат» или «Израй-река» (для Днепра).
(3*) Неестественность употребления
язычниками имен, содержащих корень «свят», отмечалась Беером (Татищев,
«История», т. I, сс. 296, 308).
(4*) Позднее исполнители былин, не
поняв, почему враг живет в Киеве, переносят «Пучай-реку» в другое место.
Такое объяснение лучше принятого в советской науке мнения, что былины «киевского
цикла» складывались вдали от Киева («Добрыня», с. 373).
(
5*) Эльдад Гадани (Давид Данит),
еврейский путешественник, посетивший Испанию в 880 г., рассказывал, что
евреи ряда колен, включая и колено Дан, к которому принадлежал он сам,
проживают в местности, где протекает легендарная река Самбатион. Многие
исследователи связывают эту территорию с районом Киева, а описанное им
еврейское государство - с Хазарией (Берлин, «Исторические», с. 84; Артамонов,
«История», сс. 265-266; Гаркави, «Сказания о Хазарах», с. 17; Dunlop, «The
History,» pp. 140-142).
______________________________________________________________________________________
|