.
Комментарии
(1*) Попытки создать сводную летопись,
содержащую информацию десятков существующих списков, не увенчались успехом
- механическое объединение, часто противоречивых описаний событий привело
к созданию свода, которым невозможно пользоваться (Лейбович, Л.И. «Сводная
летопись»). Выбор же наиболее достоверных, с точки зрения редактора, версий,
сделанный даже крупным специалистом, неминуемо приводит к созданию гипотетического
летописного свода, лишая документ исторической оригинальности (Шахматов,
А. А. «Повесть временных лет», т. 1).
(2*) Сторонники последней точки зрения
обычно указывают, что рассказ представляет собой легенду XI в., помещенную
в летопись после составления «Начального свода». Разница между временем
написания «Начального свода» и временем включения рассказа не превышает
20 лет (ПВЛ, т. 2, табл. 2, с. после 554). По мнению А.А.Шахматова, рассказ
вставлен под влиянием бесед летописцев с представителями нескольких поколений
знаменитого рода Вышатычей, которые находились в тесном родстве с Владимиром
I, дали ряд новгородских посадников и бьши самыми авторитетными людьми
в вопросах истории Новгорода, а «отождествление» варягов с Русью - вставка
слов «к руси», сделано во второй редакции (Шахматов, «Разыскания», с. 226
и др.). М.Д. Приселков («История русского.», с. 39) считает, что это «отождествление»
произошло уже в первой редакции.
(3*) В связи с различными трактовками
взаимоотношений между понятиями «варяг» и «рус» приведем схему, поясняющую
нашу точку зрения. Три основных мнения соответствуют различным взглядам
на историю Руси: 1. Норманисты отождествляют варягов, норманн и Русь (варяги
= норманны = Русь). 2. Антинорманисты отождествляют варягов с норманнами
и противопоставляют их Руси (варяги = норманны = Русь) . 3. Точка
зрения летописца, которую разделяю и я: понятие «варяг» включает всех торговцев
Балтийского моря (варяги - это и норманны, и англичане, и шведы, и готландцы,
и Русь, и новгородцы).
(
4*) Желание дискредитировать рассказ
приводит иногда к совершенно неоправданным заключениям. Например, акад.
Б.А.Рыбаков («Очерки», с. 784) высказывает мнение, что рассказ был записан
со слов «какого-нибудь варяга или готландца, плохо знавшего русский язык»,
и поэтому такой нелепый и путаный.
(5*) Иоаким был первым епископом Новгорода,
прибывшим туда в 991 г. Татищев пересказал лишь события, не упомянутые
в «Повести временных лет» или записанные там иначе (Татищев, «История»,
т. I, сс. 108-109). Сама летопись не сохранилась.
(6*) Шведская крепость Выборг бьша
построена в XIII в., но в VIII-IX вв. на этом месте могла существовать
база русов, покинутая ими, как сообщается в летописи в IX в.
(7*) Б.А.Рыбаков меняет свои представления
о Руси в одной и той же работе «Очерки по истории СССР»: так, на с. 748
Русь - это славянское племя, а на с. 770 - это союз племен.
(8*) Косой «Андреевский» крест совпадает
с древним написанием ивритской буквы «»
(тав), которая имеет значение «знак», «метка» (Еврейская Энцикл., «Тав»).
Русское слово «тавро», происхождение которого неизвестно (Даль, «Словарь»),
имеет то же значение. Святой Андрей - покровитель княжеского дома - становится
покровителем России (до революции 1917 г.). А «Андреевский флаг» с изображением
косого креста на белом поле становится флагом военно-морского флота, вновь
созданного Петром I.
________________________________________________________________________________________
|