.
          Комментарии

(1*) Попытки создать сводную летопись, содержащую информацию десятков существующих списков, не увенчались успехом - механическое объединение, часто противоречивых описаний событий привело к созданию свода, которым невозможно пользоваться (Лейбович, Л.И. «Сводная летопись»). Выбор же наиболее достоверных, с точки зрения редактора, версий, сделанный даже крупным специалистом, неминуемо приводит к созданию гипотетического летописного свода, лишая документ исторической оригинальности (Шахматов, А. А. «Повесть временных лет», т. 1). 
(2*) Сторонники последней точки зрения обычно указывают, что рассказ представляет собой легенду XI в., помещенную в летопись после составления «Начального свода». Разница между временем написания «Начального свода» и временем включения рассказа не превышает 20 лет (ПВЛ, т. 2, табл. 2, с. после 554). По мнению А.А.Шахматова, рассказ вставлен под влиянием бесед летописцев с представителями нескольких поколений знаменитого рода Вышатычей, которые находились в тесном родстве с Владимиром I, дали ряд новгородских посадников и бьши самыми авторитетными людьми в вопросах истории Новгорода, а «отождествление» варягов с Русью - вставка слов «к руси», сделано во второй редакции (Шахматов, «Разыскания», с. 226 и др.). М.Д. Приселков («История русского.», с. 39) считает, что это «отождествление» произошло уже в первой редакции. 
(3*) В связи с различными трактовками взаимоотношений между понятиями «варяг» и «рус» приведем схему, поясняющую нашу точку зрения. Три основных мнения соответствуют различным взглядам на историю Руси: 1. Норманисты отождествляют варягов, норманн и Русь (варяги = норманны = Русь). 2. Антинорманисты отождествляют варягов с норманнами и противопоставляют их Руси (варяги = норманны = Русь) .  3. Точка зрения летописца, которую разделяю и я: понятие «варяг» включает всех торговцев Балтийского моря (варяги - это и норманны, и англичане, и шведы, и готландцы, и Русь, и новгородцы). 
(

4*) Желание дискредитировать рассказ приводит иногда к совершенно неоправданным заключениям. Например, акад. Б.А.Рыбаков («Очерки», с. 784) высказывает мнение, что рассказ был записан со слов «какого-нибудь варяга или готландца, плохо знавшего русский язык», и поэтому такой нелепый и путаный. 
(5*) Иоаким был первым епископом Новгорода, прибывшим туда в 991 г. Татищев пересказал лишь события, не упомянутые в «Повести временных лет» или записанные там иначе (Татищев, «История», т. I, сс. 108-109). Сама летопись не сохранилась. 
(6*) Шведская крепость Выборг бьша построена в XIII в., но в VIII-IX вв. на этом месте могла существовать база русов, покинутая ими, как сообщается в летописи в IX в. 
(7*) Б.А.Рыбаков меняет свои представления о Руси в одной и той же работе «Очерки по истории СССР»: так, на с. 748 Русь - это славянское племя, а на с. 770 - это союз племен. 
(8*) Косой «Андреевский» крест совпадает с древним написанием ивритской буквы «» (тав), которая имеет значение «знак», «метка» (Еврейская Энцикл., «Тав»). Русское слово «тавро», происхождение которого неизвестно (Даль, «Словарь»), имеет то же значение. Святой Андрей - покровитель княжеского дома - становится покровителем России (до революции 1917 г.). А «Андреевский флаг» с изображением косого креста на белом поле становится флагом военно-морского флота, вновь созданного Петром I. 
________________________________________________________________________________________
п