.
.
I I I

     Поговорим теперь подробнее об Италии и о тех плодах, которые созрели в этой классической стране на почве национальной политики
     Италия еще в 1-й половине этого века славилась и своеобразием и разнообразием своим. Близкая по племенному составу и языку к Франции и Испании, она весьма резко отличалась от них законами, духом, нравами, обычаями и т. п. Добродушная патриархальность и дикая жестокость, беспорядок и поэзия, наивность и лукавство, пламенная набожность и тонкий разврат, глубокая старина и вспышки крайне революционного духа - все это сочеталось тогда в жизни разъединенной и отчасти порабощенной Италии самым оригинальным образом. И кого же она тогда не вдохновляла?! 
     Байрон, гениальным инстинктом прозревший грядущее демократическое опошление более цивилизованных стран Европы, бежал из них в запущенные сады Испании, Италии, Турции, - там ему дышалось легче! 
     О Франции он совсем почти не писал и, сколько помнится и, не был в ней, Англию ненавидел, на Германию тоже мало обращал внимания. 
     Самое лучшее, самое самобытное и зрелое его произведение - ЋЧайльд ГарольдЛ - все наполнено картинами этих одичалых стран... 
     Гете Италии обязан ЋРимскими элегиямиЛ и знаменитым характером ЋМиньоныЛ; Пушкин мечтал об Италии и писан о ней. У Жорж Санд в романах есть множество итальянских характеров, обработанных с особой любовью и даже пристрастием *). Alf. De Musset любил Италию не менее других художников и поэтов. Италии же обязан Ламартин одним из лучших своих произведений ЋГрациеллаЛ. ЋРимЛ Гоголя вам, конечно, известен. 
     Самая отсталость Италии, полудикость ее восхищала многих. Прочтите, если можете, у Герцена об Италии; у Герцена почти все, что касается политики - бредни; но зато все, что касается жизни - прекрасно. Все были согласны, что Италия не сера, не буржуазна не обыкновенна, не пошла. Все путешественники восхищались разнообразием не только природы ее, но и жизни, быта, характеров. За Альпами начинался для англичан, французов, русских, немцев какой-то волшебный мир, какая-то прелестная разновидная панорама от Ломбардии до Рима и Сицилии. Говорят, даже экипажи, способы сообщения, упряжь - все было в то время разное. При этом Италия тогда была сравнительно бедна. Не было железных дорог, гостиницы были плохи, разбой, лень на юге и т. д. Но все эти недостатки были необъяснимым и неразрывным образом сопряжены с теми именно привлекательными чертами, которые составляли отличительные признаки итальянской самобытности (культурной, бытовой, эстетической). Искусства замечательного уже давно не было в Италии (за исключением музыки), пластика отражений в духе самих итальянцев иссякла; но пластика жизни зато вдохновляла иностранцев. Вот это настоящий обмен духовный, возможный только при сильной разновидности! 
     Раздробленная и подчиненная где Австрии, где Церкви, где деспотическим монархам, Италия стала на наших глазах единой, политически независимой, политически уравненной от Альп до Этны, однородно конституционной, несравненно более индустриальной, чем прежде, с железными дорогами и фабриками. 
     Она стала больше прежнего похожа на Францию и на всякую другую европейскую страну. Изменения внешнеполитического положения и внутренних учреждений с удивительной быстротой отразилось в изменении жизни, быта, нравов и обычаев, - вообще, в отношениях тех самых картин духовно-пластических, на которых так блаженно и восторженно отдыхали вдохновенные умы остальной Европы
     Усилившись, Италия почти немедленно обезличилась культурно. Как политическая сила, она все-таки остается презренной и не важной и не имеет будущего. Как явление культурное, она в глазах наших утрачивает смысл свой; ибо, конечно, не ей предстоит впредь вести за собой Европу, не ей творить, - нового творчества у нее впереди не будет; сохранить же поучительную поэзию старого своего творчества, великие остатки свои (я говорю не о камнях, а о жизни) она не смогла, увлекшись жаждой приобрести ту политическую силу, которая целые века не давалась ей при раздроблении и зависимости. 
     Но увы!  - раздробленная она царила многим над другими (папством, искусством, странным соединением тонкости с дикостью и т. д.). Объединенная, она стала лишь 
Ћмещанин во дворянствеЛ сравнительно с Россией, Германией, Францией и т. д.; в политике - какая-то Ћпереметная сумаЛ, у всех на пристяжке, и всеми, и везде побеждаемая; в быту - шаг за шагом - как все
     Я не могу подробно вам рассказать здесь, как неприятно я был поражен уже 20 лет тому назад (в 69 году) в Болонье контрастом между остатками средневекового величия в соборе, в феодальном университете и т. д. и видом серо-черной, такой же как везде, уличной, отвратительной, европейской толпы! С какою радостью я, переехавши море, увидал в турецком Эпире, куда я был назначен консулом, иную жизнь, - не эту всеобщую истинно проклятую жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака. 
     Да, впрочем, кто же из знавших Италию прежнюю теперь жив? - Никто. Но книги есть, картины есть, рассказы прекрасные есть. Сравните. Отыщите, например, описания прежних пышных папских процессий, прежних карнавалов, прежней Венеции, прежнего развратного и набожного , деспотического и ленивого, но обворожительного Неаполя. Природа - та же оригинальная, характер жизни, меняясь и меняясь, постепенно приближается все более и более к общеевропейскому среднему уровню, к среднему типу
     Замечу, что, живя еще в Турции, я вырезал из одной иностранной (не помню какой) газеты статью о том, что теперь, после войны 71 года, предстоит Риму (т. е. после вступления в папский Рим итальянского войска). В этой статье (быть может клерикального происхождения) справедливо пророчили общеевропейское опошление жизни ЋвечногоЛ города. И в ней говорили: ЋПроцессий не будет, будет обилие фабрик и стачки голодающих рабочих; обычный комфорт заменит живописный беспорядок старого папского РимаЛ и т. д. 
     Мне очень жаль, что эта вырезка потеряна или уничтожена. 
     Об Италии я кончил. Очень полезно было бы привести побольше картин и примеров, но я не в силах этого сделать, ибо тогда эти письма обратились бы в серьезную работу, которая потребовала бы бездну цитат и справок. 
     Но нет никакого сомнения, что все эти справки поразительно подтвердили бы то, что я говорю. 
     Теперь о Германии. 
     ЋA prioriЛ тоже без всяких справок и примеров можно сказать, что если какая-нибудь нация была долго разделена на множество государств, то в духе и быте ее, в ее нравах, учреждениях, обычаях и т. д. будет много разнообразия и своеобразия; а когда эта раздробленная нация сольется в единое государство, то неизбежно начнется процесс ассимиляции, - сначала в верхних слоях, а позднее в низших. И факты подтверждают это. Стоит только вообразить католическую Баварию и Пруссию времен хоть Фридриха II или даже Наполеона I, и между этими двумя крайностями Юга и Севера, католицизма и протестантства, представить себе Ганновер, 
С.-Веймар, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и т. д.; стоит только поискать в библиотеках прежние описания тех стран и государств и прежние о них суждения как самих немцев, так и иностранцев, - и сейчас будет ясно, как много и как скоро стала изменяться Германия после 1866 и 71 годов, изменяться к худшему в отношении собственно национальном - культурном, по мере возрастания политического единства, независимости и международного преобладания
     Я говорю ЋнезависимостиЛ - в смысле относительном, ибо хотя все германские государства и самый Союз и прежде были в принципе так же независимы, как Россия, Австрия, Франция, Англия и Турция, но на деле старый Германский Союз был в международной политике слаб, нерешителен, зависим то от России, то от Франции (при Наполеоне I-м) и т. д. Объединение, значит, и в этом случае было солидарно с некоторой эмансипацией
     Была у Каткова одна большая и превосходная передовая статья о том, как прежнее разъединение Германии было плодотворно для ее богатой разнообразной культуры и как трудно ожидать, чтобы при новых порядках это богатство сохранилось. Что статья такая была - это верно, но когда она была напечатана - в 71 или 72 году, этого я указать не могу. Конечно, не ранее 71 и не позднее 72 г. (едва ли даже в 73 г.). Хорошо бы найти ее вас в музее. 



     Есть у меня три небольшие тома под заглавием: ЋОбзор современных конституцийЛ. Первые две части были изданы еще в 1862 году людьми весьма либеральными, как бы в пику нашему правительству, Ћчто везде, даже на Сандвичевых островах, есть конституция, а у нас нетЛ. Конституционно-демократическое королевство с двумя палатами в этом сборнике, представляется почти идеалом; я говорю ЋпочтиЛ, ибо и республики, вроде швейцарской и североамериканской, пользуются у авторов большим уважением. Но, как бы то ни было, факты остаются фактами, и так как эта книжка впервые была издана в начале 60-х годов, когда о германском единстве не было и помина, то и она, изображая разницу между учреждениями разных немецких государств, даже и в 1/2 нашего века может также служить для подтверждения того, сто нынешнее национальное единство принимает неизбежно
нивелирующий, всеуравнивающий, более или менее эгалитарный характер; сводит все и все на путь чего-то среднего, - сперва на путь большего против прежнего сходства составных частей между собой, а потом и на путь большего сходства с наияснейшим первообразом  новой Европы - с эгалитарно-либеральной Францией, уже с 89 года прошлого века стремящейся у себя уничтожить все сословные, провинциальные и даже личные в людях оттенки. Токвиль в своей книге: ЋLancien regime et la RevolutionЛ первый стал жаловаться на то, что французы его времени, (т. е. 30-40 годов) несравненно более между собой схожи, чем были их отцы и деды. В 50-х годах Дж. Ст. Милль издал замечательную книгу: ЋО свободеЛ. Книга эта, положим, весьма неудачно озаглавлена, - ее бы назвать ЋО разнообразииЛ, или: ЋО разнообразном развитии людейЛ, - ибо она написана прямо с целью доказать, что однообразие воспитания и положений, к которому стремится Европа, есть гибель. ЋСвободаЛ тут у него вовсе некстати, ибо ль него ускользнуло то обстоятельство, сто именно нынешняя свобода, нынешняя легальная эгалитарность, больше всего и способствует тому, чтобы все большее и большее количество людей находилось в однородном положении и подвергалось бы однообразному воспитанию. Однако, несмотря на эту грубейшую  и непостижимую ошибку, в этой книге Дж. Ст. Милли есть драгоценные страницы и строки, его же собственный либерализм беспощадно опровергающие; он тоже цитирует Токвиля и жалуется на современное однообразие англичан. В 50-х годах (кажется) вышла немецкая книга Риля ЋСтрана и людиЛ (Land und LeuteЛ. Риль говорит, что в средней Германии слишком все уж смешалось, что там нет глубины и оригинальности и что остатки этой глубины духовной и оригинальности бытовой надо искать или на юге Германии или на крайнем севере. Книгу эту, впрочем, я читал так давно, что не хочу указывать самоуверенно на те частности, которые остались у меня в памяти (не считаю себя вправе вполне доверять ей); помнится только, что природа (лес, пустые места, горы и т. п.) играет в этой книге Риля более значительную роль, чем учреждения. Но это не беда; природа (особенно до изобретения паровых и электрических сообщений) влияла, как всякому известно, глубоко не только на общин нравы и личные характеры, но и на учреждения. И, наоборот, учреждения (особенно при нынешних средствах сообщений) глубоко влияют на природу. Общество везде нынче жестоко подчиняет природу (в том числе и личный характер, натуру отдельного лица). Например, при глубоко сословном строе времен Государя Николая Павловича едва-едва решались у нас построить железную дорогу между двумя нашими столицами. Не было потребности; было меньше межсословного уравнивающего движения, было гораздо меньше и мечтаний переменить свое положение и меньше поэтому потребности переменить свое местожительство. Движение всякого рода было тогда умереннее; положения были устойчивее, образ жизни в каждой общественной группе (у дворян, купцов, у белого духовенства и крестьян) был постояннее, тверже и, вследствие этого, обособленнее в каждой группе. Только самые сильные в худом и в хорошем направлении, даровитые или особенно счастливые и хитрые люди, или особенно оригинальные вырывались из своей группы так или иначе, - добром или злом, но вырывались. Вместе с усилением свободного движения личной воли, хотя бы и дурацкой, личного рассуждения, хотя бы и весьма плохого, с освобождением и от духа сословных групп и от общенациональных старых привычек, усилилась и потребность физического движения; большое количество людей захотело ездить и ездить скоро; скоро менять и место и условия своей жизни. Построилось вдруг множество железных дорог, стали вырубаться знаменитые русские леса, стала портиться почва, начали мелеть и великие реки наши. Эмансипированный русский человек восторжествовал над своей родной природой, - он изуродовал ее быстрее всякого европейца. Таких примеров и обратных бездна. 
     Природа ЋнатураЛ человека, учреждения, быт, вера, моды - все это органически связано. 
     Едва ли, наприм., слишком уравненная почва нынешней Франции даст достаточный ход какой-нибудь сильной натуре, какому-нибудь новому Наполеону. Мы видели, как паутина демократической легальности запутала еще недавно даровитого и смелого Гамбетту. 
     Возвращаюсь опять к состоянию современной Германии. 
     Наполеоны и Бисмарки, т. е. люди не пошлые, на других не похожие, само собою разумеется, нужны для того, чтобы дать толчок дальнейшему смешению, где сословий и классов, где провинций или независимых государств одного племени; но результат их деятельности в XIX веке все тот же - еще огромный шаг к всеобщей ассимиляции.
     Германия объединенная, единая, сплошная, сохранившая только кое-где тени прежних королей и герцогов, обще-конституционная, с одним общим ограниченным императором, тесно связанная теперь одинаковыми военными, таможенными и т. п.  условиями, не только стала внутренне однообразнее прежнего, но и горазда больше стала похожа строем своим на побежденную ею Францию. Стоит только в контраст нашему времени вообразить картину и жизнь единой и монархической Франции хоть в XVIII веке и жизнь тоже монархической, но раздробленной Германии того же времени, чтобы ясно увидать, до чего теперь культурная, бытовая, национальная, собственно разница между двумя этими странами уменьшилась.
     Впрочем, я полагаю, и проверить все то, что я  говорю, не особенно трудно человеку молодому, трудолюбивому и не ослепленному каким-нибудь предубеждением. Побольше разных фактов, разных справок, и я, без сомнения, буду ими вполне оправдан. 
     Говорить ли здесь много об Испании? Я думаю - не стоит. Испания давно уже не была раздроблена политически на отдельные государства, как Германия и часть Италии. У нее не было, как у Италии, целых областей, подчиненных иностранной власти. Ей не нужно было ни освобождаться, ни стремиться к политическому единству. Она просто прямо, без изворотов, шаг за шагом, подобно Франции и Англии, демократизировалась внутренне и стал сходнее с другими нациями в течение этого исходящего XIX века. Есть у нее, прравда, родственная по племени и независимая от нее Португалия, точно так же как есть у Франции независимая (пока еще) французская же Бельгия, - Ћвремя терпит!Л Современние оттенки очень важны с той высшей точки, с которой я смотрю. И эти оттенки могут легко сгладиться при первом внутреннем перевороте, ведущем к дальнейшей разрушительной ассимиляции или после какой-нибудь новой международной борьбе, в наше время везде влекущей за собою бытовую безхарактерность как победителя, так и побежденного, - как поглощенного, так и поглотителя, - как освобожденного, так и завоеванного. 
     Все идут к одному - к какому-то среднеевропейскому типу общества и к государству какого-то среднего человека. И если не произойдет в XIX веке где-нибудь и какой-нибудь невообразимый даже переворот в самих идеях, потребностях, нуждах и вкусах, то и будут так идти, пока не сольются все в одну - всеевропейскую, республиканскую федерацию
     Поэтому ни о Португалии, ни о Голландии, ни о Швейцарии, Дании или Швеции не стоит и распространяться по поводу того широкого и серьезного вопроса, который нас занимает. 
     В культурно-бытовом отношении во всех этих небольших государственных мирах и без того с каждым годом остается все меньше и меньше своеобразного и духовно-независимого. А политическая, внешняя независимость их держится лишь соперничеством или милостью больших держав. 


*) Теверино, Лукреция Флориани, Пиччинино, Даниела и т. д. 

<........................................>

_______________________________________________________________________________________
п