1. При каком фараоне жил и умер Иосиф
.
 

   На подступах к решению вопроса составим следующие таблицы: 

.
 Таблица I. 
(В соответствии с гл. 5 Бытия) 
.

.
.
Таблица II. 
(В соответствии с гл. 11 Бытия) 
.

.
.
Таблица III. 
.

.
   Исходя из данных таблиц I, II, III (см. примечания), возможно вычислить количество лет от Сотворения до того времени, когда Иосиф «предстал перед лице фараона». Оно равно 2229 годам (1558 + 98 + 543 + 30). Период от Сотворения до Рождества Христова, приведенный к моменту этого расчета (апрель 1994 года), равен 3760 годам. Отсюда следует, что Иосиф «предстал перед лице фараона» в 1531 году до н. э. (3760 – 2229). Это было при фараоне Тутмосе I (1538–1525 гг. до н. э. – XVIII династия). В Бытие (гл. 37:2) говорится, что Иосиф «семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими» и, как явствует из повествования в этой же главе, в этом же возрасте он был продан мадианитянами в Египет царедворцу фараона. Таким образом до того, как Иосиф «предстал перед лице» Тутмоса I, он находился в египетском рабстве 13 лет (30 – 17). Отсюда следует, что Иосиф попал в Египетское рабство в 1544 г. до н. э. (1531 + 13) – то есть в царствование Аменхотепа I (1559–1538 годы до н. э.). Исходя из описания жизни Иосифа в Бытие, получается, что Иосиф был арестован при Аменхотепе I и освобожден при Тутмосе I. Об Аменхотепе I известно, что он являлся продолжателем внешней политики своего предшественника Яхмоса I, основателя XVIII фиванской династии. О Яхмосе I же нам известно, что он одержал окончательную победу над гиксосами. Сохранилась автобиография одного из вельмож Яхмоса I, где описываются конкретные действия египетских войск. Указывается, что был осажден главный опорный пункт гиксосов Аварис. Гиксосы упорно сопротивлялись, но в итоге были изгнаны из Египта. 
   Гиксосские цари правили в Египте до 1580 г. до н. э. Когда Иосиф попал в египетское рабство, всего 36 лет отделяло его от описанных исторических событий. Можно с уверенностью сказать, что, по-видимому, из Египта были изгнаны гиксосские войска во главе с гиксосским царем, но часть гражданского населения гиксосского происхождения осталась в Египте. Весьма вероятно, что в своей повседневной жизни в египетском рабстве Иосиф сталкивался с гиксосами (семитские и хурритские племена) и, будучи сам этих же кровей, испытывал на себе враждебное отношение как со стороны коренного населения, длительное время находившегося под властью гиксосских царей, так и со стороны чиновничества, выражавшего националистические и экономические интересы Аменхотепа I. Отметим, что Авраам, также побывавший в Египте (до воцарения гиксосских царей), не испытывал к себе никакого враждебного отношения. Во всяком случае, в Бытие об этом ничего не говорится. Но, что касается Иосифа, то тут уже попахивает явлением до этого в мире неизвестном – антисемитизмом: «Кликнула домашних своих, и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами» (Бытие, гл. 39:14). Исходя из данных тех же самых таблиц I, II, III, вычисляем количество лет от Сотворения до дня смерти Иосифа. Оно равно 2309 годам (1558 + 98 + 653). Т. е. Иосиф умер в 1451 году до н. э. (3760 – 2309). Отсюда следует, что Иосиф умер при Аменхотепе III, время правления которого 1455–1424 годы до н. э. В промежутке от Аменхотепа I до Аменхотепа III властвовали, кроме Тутмоса I, еще четыре фараона – Хатшепсут и Тутмос III (1525–1503), Тутмос III (1503–1491), Аменхотеп II (1491–1465), Тутмос IV (1465–1455). Отсюда следует, что Иосиф был свидетелем жизни шести фараонов, однако в Пятикнижии все шесть спрессованы в одном безличном собирательном значении, подаваемом в единственном числе – фараон! 
   Далее – в Исходе (гл. 1:6) говорится: «И умер Иосиф и все братья его и весь род его». Здесь же дается следующая информация. Леви прожил 137 лет (гл. 6:16), Кеат – 133 года (гл. 6:18). Родственные связи по Бытию таковы: Рахель и Лия – жены Иакова, Леви – сын Лии, Кеат – сын Леви. Судя по тексту Исхода, Кеат родился перед самым приходом Иакова в Египет. Зная, что Иаков пришел в Египет в 2238 году, условимся 2235 год считать годом рождения Кеата. Умер Кеат в 2368 году (2235 + 133). Лия стала женой Иакова за 14 лет до рождения Иосифа – т. е. в 2185 году (1558 + 98 + 543 – 14) (см. таблицы I, II, III и смысл текста в Бытие, гл. 30:25). Леви – третий сын Иакова. Нормальная продолжительность беременности – 10 месяцев. Принимая перерыв от беременности к беременности равным двум месяцам, будем считать, что Леви родился через 35 месяцев (3 года) после свадьбы Лии – т. е. в 2195 году (2185 + 7 + 3). Умер Леви в 2332 году (2195 + 137). Из всех, пришедших в Египет родственников Иакова, перечисленных в Бытие, продолжительность жизни дана только для Леви и Кеата. Летописец дал этим возможность установить последовательность смертей родственников Иакова во времени. В ряду этой последовательности Кеат умер последним. Промежуток лет от смерти Иосифа до смерти Кеата равен 59 годам (2368 – 2309). 
   Далее в Исходе сказано: «А сыны Израилевы расплодились и размножились, и взросли и усилились необычайно, и наполнилась ими земля та» (Исход, гл. 1:7). Здесь надо сказать, что для того, чтобы сыны Израилевы расплодились и размножились, должно пройти хотя бы два поколения, при условии 10 детей на семью. Промежуток, принятый в Пятикнижии от поколения к поколению, равен 40 годам. И, таким образом, время прошедшее от смерти Иосифа до появления третьего поколения равно 139 годам (59+80). 
  
Далее говорится: «И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас»(гл. 1:9). Если вникнуть в смысл слова «сильнее», становиться ясным, что фараон имеет в виду не только евреев из рода Иакова, но вообще семитские племена, обосновавшиеся на территории Египта. И дальше: «Перехитрим же его» – т. е. народ израилевый (гл. 1:10). «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжелыми работами. И он построил фараону Питом и Раамсес, города для запасов» (гл. 1:11). После Иосифовой смерти эти города могли быть построены только при одном фараоне – Рамзесе II (1317–1251). Таким образом, «новый царь, который не знал Иосифа» (гл. 1:8), был именно этот фараон. От смерти Иосифа до воцарения фараона Рамзеса II прошло 134 года (1451 – 1317). После приведенного расчета возможно предположение, что города Питом и Рамзес начали строится в 1312 году до н. э., т .е. через пять лет после начала царствования Рамзеса II (139 – 134). Далее отметим и такой момент. В Исходе после стиха о построении городов для запаса сразу же говорится о народе израилевом следующее: «Чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых» (гл. 1:12). Заглянув в Числа (гл.  26:51), находим, что в непосредственной близости от дней исхода из Египта на равнине Моавитянской сынов Израилевых, от двадцати лет и выше (см. гл. 26:1–2), было 601730 человек. Еще не прошло сорока лет после исхода и такое количество населения, не считая детей и подростков, если принять во внимание, что все начиналось с 70 человек и преуспелось в интервале 140–150 лет!? Это говорит о том, что состав участников исхода весьма заметно выходил за рамки представителей генеалогического древа, берущего свое начало от Иакова. Иосиф, как было доказано, умер при Аменхотепе III. В промежутке между Аменхотепом III и Рамзесом II царствовало не менее четырех фараонов (Эхнатон, Тутанхамон, Хоремхеб, Рамсес I). Опять же, и здесь мы видим такое же самое спрессовывание в библейском повествовании в собирательную безличность всех этих фараонов, как в вышеуказанной истории с Иосифом. 
   Отметим также (поскольку в дальнейшем нашем исследовании придется еще к этому вопросу вернуться), что Авраам также побывал в Египте. Последовательность событий такова. В Харране умер Терах, отец Авраама, в возрасте 205 лет (Бытие, гл. 11:32). И после этого по велению Господа оставить Харран, Авраам с Саррою и Лотом приходит в Ханаан в возрасте 75 лет. И далее «двинулся он к горе, на восток от Вефиля» (Бытие, гл. 12:8). И затем: «Был голод в той Земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там; потому что усилился голод в земле той». Стремление Авраама попасть в Египет объяснимо и с другой точки зрения. Дело в том, что в Египте, согласно папирусам птоломеевских времен, существовали формы рабства, которые нельзя подвести под шаблон. Имеются папирусы в которых, например, говорится о рабе-инспекторе канала, рабе-меняле, рабе-пастухе гусей, рабе-рыбаке, рабе-крестьянине. Сообщается, например, что раб-гусиный пастух продает земельный участок в 30 арур (1 арур равен 2025 кв. м. – по Лепситусу). Очевидно, что такие формы рабства существовали и в более древние эпохи. Не исключено, что и во времена Авраама. 
   Исходя из данных тех же самых таблиц I, II, III, вычисляем количество лет от Сотворения до тех дней, когда «сошел Аврам в Египет». Оно равно 2023 годам (1558+98+292+75). Исходя из соотношения дат еврейского Календаря и григорианского, это – 1727 год до н. э. Здесь следует отметить, что на 1729 год до н. э. выпадает конец царствования фараона Новерхотепа (1740–1729), практически последнего представителя XIII династии фараонов, и в Египте наступает период безвременья. Ослабленный Египет становится добычей азиатских завоевателей – гиксосов, представлявших собой довольно сложный конгломерат племен семитского и хурритского происхождения. Вполне возможно, что в состав племен семитского происхождения входили племена хабиру, к которым принадлежал первый патриарх. Следует отметить, что до этого момента происходило постепенное мирное просачивание этих племен в течение почти двух столетий на территорию Египта. Начиная примерно с 1720 г. до н. э. гиксосы, сделав своей столицей Аварис, практически контролировали весь Египет. Однако считается, что Египет попал под власть гиксосов со времени воцарения гиксосских царей – 1700 г. до н. э. Невозможно не упомянуть здесь несколько моментов, ставших в результате археологических раскопок достоянием нашей современности. В развалинах храма в Тод было найдено четыре медных ящика, в которых среди различных предметов находились амулеты и печати типично месопотамского происхождения. Исследование показало, что эти вещи появились в Египте в царствование Аменемхета II (1934–1896) – т. е., по крайней мере, за 170 лет до того, как Авраам «сошел в Египет». Это говорит о том, что представители племен хабиру появились в Египте раньше Авраама, также являвшегося, как известно, выходцем из Месопотамии. На глубокое проникновение азиатских племен в дельту Нила указывают также результаты раскопок города Таниса, стены которого построены по правилам строительной техники хананейских племен Палестины. И обратно, в развалинах древнего города Гезера были найдены египетские статуи из песчаника и гранита, а также различные изделия из слоновой кости и других материалов, очевидно, попавшие в Палестину из Египта. Весь этот археологический слой Гезера может быть отнесен к началу второго тысячелетия до н. э. – т. е. ко времени царствования фараонов XII династии. Это говорит о том, что наблюдалась обоюдная мирная инфильтрация населения двух соседствующих земель. 
>
_______________________________________________________________________________________
п