3. Отец Моисея
завершение
.
 

   Прежде, чем приступить к аналитическому исследованию выдержки V, вернемся к выдержке III. В династической цепочке читаем: «Аменофис 19 лет и 6 месяцев. Этому последнему наследовал Сетос, он же Рамесс». Отсюда понятно, что Манефон считал Сетоса и Рамесса одним и тем же лицом. И поскольку Рамесс в этой цепочке следует сразу же за Аменофисом, то отсюда вытекает, что Манефон считал Аменофиса отцом Рамесса. В действительности же цепочка такова: Аменхотеп (Аменофис) VI (1418–1400) – он же Эхнатон, Тутанхамон (1-я половина 14 в. до н. э.), Хоремхеб (1342–1338), Рамесс (Рамзесс) I, Сетос (Сети) I (1337–1317) – отец Рамесса (Рамзесса) II, Рамесс (Рамзесс) II. 
   По какой причине Манефон упустил несколько династий фараонов – перескочил от Аменофиса к Рамзесу II и, при этом, слил Сетоса и Рамесса (отца и сына) в одно лицо? Поставив этот вопрос, вернемся к выдержке V. Но предварительно отметим, в целях последовательности анализа, что в выдержке IV Иосиф Флавий своими словами пересказывает Манефона: фараон Аменофис по совету прорицателя по имени Аменофис собирает всех прокаженных и прочих нечистых и заключает их в каменоломни (прорицатель же предлагал выслать их за пределы Египта – очистить страну). Речь, как мы полагаем, идет о знаменитом египетском реформаторе Эхнатоне – он же Аменофис (Аменхотеп) IV. Известно, что этот фараон, выступивший против фиванского жречества, принужден был вначале своей деятельности опереться на провинциальное жречество, в частности на жречество Гелиополиса и Мемфиса, где со времен глубокой древности процветал культ единого и верховного солнечного божества. Постепенно Аменхотеп IV стал выдвигать, в противовес культу бога Амона, культ гелиопольского бога  Ра-Горахте. Культ прежнего государственного бога Амона и вся система древнего традиционного многобожия подверглись гонению. Имя бога Амона, имена других богов Египта и даже слово «боги» усердно уничтожались на всех памятниках, причем царь не пощадил даже имени своего отца, в состав которого входило имя бога Амона. Но, что же делает, выбранный бывшими каторжниками на должность руководителя города Авариса и принадлежащей городу области, жрец Осарсиф (Озирис), происходивший (отметим это) из Гелиополиса? Первым же постановлением Осарсифа был закон – не поклоняться прежним богам и употреблять в пищу священных животных. В руководимой гелиопольским жрецом области грабили и оскверняли храмы, не щадили изображений богов, делали из святилищ кухни; жрецов, придерживающихся многобожия, заставляли разыгрывать роль жертвоприносителей и резников. Сравнивая политику жреца Осарсифа с политикой Эхнатона по отношению к многобожию, можно заметить явное совпадение. Да и само проведение в жизнь Осарсифом своих законов могло быть возможным только при Эхнатоне, ибо этот фараон использовал любую возможность, чтобы расправиться с многобожием. Таким образом, можно принять с достаточной степенью вероятности, что описываемые Манефоном события происходили именно при Аменхотепе IV и происходили они, по-видимому, в следующем порядке. По наущению прорицателя, а также в профилактических и гигиенических целях, по приказу Аменхотепа были собраны люди всех слоев населения, заболевшие проказой, и сосланы в каменоломни. Однако, через некоторое время, то ли из гуманных побуждений, то ли по политическим мотивам, то ли в соответствии с иными мотивами, о которых мы можем только догадываться, эти люди были переправлены в город Аварис и в принадлежащие этому городу земли и там поселены. Почему, именно в Аварис, а не в другой город? А потому, что в других городах, повидимому, проживало коренное население Египта. Что же касается 
г. Аварис, то из него, как мы помним, были изгнаны  гиксосы. Но все ли гиксосы были изгнаны? Невидимому, только гиксосский царь и войско его, царедворцы и высокопоставленные чиновники – богатые, боящиеся расправы. Люди же бедные и среднего достатка остались. С течением времени, этот город и принадлежащие ему земли стали местожительством населения гиксосского происхождения, ибо сюда стекалось оно, к собратьям своим со всего Египта, ибо египтяне относились (как к бывшим завоевателям) к согражданам гиксосского происхождения с ненавистью и не упускали возможности досадить им. Именно поэтому Аменхотеп IV поселил прокаженных в Аварисе. В дальнейшем, избранный прокаженными в качестве руководителя, Гелиопольский жрец Осарсиф, служитель культа единого и верховного солнечного божества, воспользовавшись политикой фараона-реформатора, организовал преследование служителей иных культов. При этом Осарсифа не покидала ненависть к фараону Аменхотепу IV, так жестоко и несправедливо сославшего больных проказой в каменоломни. Из которых, очевидно, многие, как потом выяснилось, к проказе никакого отношения не имели. Негативное отношение к фараону испытывали и гиксосы. На почве этого негативного отношения к фараону и к египтянам, ненавидящим в одинаковой степени прокаженных и гиксосов, созрела дружба между этими обездоленными и разноплеменными людьми. На почве этой неугасимой ненависти Осарсиф отрядил посольство к изгнанным Тутмосисом  пастухам в Иерусалим «сообщить о положении своем и прочих подвергшихся позорному насилию сотоварищей, попросить предпринять общее единодушное нашествие на Египет». Очевидно, что Осарсиф напомнил гиксосам в Иерусалиме, что в Аварисе живут их соплеменники, подверженные унизительному рабству и всевозможным издевательствам со стороны египтян. И гиксосы пришли и, соединившись с прокаженными, присоединили горечь своего прежнего поражения к мстительной ненависти прокаженных. 

   Выдержка VI. Иосиф Флавий сообщает следующее: Далее Манефон рассказывает, что после этого Аменофис с большим войском и в сопровождении сына своего Рамсеса, под начальством которого также была особая рать (Рамсесу было уже теперь 18 лет), выступил из пределов Эфиопии. Сойдясь с гиксосами и прокаженными, они оба победили их, и умертвив множество, преследовали остальных до границ Сирии. 

   В выдержках из Манефона, приведенных Иосифом Флавием, нет таких моментов, которые относятся к области нереального. Все эти события могли бы происходить на самом деле, если бы не тот факт, что Манефон соединил в одном лице сына и отца – Сетоса и Рамесса и если бы не тот факт, что Аменофис не отец Рамесса. Аменофис кончил царствовать в 1400 г. до н. э., Рамесс начал царствовать в 1317 г. до н. э.: расстояние в 83 года (1400 – 1317). Но поверим Манефону, что он пользовался архивными документами и передал вслепую то, что там написано. Тогда как же разрешить эту проблему – вернуть описанные Манефоном события на свои исторические места? 
   Подвергнем тщательному анализу следующие строчки из выдержки V: «Происходивший из гелиополиса жрец Осарсиф, так названный по гелиополитскому божеству Озирису, основав новое свое государство и, дав ему законы, изменил, пристав к этим людям, свое имя на название Моисея, которым и стал с тех пор именоваться». Прежде всего заметим, что нигде в тексте не сказано о причине изменения Осарсифом своего имени. Прежде, чем решить этот вопрос, обратимся к тому факту, от которого можно оттолкнуться. Этим фактом является та конкретная деталь, что жреца звали Осарсиф (Озирис) и очевидно, что жрец Осарсиф был священнослужителем культа Озириса. 
   Одним из самых интереснейших египетских культов является именно этот культ – культ Озириса, бога производительных сил природы. Вот краткое содержание мифа: Бог Озирис был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Озириса в виде соколицы опустилась на труп Озириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы отомстить за смерть отца. Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет на поединок с Сетом. Поединок закончился тяжбой, продолжавшейся (по одному из вариантов мифа) восемьдесят лет. В итоге Гор признается правомочным наследником Озириса и получает царство. Суть тяжбы заключалась в том, что Гор требует звания Озириса себе, как сыну, по законам наследования отцовского рода, тогда как Сет настаивает на передаче прав Озириса согласно укладу рода материнского. В гимне, посвященном Озирису, об Озирисе говорится: «Укрепляющий истину в Египте, утверждающий сына на месте отца». 
  

Теперь, по ходу нашего рассуждения, коснемся этимологии имени Моисей. В Исходе (гл. 2:10) по этому поводу говорится: Дочь фараона «нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его». Не будем вдаваться в подробности различных вариантов, объясняющих этимологию имени Моисей традиционно – без резких отклонений от смысла выраженного в Пятикнижии – привязанных к языку, на котором писалась священная книга. Есть еще и другая этимология этого слова: «мос(е)» – на египетском языке – сын! 
   Жрецу Озирису конечно же могла прийти в голову мысль изменить свое имя. Мало ли причин может быть у человека. Но почему именно на Моше (сын)? Такое изменение имени приобретает смысл только в том случае, если у него родился сын и он дал ему имя Моше, имеющее прямое и непосредственное отношению к этому событию – сына своего он назвал Сыном. Об этом событии и рассказывается в архивных документах «изменил, пристав к этим людям, свое имя на название Моисея» – т. е., согласно культу Озириса, утвердил себя в своем сыне именно таким образом! В противоположность традиционному положению, сложившемуся в культе Озириса, где имя от отца к сыну передается, как правило, без изменения. 
   Под сомнением в рассказе Манефона остается только короткая информация о том, что Осарсиф изменил имя на Моше, «ПРИСТАВ К ЭТИМ ЛЮДЯМ» – т. е. к изгнанным гиксосам. Без этой вставки фраза бы звучала так – «изменил свое имя на название Моисея». Нам кажется, что вставка эта есть не отражение факта, ибо откуда было знать египетскому летописцу – автору архивного документа, которым пользовался Манефон, что Осарсиф поменял имя (назвал своего сына не Осарсифом, а Моисеем), «ПРИСТАВ К ЭТИМ ЛЮДЯМ». Нам кажется, что вставка эта является мнением самого Манефона, который высказал его, неверно осмыслив ту информацию, которая содержалась в архивном документе, которым Манефон пользовался. Ибо в архивном документе стержнем повествования была история о гиксосах и прокаженных. В период времени, который эта история охватывала, царствовало несколько фараонов. Первое изгнание гиксосов было при Яхмосе I. История с прокаженными во главе с гелиопольским жрецом Осарсифом и второе изгнание гиксосов – при Аменхотепе (Аменофисе) IV. У Осарсифа появляется сын, которому он дает имя Моше – это событие происходило при Тутанхамоне. И, наконец, во времена Рамзеса Великого Моше выводит из Египта гиксосов, прокаженных и всех остальных, присоединившихся к этому исходу. И уже после всех этих событий (не Моисеем, а его продолжателями) было основано новое государство. Но поскольку государство это было теократическим, то очевидно, что к законам, которыми это государство руководствовалось, Моисей имел прямое отношение, ибо при его жизни и при непосредственном его участии эти теократические законы были созданы и внедрены в сознание участников исхода. Тот факт, что в архивных документах сообщается, что Осарсиф (Моше) основал новое государство и дал ему законы, говорит о том, что документ этот составлялся, вероятно, спустя два, а то и три столетия после исхода. Египетский летописец, составляя архивный документ, изложил исторические события в традиционной манере – вот и получилось у него, что Аменофис – отец Рамзесса, отец Рамзесса Сетос и сам Рамзесс одно и то же лицо, история с прокаженными и с их духовным руководителем Осарсифом начинается при Аменофисе и кончается при Рамзессе (исходя из династической цепочки, длится более 100 лет); Осарсиф, ПРИСТАВ К ЭТИМ ЛЮДЯМ, меняет имя на Моше... Задача исследователя распутать этот клубок и с помощью анализа расставить события в логически объяснимой последовательности. 
   И поскольку мы эту работу уже проделали, информация сообщаемая в 3-я Ц, в гл. 6:1 о том, что от исшествия сынов Израелевых из Египта до начала строительства храма Господу прошло 480 лет, обретает реальный исторический смысл. Вернемся же к предыдущим расчетам. Исход, как уже было вычислено, начался в 1296 г. до н. э. Так как Моисею в это время было 80 лет, то год его рождения – 1376 до н. э. Родился Моисей при Тутанхамоне, через 12 лет после конца царствования Эхнатона (Аменхотепа IV). Осарсиф и его сотоварищи были отправлены в каменоломни при Эхнатоне. Эхнатон освободил их и предоставил им для жизни город Аварис. При Эхнатоне Осарсиф послал делегацию в Иерусалим. И, наконец, войска Эхнатона сразились с гиксосами и прокаженными. Истребив множество, он гнал их до самой Сирии. 
   Поставив под знак вопроса, сообщение Манефона, что Осарсиф изменил именно свое имя, мы должны прийти к неизбежному выводу, что он не покинул Египет вместе с гиксосами. Вполне вероятно, что он, скрываясь, продожал жить в районе Дельты. Или, очевидно, произошли какие-то другие неизвестные нам события, позволившие ему остаться на Родине. И если все это так, как мы предполагаем, то что же это за цифра 480, переносящая нас в 1444 г. до н. э.? Вспомним, что когда сказал Господь Аврааму, что потомки его будут в рабстве 400 лет, то отсчет продолжительности этого рабства начинается с Исаака (по нашему мнению – должен начинаться с Ишмаэля – Измаила). С цифрой 480 – идентично: отсчет начинается с рождения Осарсифа. И, весьма вероятно, что в эпоху царствования Соломона среди посвященных еще была известна легенда, содержащая канву повествования, похожую на ту, которую изложил нам в своей «Истории Египта» Манефон. Исходя из нашего предположения, Осарсиф (отец Моисея) родился в 1444 г. до н. э. во время царствования Аменхотепа III – предшественника Эхнатона. Когда родился Моисей Осарсифу было 68 лет (1444 – 1376). Теперь в процессе исхода евреев из Египта, изложенного в архивных документах (или легендах), которыми пользовался Манефон при написании своего исторического труда, все события имеют вполне объяснимое историческое место. Египетская летописная традиция описания таких событий не выходит из рамок человеческой логики. Осарсиф и его сын Моше так же, кстати, как Сетос и его сын Рамесс, слиты в одном лице, поскольку, очевидно, считалось, что сын воспринимает не только имя отца, но как бы продолжает своим (после смерти отца) существованием его земную жизнь. 
   Поскольку заключение прокаженных в каменоломни и события в г. Аварис происходили при Аменофисе (Эхнатоне), а знаменитый исход под предводительством Моисея (Моше) при Рамессе, то в архивных документах все описанные события привязаны к именам этих двух фараонов. Манефон отразил то, что сообщали ему архивные документы, попытавшись связать те данные, которые у него имелись, в связный рассказ о событиях, имевших место. Вот и получилось, что Аменофис – отец Рамесса; Осарфис и Моше, Рамесс и Сети (сыновья и отцы) слиты в одном лице; Аменофис со своим, якобы, сыном Рамессом воюет с гиксосами и прокаженными и изгоняет их из г. Аварис. 
   Отметим и тот небезынтересный факт, что г. Пер-Рамзес (Дом Рамзеса), откуда согласно Пятикнижию (Исход, гл.12:37) начался исход, находился всего в 30 км. от г. Аварис. Второй город Питом находился от Авариса на расстоянии 50 км. Так что вполне логично, что штабом восставших во главе с Моше был избран более короткий путь к месту всеобщего сбора – город Пер-Рамсес, а не Питом. 
<................>
_______________________________________________________________________________________
п