продолжение I I I
.
 

   Человек выделился из животного царства и стал «болезнью» земли благодаря тому, что у него наряду с бессознательным стало функционировать сознательное. Именно это резко выделило его из царства животных, ибо если те способны, в основном, только к бессознательному (инстинктивному) приспособлению, при котором их поведение почти полностью обусловлено рамками их видового бессознательного и этим самым оно, как правило, предсказуемо, то человек, могущий сознательно контролировать свои действия и направлять их в соответствии с задуманным, обладает неизмеримо большей внутренней свободой в сравнении с животными, ибо он может реагировать на реальный объект наперекор тревожным сигналам и ощущениям, хранилищем которых является коллективное бессознательное (в диапазоне Юнга), или при более дифференцированном подходе – являются трансперсональные и перинатальные матрицы (в диапазоне Грофа). 
   Таким образом, мы выяснили, что подчинение вожаку среди животных носит гипнотический (бессознательный) характер. Что касается homo sapiens, то у него, при существующей в человеческом обществе системе взаимоотношений, подчинение имеет более сложный характер. Оно может быть: гипнотическим (бессознательным), осознанно вынужденным (в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств), осознанно-целевым (ради личной выгоды), осознанно-добровольным. Мы не будем подвергать скрупулезному анализу каждый из перечисленных видов подчинении, ибо не в этом цель нашей работы. Мы считаем достаточным отметить следующее – та часть поля сознания, которой свойственно подпадать под гипнотический (бессознательный) вид подчинения, целиком и полностью оставила человека в царстве животных; та же часть, которая осознанно контактирует с реальным объектом, возвысила его и над собственными животными инстинктами и над реальным объектом возможностью осознанного покорения. И здесь мы вплотную подошли к той антропологической причине, которая проявляется в человеке ощущением тупика в собственном эволюционном развитии. Для того, чтобы раскрыть эту причину, зададимся вопросом – зачем человеку нужна часть поля сознания, которой свойственны гипнотические (бессознательные) формы подчинения? 
   В те далекие времена, когда обезьяноподобные существа превратились в результате мутации в человека – в первозданных Ев и Адамов, с их новой генетической возможностью осознанно относиться к реальному объекту и с неистребимой потребностью покорять его и осваивать, никаких хитроумных приспособлений, кроме личного ума и собственных рук, у них еще не было. Технический прогресс от той нулевой точки, с которой начинал человек к сегодняшней технической мощи, был процессом трудным и долгим. В Новом Завете от Иоана сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (гл 1:1). Языковый багаж тогда был весьма незначительным, и поскольку богатство нашего современного мышления невозможно представить себе без развитой языковой структуры, то с нашей стороны вполне правомерно предположить тождественную параллельность в процессе взаимного их развития. Неограниченные, по своей генетической структуре, потенциальные возможности сознания, в деле покорения и освоения реальности, и почти полное отсутствие (в первобытные времена) необходимых технических средств привело к тому, что единственным выходом из такого парадоксального положения было подчинение большинства меньшинству. Надо признаться, что и сегодня соответствующих средств не вполне достаточно и, несмотря на то, что в этом отношении человечество значительно продвинулось вперед, иерархическая система взаимоотношений, при кажущемся относительном сдвиге в сторону демократичности, на практике осталась такой же архаичной, как и была. При биологическом равенстве властвующих и подчиняющихся, такая несправедливость стала возможной только потому, что в человеке, при генетическом сдвиге в пользу сознательного, осталась без изменения та его бессознательная часть, которая никак не позволяет ему порвать с животностью. Свойство человека подпадать под гипнотическое влияние лиц, занимающих высокое положение в табеле о рангах, тождественно тому гипнотическому (бессознательному) влиянию, которое испытывают собравшиеся в стаю или в стадо животные по отношению к своему вожаку. Во времена слабо развитой техники подобное животное свойство человеческой психики подпадать под гипнотическое воздействие являлось тем важнейшим фактором, который сыграл положительную роль в деле освоения и покорения реальности. Без этого гипнотического подчинения невозможно было бы производство трудоемких работ, требующих, при отсутствии необходимого технического оснащения, тяжелого физического труда; невозможны были бы также и военные действия, во время которых человек подвержен опасности быть убитым или искалеченным. Рабство прошлых веков, в том числе и сегодняшние формы иерархии, существующие в человеческом обществе, говорят не только о нашем животном происхождении, но и о том, что из этого состояния мы еще не вышли. А выходить надо и прежде всего потому, что технический прогресс (автоматизация и роботизация) ведет (если уже не привел) к такому положению дел, когда физический труд при производстве материальных ценностей станет практически ненужным. Это будет означать не только то, что рабству пришел конец, но и то, что высвободится огромное количество людей. Смогут ли они найти себе применение и чем им заняться? – вот в чем вопрос. Очевидно, что применение они смогли бы найти в областях, требующих интеллектуального творческого подхода, но способны ли они, по своей генетической природе, выполнять подобную работу? 
   Поскольку мы относим животную способность человека подпадать под гипнотическое (бессознательное) влияние к негативным свойствам его психики, то обращаясь к эмпирическим данным Станислава Грофа, заострим наше внимание прежде всего на негативных управляющих системах – БПМ-II и БПМ-III. Гроф установил, что под влиянием БПМ-II человек испытывает чувство насилия, загнанности в ловушку или клетку, вины и неполноценности, бессмысленности и абсурдности существования, жертвенной беспомощности и безысходности. Известно, что когда хищник настигает свою добычу, то она в этой ситуации абсолютной безысходности и беспомощности впадает в гипнотическое состояние (последний и единственный способ самозащиты от жуткой боли, невыносимого страдания и страха). Очевидно, что именно безысходность и беспомощность способствуют возникновению гипнотического состояния и поскольку эти ощущения характерны для БПМ-II, мы вправе сделать вывод, что человек, у которого сигналы поступающие в СКО от этой базовой перинатальной матрицы являются доминирующими (в сравнении с остальными БПМ) в процессе взаимодействия с сознательным, способен к гипнотическому подчинению. Но это одновременно означает и то, что этот человек генетически малоприспособлен к высокоинтеллектуальному труду, ибо характеру такого человека, при явном отсутствии творческой инициативы (бессознательное доминирует над сознательным), присуща безграничная вера в авторитеты. 
  

Что касается динамики матрицы БПМ-III, то она, по утверждению Грофа, «связана с политикой силы, тиранией, эксплуатацией и подчинением других, грязными делишками и интригами, дипломатией «плаща и шпаги», тайной полицией, предательством и изменой». Все эти психологические монады, составляющие
содержание БПМ-III, явно соответствуют духовному облику протагонистов тиранических режимов и прочих сообществ, в которых развиты иерархия и коррупция. Они-то (протагонисты этих сообществ) и являются теми авторитетами, которым слепо (гипнотически) верит толпа – масса – большинство – те, в генетике которых доминирует БПМ-II. 
   Исследование неординарных состояний сознания, проведенное Станиславом Грофом, показало, что эти же базовые перинатальные матрицы (БПМ-II и БПМ-III) обеспечивают почти весь военный символизм. Нам это говорит прежде всего о том, что сущность военного психоза состоит в следующем. Авторитеты, чья доминанта – БПМ-III, гипнотически воздействуя на массу, чья доминанта – БПМ-II, разжигают в ней враждебные чувства по отношению к противнику, упрекая этого противника в необоснованных территориальных претензиях, в оскорблении национального достоинства, в вероломстве, в коварстве и многих других несуществующих грехах. Несуществующих хотя бы потому, что противник в этих же самых грехах и с той же самой яростью упрекает своих обвинителей. В этих взаимных упреках нет правых и неправых. От истины здесь только то, что взаимная агрессивность – явление бессознательного порядка, присущее не человечности, а животности. «Основой действительного решения, – говорит Гроф, – должна стать эмпирическая связь с ощущениями БПМ-IV и БПМ-I и с трансперсональной сферой собственной психики». В принципе, мы готовы согласиться со Станиславом Грофом, но только не с той практикой, которую он при этом предлагает. Психотерапевтические эффекты могут в этом вопросе дать лишь временное улучшение, ибо доминирование в психике эмпирических связей с той или иной матрицей, в том числе и с трансперсональными сферами – это, в основном, явление генетического порядка. Мы считаем, что лечению и исправлению могут поддаваться только такие болезненные нарушения психики, происхождение которых связано или со стрессовыми ситуациями биографического периода (система психотерапии разработана Зигмундом Фрейдом), или с родовыми травмами (методы лечения предложенные Отто Ранком), или, например, с негативными ощущениями механического порядка в период утробного развития. Все, что касается животности человека, его способности поддаваться гипнотическому влиянию с одной стороны и с другой – стремлению властвовать, повелевать и оказывать соответствующее гипнотическое воздействие; все это явления генетического порядка и никакая психотерапия в этом отношении изменить ничего не может. Здесь дело в свои руки должны взять не психотерапевты, а генетики. Однако, прежде чем позволить им произвести в этом направлении практическую широкомасштабную работу, необходимо быть убежденными в необходимости и полезности предпринимаемых усилий. Необходимость  генетических изменений в указанном направлении вызвана парадоксальностью и безысходностью (эволюционной тупиковостью) той ситуации, в которой оказалась современная цивилизация. Источник этой парадоксальности не во внешнем мире – не в реальности, которую человек покоряет, а во внутреннем мире самого человека – в его генетической двойственности: с одной стороны ему присуща сила разума – стремление покорить реальность, механизировать и автоматизировать производственные процессы, чтобы обрести, благодаря этому, духовную свободу; с другой стороны животность – слепое (бессознательное) подчинение авторитетам, желание властвовать, вождизм, иерархия» Еще раз напомним, что до тех пор, пока средний человек (то есть подавляющее большинство) был занят в производстве материальных ценностей физически, доминирование бессознательного над сознательным играло положительную роль и не являлось тормозом эволюционному развитию, так как только на этом доминировании могла держаться производственная дисциплина. Иерархическая цепочка такова: рабочие – мастера – начальники цехов – главный инженер – директор завода. Механизация, автоматизация и роботизация производственных процессов ведет к тому, что вся эта цепочка становится ненужной, ибо если нет рабочих, то ни к чему и все остальные ступеньки этой иерархии. Вопрос теперь заключается в том, способны ли эти вчерашние рабочие и остальные звенья этой цепи выполнять задачи завтрашнего дня – творческую работу (не на уровне среднего и даже грамотного инженера, а таких ученых как Эйнштейн, Бор, Ферми, Капица). Прежде всего для такой работы необходимо доминирование сознательного над бессознательным и поскольку такое доминирование носит наследственный – т. е. генетический характер, то очевидно, что решение надо искать опираясь на генную инженерию, а не на психотерапевтические эффекты внутренней трансформации. И если Станислав Гроф, в чьих крупных научных заслугах в области психотерапии и психиатрии мы не сомневаемся, провидчески утверждает, что созрела необходимость в новой парадигме, то мы, как и он, находим ее корни в необходимости изменений в психике для большей части населения, но при этом считаем, что путь к этим изменениям лежит не через психотерапевтические эффекты. То есть здесь необходимо не лечение, а генетическое увеличение количества населения с доминантой в психике позитивных управляющих систем (позитивные СКО, БПМ-IV, позитивные аспекты БПМ-I, позитивные трансперсональные матрицы). При этом, если предлагаемое нами генетическое вмешательство в естественное (в соответствии с кривой нормального распределения Гаусса) расслоение количества населения по величине интеллектуального коэффициента (IQ) будет когда-нибудь принято на вооружение (в чем мы не сомневаемся), то генетикам, задействованным в исполнении этой широкомасштабной программы, следует учесть, что психике протагонистов недемократических режимов так же, как и демократических (психике всех тех, кто стремится управлять, подавлять, властвовать) свойственна незавершенность перехода от БПМ-III к БПМ-IV. Этим мы хотим сказать, что представители этой группы населения находятся на линии перехода от неталантливых к талантливым. Задача генетиков помочь представителям этой категории населения (вернее, их потомкам) завершить этот переход, подавив в их генах активность хромосомных сочетаний, способствующих проявлению в их психике агрессивных начал – животности. В дальнейшем все сказанное нами здесь мы попытаемся для большей ясности изобразить графически. 
<...................>
_______________________________________________________________________________________
п