Человек выделился из животного царства и стал «болезнью»
земли благодаря тому, что у него наряду с бессознательным стало функционировать
сознательное. Именно это резко выделило его из царства животных, ибо если
те способны, в основном, только к бессознательному (инстинктивному) приспособлению,
при котором их поведение почти полностью обусловлено рамками их видового
бессознательного и этим самым оно, как правило, предсказуемо, то человек,
могущий сознательно контролировать свои действия и направлять их в соответствии
с задуманным, обладает неизмеримо большей внутренней свободой в сравнении
с животными, ибо он может реагировать на реальный объект наперекор тревожным
сигналам и ощущениям, хранилищем которых является коллективное бессознательное
(в диапазоне Юнга), или при более дифференцированном подходе – являются
трансперсональные и перинатальные матрицы (в диапазоне Грофа).
Таким образом, мы выяснили, что подчинение вожаку среди
животных носит гипнотический (бессознательный) характер. Что касается homo
sapiens, то у него, при существующей в человеческом обществе системе взаимоотношений,
подчинение имеет более сложный характер. Оно может быть: гипнотическим
(бессознательным), осознанно вынужденным (в силу сложившихся неблагоприятных
обстоятельств), осознанно-целевым (ради личной выгоды), осознанно-добровольным.
Мы не будем подвергать скрупулезному анализу каждый из перечисленных видов
подчинении, ибо не в этом цель нашей работы. Мы считаем достаточным отметить
следующее – та часть поля сознания, которой свойственно подпадать под гипнотический
(бессознательный) вид подчинения, целиком и полностью оставила человека
в царстве животных; та же часть, которая осознанно контактирует с реальным
объектом, возвысила его и над собственными животными инстинктами и над
реальным объектом возможностью осознанного покорения. И здесь мы вплотную
подошли к той антропологической причине, которая проявляется в человеке
ощущением тупика в собственном эволюционном развитии. Для того, чтобы раскрыть
эту причину, зададимся вопросом – зачем человеку нужна часть поля сознания,
которой свойственны гипнотические (бессознательные) формы подчинения?
В те далекие времена, когда обезьяноподобные существа
превратились в результате мутации в человека – в первозданных Ев и Адамов,
с их новой генетической возможностью осознанно относиться к реальному объекту
и с неистребимой потребностью покорять его и осваивать, никаких хитроумных
приспособлений, кроме личного ума и собственных рук, у них еще не было.
Технический прогресс от той нулевой точки, с которой начинал человек к
сегодняшней технической мощи, был процессом трудным и долгим. В Новом Завете
от Иоана сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог» (гл 1:1). Языковый багаж тогда был весьма незначительным, и поскольку
богатство нашего современного мышления невозможно представить себе без
развитой языковой структуры, то с нашей стороны вполне правомерно предположить
тождественную параллельность в процессе взаимного их развития. Неограниченные,
по своей генетической структуре, потенциальные возможности сознания, в
деле покорения и освоения реальности, и почти полное отсутствие (в первобытные
времена) необходимых технических средств привело к тому, что единственным
выходом из такого парадоксального положения было подчинение большинства
меньшинству. Надо признаться, что и сегодня соответствующих средств не
вполне достаточно и, несмотря на то, что в этом отношении человечество
значительно продвинулось вперед, иерархическая система взаимоотношений,
при кажущемся относительном сдвиге в сторону демократичности, на практике
осталась такой же архаичной, как и была. При биологическом равенстве властвующих
и подчиняющихся, такая несправедливость стала возможной только потому,
что в человеке, при генетическом сдвиге в пользу сознательного, осталась
без изменения та его бессознательная часть, которая никак не позволяет
ему порвать с животностью. Свойство человека подпадать под гипнотическое
влияние лиц, занимающих высокое положение в табеле о рангах, тождественно
тому гипнотическому (бессознательному) влиянию, которое испытывают собравшиеся
в стаю или в стадо животные по отношению к своему вожаку. Во времена слабо
развитой техники подобное животное свойство человеческой психики подпадать
под гипнотическое воздействие являлось тем важнейшим фактором, который
сыграл положительную роль в деле освоения и покорения реальности. Без этого
гипнотического подчинения невозможно было бы производство трудоемких работ,
требующих, при отсутствии необходимого технического оснащения, тяжелого
физического труда; невозможны были бы также и военные действия, во время
которых человек подвержен опасности быть убитым или искалеченным. Рабство
прошлых веков, в том числе и сегодняшние формы иерархии, существующие в
человеческом обществе, говорят не только о нашем животном происхождении,
но и о том, что из этого состояния мы еще не вышли. А выходить надо и прежде
всего потому, что технический прогресс (автоматизация и роботизация) ведет
(если уже не привел) к такому положению дел, когда физический труд при
производстве материальных ценностей станет практически ненужным. Это будет
означать не только то, что рабству пришел конец, но и то, что высвободится
огромное количество людей. Смогут ли они найти себе применение и чем им
заняться? – вот в чем вопрос. Очевидно, что применение они смогли бы найти
в областях, требующих интеллектуального творческого подхода, но способны
ли они, по своей генетической природе, выполнять подобную работу?
Поскольку мы относим животную способность человека подпадать
под гипнотическое (бессознательное) влияние к негативным свойствам его
психики, то обращаясь к эмпирическим данным Станислава Грофа, заострим
наше внимание прежде всего на негативных управляющих системах – БПМ-II
и БПМ-III. Гроф установил, что под влиянием БПМ-II человек испытывает чувство
насилия, загнанности в ловушку или клетку, вины и неполноценности, бессмысленности
и абсурдности существования, жертвенной беспомощности и безысходности.
Известно, что когда хищник настигает свою добычу, то она в этой ситуации
абсолютной безысходности и беспомощности впадает в гипнотическое состояние
(последний и единственный способ самозащиты от жуткой боли, невыносимого
страдания и страха). Очевидно, что именно безысходность и беспомощность
способствуют возникновению гипнотического состояния и поскольку эти ощущения
характерны для БПМ-II, мы вправе сделать вывод, что человек, у которого
сигналы поступающие в СКО от этой базовой перинатальной матрицы являются
доминирующими (в сравнении с остальными БПМ) в процессе взаимодействия
с сознательным, способен к гипнотическому подчинению. Но это одновременно
означает и то, что этот человек генетически малоприспособлен к высокоинтеллектуальному
труду, ибо характеру такого человека, при явном отсутствии творческой инициативы
(бессознательное доминирует над сознательным), присуща безграничная вера
в авторитеты.
Что касается динамики матрицы БПМ-III, то она, по утверждению
Грофа, «связана с политикой силы, тиранией, эксплуатацией и подчинением
других, грязными делишками и интригами, дипломатией «плаща и шпаги», тайной
полицией, предательством и изменой». Все эти психологические монады, составляющие
содержание БПМ-III, явно соответствуют духовному облику протагонистов
тиранических режимов и прочих сообществ, в которых развиты иерархия и коррупция.
Они-то (протагонисты этих сообществ) и являются теми авторитетами, которым
слепо (гипнотически) верит толпа – масса – большинство – те, в генетике
которых доминирует БПМ-II.
Исследование неординарных состояний сознания, проведенное
Станиславом Грофом, показало, что эти же базовые перинатальные матрицы
(БПМ-II и БПМ-III) обеспечивают почти весь военный символизм. Нам это говорит
прежде всего о том, что сущность военного психоза состоит в следующем.
Авторитеты, чья доминанта – БПМ-III, гипнотически воздействуя на массу,
чья доминанта – БПМ-II, разжигают в ней враждебные чувства по отношению
к противнику, упрекая этого противника в необоснованных территориальных
претензиях, в оскорблении национального достоинства, в вероломстве, в коварстве
и многих других несуществующих грехах. Несуществующих хотя бы потому, что
противник в этих же самых грехах и с той же самой яростью упрекает своих
обвинителей. В этих взаимных упреках нет правых и неправых. От истины здесь
только то, что взаимная агрессивность – явление бессознательного порядка,
присущее не человечности, а животности. «Основой действительного решения,
– говорит Гроф, – должна стать эмпирическая связь с ощущениями БПМ-IV и
БПМ-I и с трансперсональной сферой собственной психики». В принципе, мы
готовы согласиться со Станиславом Грофом, но только не с той практикой,
которую он при этом предлагает. Психотерапевтические эффекты могут в этом
вопросе дать лишь временное улучшение, ибо доминирование в психике эмпирических
связей с той или иной матрицей, в том числе и с трансперсональными сферами
– это, в основном, явление генетического порядка. Мы считаем, что лечению
и исправлению могут поддаваться только такие болезненные нарушения психики,
происхождение которых связано или со стрессовыми ситуациями биографического
периода (система психотерапии разработана Зигмундом Фрейдом), или с родовыми
травмами (методы лечения предложенные Отто Ранком), или, например, с негативными
ощущениями механического порядка в период утробного развития. Все, что
касается животности человека, его способности поддаваться гипнотическому
влиянию с одной стороны и с другой – стремлению властвовать, повелевать
и оказывать соответствующее гипнотическое воздействие; все это явления
генетического порядка и никакая психотерапия в этом отношении изменить
ничего не может. Здесь дело в свои руки должны взять не психотерапевты,
а генетики. Однако, прежде чем позволить им произвести в этом направлении
практическую широкомасштабную работу, необходимо быть убежденными в необходимости
и полезности предпринимаемых усилий. Необходимость генетических изменений
в указанном направлении вызвана парадоксальностью и безысходностью (эволюционной
тупиковостью) той ситуации, в которой оказалась современная цивилизация.
Источник этой парадоксальности не во внешнем мире – не в реальности, которую
человек покоряет, а во внутреннем мире самого человека – в его генетической
двойственности: с одной стороны ему присуща сила разума – стремление покорить
реальность, механизировать и автоматизировать производственные процессы,
чтобы обрести, благодаря этому, духовную свободу; с другой стороны животность
– слепое (бессознательное) подчинение авторитетам, желание властвовать,
вождизм, иерархия» Еще раз напомним, что до тех пор, пока средний человек
(то есть подавляющее большинство) был занят в производстве материальных
ценностей физически, доминирование бессознательного над сознательным играло
положительную роль и не являлось тормозом эволюционному развитию, так как
только на этом доминировании могла держаться производственная дисциплина.
Иерархическая цепочка такова: рабочие – мастера – начальники цехов – главный
инженер – директор завода. Механизация, автоматизация и роботизация производственных
процессов ведет к тому, что вся эта цепочка становится ненужной, ибо если
нет рабочих, то ни к чему и все остальные ступеньки этой иерархии. Вопрос
теперь заключается в том, способны ли эти вчерашние рабочие и остальные
звенья этой цепи выполнять задачи завтрашнего дня – творческую работу (не
на уровне среднего и даже грамотного инженера, а таких ученых как Эйнштейн,
Бор, Ферми, Капица). Прежде всего для такой работы необходимо доминирование
сознательного над бессознательным и поскольку такое доминирование носит
наследственный – т. е. генетический характер, то очевидно, что решение
надо искать опираясь на генную инженерию, а не на психотерапевтические
эффекты внутренней трансформации. И если Станислав Гроф, в чьих крупных
научных заслугах в области психотерапии и психиатрии мы не сомневаемся,
провидчески утверждает, что созрела необходимость в новой парадигме, то
мы, как и он, находим ее корни в необходимости изменений в психике для
большей части населения, но при этом считаем, что путь к этим изменениям
лежит не через психотерапевтические эффекты. То есть здесь необходимо не
лечение, а генетическое увеличение количества населения с доминантой в
психике позитивных управляющих систем (позитивные СКО, БПМ-IV, позитивные
аспекты БПМ-I, позитивные трансперсональные матрицы). При этом, если предлагаемое
нами генетическое вмешательство в естественное (в соответствии с кривой
нормального распределения Гаусса) расслоение количества населения по величине
интеллектуального коэффициента (IQ) будет когда-нибудь принято на вооружение
(в чем мы не сомневаемся), то генетикам, задействованным в исполнении этой
широкомасштабной программы, следует учесть, что психике протагонистов недемократических
режимов так же, как и демократических (психике всех тех, кто стремится
управлять, подавлять, властвовать) свойственна незавершенность перехода
от БПМ-III к БПМ-IV. Этим мы хотим сказать, что представители этой группы
населения находятся на линии перехода от неталантливых к талантливым. Задача
генетиков помочь представителям этой категории населения (вернее, их потомкам)
завершить этот переход, подавив в их генах активность хромосомных сочетаний,
способствующих проявлению в их психике агрессивных начал – животности.
В дальнейшем все сказанное нами здесь мы попытаемся для большей ясности
изобразить графически.
<...................>
_______________________________________________________________________________________
|