продолжение I I I

.

.
     26 

     «У всех у нас нынче мозги набекрень и очень трудно противостоять их дальнейшему перекосу. Свобода у нас нынче, конечно жуткая, совершенно невообразимая, жить бы да радоваться, а неблагодарные ропщут – то им, видите ли, колбасы не хватает, то конфет детишкам, то им, видите ли, зарплата  мала, то одеться не во что, то вдруг завод закрывается в виду нерентабельности. Вместо того чтобы открывать новые банки, брокерские конторы (становиться миллионерами), ругаются стоэтажно и клянут всех и вся. С НИЩИХ ПО ЧЕРВОНЧИКУ – МИЛЛИОНЕРАМ ПО МИЛЛИОНЧИКУ! Этот, придуманный мною, лозунг безукоризненно точно отражает происходящее».1
 

     27 

     Если бы довелось мне в минуту сию на грешной Земле нашей встретиться с Господом и он бы, на фоне эпохального крушения тоталитарных режимов, сказал бы, что демократия, в ее сегодняшнем виде, является наиболее совершенной формой правления, и что ничего нового не придумаешь,  я бы спросил у него: Господи, неужели ты исчерпал все свои возможности? И поскольку, до известного каждому из нас предела, на встречу с Господом я не рассчитываю и, помимо этого, уверен, что возможности Его неисчерпаемы, поблагодарив Его за то, что наделил меня разумом, попробую самостоятельно предугадать, скрытую от моих современников, теплоту парообразования будущих событий... 
     Демократия такая, какою мы себе ее представляем, в любой из демократических стран имеет президента, решения которого могут быть отклонены иными выборными органами (в Америке, например, высшим федеральным законодательным органом – конгрессом, или его составной частью – сенатом).  И таким способом достигается плюрализм при принятии решений, способных повлиять на экономический и политический тонус живого функционирующего организма – государства. Только технический прогресс позволяет обществу демократизироваться. Причина в том, что прогресс этот достигает такого научного уровня, что невольно требует, чтобы руководство составными техническими звеньями осуществлялось, как правило, 
людьми, принадлежащими к третьей группе населения (одаренные, талантливые, гениальные). Но представители третьей группы населения не выносят вождизма, поскольку самым большим авторитетом для них является
  то ощущение, которое они получают от  воздействия реального объекта. Эти люди, если и подчиняются приказу, то не вслепую, не потому что приказ действует на них гипнотически, а потому что они считают ту мысль, которую заключает в себе этот приказ, логически правильной и целесообразной. Если же эти люди найдут, что в приказе есть логическая неувязка 
или, что приказ идет вразрез с их пониманием, которое возникло у них от контактирования с реальным объектом, то люди эти, по своей генетической природе, подобному приказу подчиниться не могут. Вот почему на определённом уровне технического прогресса возникает потребность в демократизации – то есть в
 расширении плюралистических элементов управления обществом. Читатель может возразить, что в Советском Союзе, несмотря на низкий технический уровень производства, тоталитаризм все же рухнул и возникли демократические формы правления. Но пусть читатель-оппонент не забывает, что потребность в демократических преобразованиях в этом государстве возникла потому, что оно не выдержало конкуренции с развитыми демократическими странами. И, в результате – косвенной причиной этих преобразований явился высокий уровень производства. И что чем выше в какой-либо стране такой уровень, тем больше свобод предоставлено ее гражданам. И, думается, что демократия, как таковая, не является настолько совершенной, что, начиная, например, с 1995 года ее формы никогда больше меняться не будут. Можем ли мы предугадать развитие демократических форм управления от настоящего к будущему? Возьмем, для наглядности, Соединенные Штаты Америки... Высшим федеральным законодательным органом США является конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей (435 членов) и сената (96 сенаторов – по 2 от каждого штата). Таким образом, мы можем утверждать, что плюрализм, в данном случае, сводится к тому, что судьбу более чем трехсотмиллионного населения решают 531 человек. Вероятность того, что эти 531 человек допустят ошибку, при решении какого-либо жизненно важного вопроса, достаточно велика, чтобы утверждать, что рассматриваемая нами демократическая форма правления является предельно совершенной. Для того чтобы при принятии законодательных решений уменьшить вероятность ошибок, необходимо увеличивать число членов  конгресса, соблюдая при этом то необходимое условие, что абсолютное большинство членов этого конгресса должно быть представителями третьей группы населения (одаренные, талантливые, гениальные). Такой путь ведёт к громоздкости административных структур и потому неприемлем. 
     Представим себе другой, на первый взгляд, фантастический вариант, что все трехсотмиллионное население с помощью генной инженерии получило качественное изменение – приобрело интеллектуальный потенциал представителей 3-й группы населения, что вся  эта громада гипнозу не поддается – никакими штампами, никакими авторитетами ослеплено быть не может! Любой представитель этой трехсотмиллионной армии – человек творческий (одаренный, талантливый, гениальный), адекватно реагирующий на соприкосновение с реальным объектом и умеющий отсеивать (отчуждать от себя) его искаженные эманации. Это, прежде всего, означает, что если бы взрослая часть этой трехсотмиллионной массы творчески одаренных людей пожелала бы проголосовать за какое-нибудь решение, или за введение в действие какого-нибудь закона (при возможности мгновенного подсчета голосов), то в этом случае функционирование федерального законодательного органа (конгресса) стало бы излишним. В  данном случае произошла бы замена относительного плюрализма (голосование малого количества людей – 531 человек) на абсолютный (голосование всей взрослой части трехсотмиллионного населения Соединенных Штатов Америки). И вероятность ошибки при принятии решений, влияющих на судьбу нации, была бы намного меньше. Движение демократизации от относительного плюрализма к абсолютному (постоянно действующему референдуму) с неизбежностью приведет к самоуправлению огромной массы людей, к отмиранию вождизма и законодательных функций соответствующих звеньев государственного аппарата. Такая эволюция привела бы к отмиранию государства и возникновению качественно новых форм человеческих сообществ. 
 

     28 

     Процент количества преступников по отношению к общему числу населения в израильском государстве такой же, как и в других развитых демократических странах. И проституток тоже! Эти статистические данные дают право израильским философам и политическим деятелям утверждать, что Израиль нормальное демократическое государство с полновесными плюсами и минусами. Нормальное – значит не исключительное. Не дай Бог, по их мнению, чтобы оно было исключительным. Хор голосов подхватывает этот припев не потому, что евреи умирают от скромности, а потому, что ими еще не изжита галутная боязнь быть на виду и стать по этой причине жертвой очередного погрома. Но действительно – является 
ли еврейский народ избранным, и если да, то почему и в чём? Можно ли ответить
 на этот вопрос исходя из обоснованных предположений? Я несколько скептически отношусь к расхожему мнению, опирающемуся на лейтмотив библейского текста, в котором утверждается избранность народа Израиля по линии его эзотерической связи с Богом (так я отношусь к расхожему мнению – именно к нему, а не к пророческому лейтмотиву библейского текста). Предсказано было, что народ Израиля покинет Землю Обетованную и, перенеся многочисленные страдания, снова 
соберется там. Также сказано в Писании, что народ Израиля будет служить примером
 для других народов и что евреи – народ избранный! И если я не знаю, как обосновать это пророческое утверждение, когда оно касается линии эзотерической связи народа Израиля с Богом, то исходя из определенных логических предположений, служить примером по линии общественных, культурных и технических  достижений – эта сторона пророчества вполне поддается разумному объяснению. Избранности этого народа есть и земные предпосылки (жестокий генетический отбор, который претерпел еврейский народ со времен египетского рабства до наших дней). 

     Постоянное преследование и уничтожение прореживало наиболее бедные и средние слои населения. И в результате этого, кривая нормального распределения для лиц сугубо еврейской национальности сместилась таким образом, что здесь количество одаренных, талантливых и гениальных резко возросло. Неудивительно, что при такой неординарности еврейский народ, собравшийся в одном государстве, может создать цивилизацию, которая будет являться примером для других народов. 
 

     29 

     Обед состоял из одного салата. Ася нарезала капусту. Окропила ее соком чеснока и лимона. Вкус капитальный – три потраченных шекеля и никакого секрета в приготовлении. 
 

     30 

     Если мой расчет (что в еврейском государстве число людей выдающихся составляет 30 % от общего количества населения) верен, то задача израильского правительства состоит, прежде всего, в том, чтобы задействовать этих людей в соответствии с их духовными запросами. Если израильское правительство окажется в этом направлении недееспособным, то все эти 30 %, этот активно и адекватно контактирующий с реальным объектом авангард, найдет способ заставить тяготеющий к консерватизму израильский государственный аппарат мыслить по-новому. 
 

     31 

     Мне непонятно почему Горбачев держится за сохранение целостности Советского Союза. Разве не очевидно, что осуществление демократических реформ  в рамках одного такого территориально огромного многонационального государства практически неосуществимо? 
 

     32 

     Если в СССР демократические преобразования неосуществимы, то почему в США, в таком же многонациональном государстве, царствует демократия? Не потому ли, что территория США колонизирована разноплеменными народами и поэтому, к примеру, гражданин США англичанин не может испытывать к гражданину США итальянцу или, допустим, поляку национальной вражды, исходя из того чувства, что тот или другой пришельцы, ибо он сам – пришелец. Только индейцы, коренные жители Америки, должны испытывать ненависть ко всем остальным жителям США, и ненавидят их, но ксенофобия эта бессильна ввиду малочисленности индейцев. Первая и основная причина  возникновения демократической формы государственности в США – многонациональный состав на фоне отсутствия коренной доминирующей национальности. Вторая дополнительная причина – сдвиг пика кривой нормального распределения по величине IQ в сторону представителей 3-й группы населения (одаренные, талантливые, гениальные). Такое смещение стало возможным благодаря тому, что население США  возникло в  результате иммиграции. В погоне за неуловимым счастьем в далекие края со всех стран мира устремлялись наиболее активные, а значит и агрессивные – подвергающие сомнению всякий авторитет и не выносящие вождизма. Может быть, именно эта доминанта в их характере содействовала победе на колонизированной ими территории демократических форм государственного устройства. 
 

     33 

     «Есть на примете человек – убирает в многоэтажных домах, которые возле магазина «Суперсаль», – сказала Ася и, связав волосы на голове в тугой узел, продолжала, – я как-то делала покупки в этом магазине и, слово за слово, разговорилась с этим человеком.  Он сказал, что нуждается в помощнике. Предложил у него работать или найти кого-нибудь подходящего. Его требование – уметь говорить на иврите и быстрота в работе. Я отказалась. Хочешь, поедем?» «Куда? – спросил я, – где ты его там искать будешь?»  «Он мне сказал, что если надумаю, то его всегда можно найти в одном из домов». «Поехали», – согласился я раздраженно, потому что не верил  в  эту затею: при существующей в Израиле безработице  даже такая неквалифицированная  работа нарасхват. 

     «Это, кажется, он», – сказала Ася, дернув рукав моей куртки. В просвете между домами я увидел мужчину с метлой и совком в руках. Мы подошли поближе. «Работать пришла? Раньше я с женой работал – легче было, а теперь приболела. Врачи запретили». «А я не для себя, – сказала Ася и представила меня, – Александр». Он окинул меня оценивающим взглядом и сказал: «Это ещё лучше. Работа наша мужской хватки требует – будем знакомы» – протянул руку. 
 

     34 

     Сегодня прошло более чем полтора месяца с того момента, как Председатель Кнессета обещал господину Новому Репатрианту содействовать его просьбе. Я решил позвонить – а вдруг события развивались наперекор моему неверию? «Сдвигов никаких! – с надтреснутой хрипотцой выдавил господин Новый Репатриант и добавил, – пошли бы они все к е.м.». 
 

     35 

     «Свобода – есть осознанная необходимость» – формулировка, узаконивающая рабство. И, действительно, из нее логически вытекает, что раб, осознавший необходимость своего рабства – свободен. Я, к примеру, живя в Советском Союзе, не мог осознать этого, хотя изо дня в день меня идеологически обрабатывали, пытаясь убедить, что самый свободный человек в мире – гражданин СССР.  Но сегодня я живу в демократической стране. Чувствую ли я себя свободным? 

     Для того, чтобы ощущать свободу по-настоящему, необходимо полное отсутствие социальной иерархии и централизма. Правом решать конкретные государственные вопросы должны пользоваться в равной степени все граждане, а не избранное для этой цели меньшинство. Возможно ли существование такой общественной структуры? Думается, возможно. 

     Первое условие – увеличение процентного отношения ко всей остальной массе населения представителей 3-й группы (одаренные, талантливые, гениальные). 

     Второе – абсолютная компьютеризация  населения (в  каждой семье персональный компьютер, подключенный к общей сети, с возможностью выхода на центральный компьютер). 

     Третье – относительно полная автоматизация и роботизация производственных процессов, высвобождение человека от физического труда. 

     Четвертое – всеобщие выборы используются только для того, чтобы время от времени (периодично) комплектовать специально отобранную группу для обслуживания центрального  компьютера. 

     Поскольку в изображенной общественной структуре плюрализм не является прерогативой ограниченного числа людей, но конкретно распространяется в своем реальном выражении на каждого члена общества, то он, этот плюрализм, приобретает новое качество – является не относительным, а абсолютным. При таком плюрализме каждый член общества, равноправно участвующий в обсуждении и принятии какого-либо решения, будет подчиняться этому решению без внутреннего сопротивления даже в случае отрицательного своего отношения к этому решению, 
ибо, при таком абсолютном плюрализме, основная
 вопиющая несправедливость (подчинение большинства меньшинству) будет устранена. И поскольку каждый человек не будет испытывать внутреннего сопротивления при исполнении какого-либо постановления или закона, надобность в государственном аппарате, как механизме подавления, отпадет. Одновременно отпадет надобность и в самом государстве. И если будущее хотя бы на толику приблизит нас к описанной здесь качественно новой структуре, то это продвижение оптимистический признак расширения и углубления демократии, как процесса постоянного и необратимого, ведущего человеческое общество к царству абсолютной свободы. 
 

     36 
 

     Утром, привлеченные голосами, доносящимися из апельсинового сада, мы выглянули в окно и увидели толпу вокруг человека,  лежащего на песчаной дорожке, и полицию. «А вдруг он мертвый?! – сказала Ася, наотрез отказавшись спуститься к этому месту, – мне страшно, иди без меня»... 

     Гражданин N был мертв. Он лежал на спине – руки и ноги на ширине плеч, лицо прикрыто русскоязычной газетой «Двенадцать колен». Газета слетела бы, так как чувствовался ощутимый ветерок, но ее прижимала к лицу сухая ветка. «Неужели не нашлось холстины», – подумал я, но из разговоров мне стало понятно, что человека обнаружили в таком виде, и полиция запретила сердобольным обывателям прикасаться к «вещественный доказательствам». В течение получаса прибыли эксперты. Замерили расстояние до ближайших деревьев, сняли отпечатки, взяли пробы грунта, произвели еще какие-то алхимические манипуляции. Сфотографировали общий вид трупа. Убрали газету. Я увидел апоплексически выпученные глаза и, как мне показалось, искаженные ужасом, черты лица. Спросили у толпящихся, может ли кто-нибудь опознать этого человека, но таких не нашлось. Сделали фотоснимок. Затем газету вернули на прежнее место, сверху положили ту же самую ветку. Появились санитары. Перенесли труп 
вместе с газетой и веткой на носилки, накрыли простынёй и унесли.
 
 

     37 

     В парадных подъездах и в кабинах лифтов многоэтажек установлены зеркала, которые каждый день я и Проспер (имя моего напарника) очищаем от жирных пятен и плевков. Брызгаем на зеркало специальную жидкость и трем газетной бумагой. Работа изнурявшая. Плевки присыхают к стеклу намертво – попробуй оттереть. Проспер убежден, что это шкодничают пацаны. «Хэм осим каха»,2 – говорит он мне и показывает мимикой настолько выразительно, что я, прямо таки, вижу эти приблатненные плевки сквозь зубы, сопровождаемые звуком «тцэ». 

_________________________________ 
1 Из письма днепропетровского друга – Г. А-ва.
2 Они делают так. 

<...............................................>

______________________________________________________________________________________

 

п