продолжение V I I
.
 

   Прежде, чем говорить о проблемах взаимоотношения разума и инстинкта в индивидууме, попробуем выяснить – каково функционирование этой дуальности не в личностном плане, а в общественном. Приступая к исследованию этого вопроса, отметим, что отправной точкой намеченного нами анализа будут феноменальные результаты изысканий в области этногенеза, полученные Львом Николаевичем Гумилевым. Однако рассмотрим под несколько иным углом зрения картину, которую он назвал изменением  пассионарного напряжения. 

.

.
    По оси ординат (рис.2) Гумилевым отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках (от неспособности удовлетворить вожделения – уровень Р(–2), до жертвенности – уровень Р(б); 2) в шкале «количество субэтносов» (подсистем этноса) индексы п, п+1, п+3, и т.д., где n – число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе; 3) в шкале «частота событий этнической истории» (событие понимается как процесс разрыва этнических связей). По оси абсцисс отложено время в годах. 

Наши возражения

   Во-первых, сразу же оговоримся, что при построении в декартовой системе координат какихлибо функциональных зависимостей (даже феноменологических) предпочтительнее (особенно в нашем случае) в качестве переменных использовать такие, которые могли бы иметь и в действительности материально ощутимое количественное выражение. Мы имеем ввиду то, что явление пассионарности может создавать в этнической системе два рода напряжений – созидательное (источник – пассионарии, которых этническая система задействовала и облагодетельствовала – в которых она по тем или иным причинам нуждается) и разрушительное (источник – пассионарии, преследуемые этнической системой по тем или иным причинам). Исходя из этого ясно, что по количеству пассионариев (мутантов), используемых этнической системой в процессе ее исторического развития, мы можем судить о соотношении созидательных и разрушительных сил на нее действующих (при  том условии, что известно общее количество пассионариев в системе) – т. е. о том пассионарном напряжении, которое она испытывает. 
   Во-вторых, следует учесть, что в начале своего становления этнос неоднороден – он состоит, как правило, из нескольких субэтносов, которые, при условии их быстрого слияния (метисации), будут являться в течение двух-трех поколений сильной мутагенной средой, способствующей резкому увеличению количества пассионариев (мутантов). Поскольку исторические факты (верно подмеченные Гумилевым) свидетельствуют, что отрезок времени от рождения этноса, до его превращения в реликт равен приблизительно 1200–1500 годам, то при том, что отрезок времени в дватри поколения не превышает практически 75 лет (не более 6,25% от полного периода), мы имеем право утверждать, что начало этногенеза (увеличение числа пассионариев) имеет взрывной характер. В течение этого короткого промежутка времени, характеризующегося резким увеличением числа мутантов, срабатывает инстинкт самосохранения, биологически присущий не только индивидууму, но и всей этнической системе в целом, и она, чтобы сохранить устойчивость, немедленно самозакрепощается жесткими иерархическими структурами, действующими испепеляюще на те животворящие ростки, которые именуются свободой. «Появившийся на свет коллектив, – говорит Гумилев, мысля в этом отношении так же, как и мы, – должен немедленно организоваться в систему с определенным разделением функций между ее членами. В противном случае он будет просто уничтожен соседями». Именно с этого момента количество задействованных пассионариев в данном этническом новообразовании неуклонно снижается в течении 1200–1500 лет и по причине постепенного прекращения их рождаемости (до реликтного, постоянно сохраняющегося минимума), и по причине все более и более ощущаемого уменьшения в данной системе рыночного на них спроса (особенно это было заметно в древних цивилизациях, отмеченных без исключения низким уровнем производительности труда и соответственно – рабовладением), и по причине преследования инакомыслящих. Указанные нюансы становления этнической системы можно проследить по дошедшим до нас мифам древних цивилизаций. Так, например, песни о Гильгамеше, создававшиеся в момент  пассионарного взрыва, при котором происходило объединение кочевых шумерийских племен в оседлое этническое образование, характеризуются прославлением личности героя и его подвига. Энкиду говорит Гильгамешу: «Объединимся с тобою и сделаем нечто, что не забудется после смерти!». Так же и Гильгамеш знает цену подвигу, ибо он говорит о себе и своем друге: «Даже павши, имя они оставят!» Но самая емкая характеристика пассинарности Гильгамеша звучит из уст его матери в молитве обращенной к богу Солнца, правосудия и предзнаменований: 

   Взошла по ступенькам, поднялась на крышу, 
   Поднявшись, перед Шамашем совершила воскуренье, 
   Поставила жертву, и перед Шамашем воздела руки: 
   Зачем ты мне дал в сыновья Гильгамеша, 
   И вложил ему в грудь беспокойное сердце? 

   Невозможно не заметить, что спустя почти 4 тысячи лет, нечто подобное происходит на только что отделившейся от Киевской Руси территории земли Черниговской, племена которой, судя по дошедшим до нас литературным памятникам, испытывали взрывную стадию этногенеза – момент взрыва, ибо монологи героев этой эпохи полны такого же пассионарного напряжения, как и речи Гильгамеша и Энкиду – Буй Тур Всеволод говорит брату Игорю о своих воинах, что они ищут «себе чести, а князю – славы». Или, например, смысловая и метафорическая перекличка молитвы матери доблестного шумерийского героя и молитвы русской женщины в «Слове о полку Игореве». «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем же, владыко, – плачет Ярославна рано утром в Путивле на забрале, – простерло горячие свои лучи на воинов лады?» 

   В отличие от «Эпоса о Гильгамеше» и «Слова о полку Игореве», в том числе и от «Одиссеи» и «Иллиады», в мифах Древнего Египта героика полностью исключена. Даже боги стараются разрешить свой спор в пределах установленного правопорядка. Взаимоисключающие притязания Гора и Сета на царское звание Осириса принимают форму бюрократической тяжбы между ними. Подобное проникновение в египетскую мифологию системы строго регламентированных социальных отношений говорит о том, что до блеска притершимся в течение тысячелетий звеньям иерархической цепи герой не нужен. Но, если бы он и появился в такой среде, то она испытывала бы к нему инстинктивно-враждебную настороженность. И вероятнее всего, что свою жизнь этот мятущийся пассионарий (мутант) закончил бы в каменоломнях под плетью безжалостного надсмотрщика. 
   В-третьих – в любом реликте (даже при кажущейся однородности его, передаваемой из поколения в поколения наследственным путем) пассионарность (мутантность) никогда не снижается до нуля, ибо в любой биологической системе всегда имеется некоторый, уклонившийся от стандарта, генетический фон – то минимальное количество мутантных особей, благодаря которым при изменении среды обитания или при каких-то других нарушениях привычного хода жизни начинается естественный отбор, обеспечивающий изменение вида.
  В-четвертых – с ростом автоматизации производственных процессов, ведущих к высвобождению человека от физического участия в производстве материальных ценностей, роль творческих людей, создающих духовные ценности, возрастает. И какой бы жесткостью ни обладала иерархическая система (по Бергсону – закрытое общество), она (в условиях цивилизации), для обслуживания, воспроизводства и усовершенствования технических достижений вынуждена поневоле все в большем и в большем масштабе эксплуатировать разум (пассионариев) и тем самым ослаблять себя (жесткость иерархических звеньев, требующих гипнотически беспрекословного подчинения); ибо обладатели разума, потому и являются его обладателями, что такого рода подчинение им генетически несвойственно. 
   В-пятых – пассионарное напряжение создают не пассионарии (мутанты), а неприятие жесткой иерархической системой (закрытым обществом) их созидательной энергии. И поскольку процесс этногенезисного взрыва (резкое увеличение количества пассионариев) в среде объединившихся субэтносов, претендующих на историческую самостоятельность, по времени совпадает с процессом инстинктивного иерархирования (самозакрепощения) этой же системы, то сразу же после этого взрывного момента начинается постоянное и неуклонное преследование тех пассионарных особей, в которых система не нуждается. «Мощные импульсы пассионарных толчков, как правило, лишают отдельных людей возможности, – говорит Гумилев, и в это число, вне всякого сомнения, можно включить и пассионариев, – выбирать собственную линию поведения. Если такое желание у кого-либо и возникает, то императив коллектива не даст персоне развернуться». Но главная беда, с нашей точки зрения, заключается в том, что «императив коллектива» определяется не самим коллективом, а иерархической верхушкой, которой этот коллектив бессознательно – слепо, гипнотически и с благоговением подчиняется. Об этом свидетельствуют такое количество исторических фактов, которые невозможно перечислить. Самые яркие из них – времена инквизиции, Ивана Грозного, Кромвеля, французской буржуазной революции конца XVIII века и в текущем веке времена Ленина-Гитлера-Сталина. Кроме того, очевидно, что с переплавкой объединившихся субэтносов в единокровный народ (вплоть до превращения в реликт) количество пассионариев в системе снижается до минимума не только насильственным, но и естественным образом – так что и этот фактор является косвенным пособником террора по отношению к ним. Отсюда напрашивается вывод, что в смысле пассионарного напряжения этническая система ни фазы подъема, ни акматической фазы не испытывает, ибо сразу за эволюционно-генетическим взрывом следует немедленное негативное отношение к возмутителям спокойствия, которое таковым и остается вплоть до превращения этноса в реликт. 

  

«Непривычная по виду кривая, – говорит Гумилев о предлагаемой им интерпретации пассионарного напряжения, – не похожа ни на линию прогресса производительных сил – экспоненту, ни на синусоиду, где ритмично сменяются подъемы и спады, повторяясь, как времена года, ни на симметричную циклоиду биологического развития». Но нам кажется, что она все таки похожа и похожа она, к сожалению, на бытующее в те незабвенные времена марксистское понимание развития капиталистической экономики. По этой кривой можно проследить фазу экономического подъема, фазу акматическую («с повторяющимися глубокими кризисами») и фазу упадка («загнивающий капитализм катится к своей неизбежной гибели»). Но если говорить об этой кривой без иронии, то предусмотренные в ней фазы подъема пассионарного напряжения и акматическая кажутся нам тем более странными, что смысловое содержание некоторых высказываний Гумилева говорит о совершенно противоположном. Например, такое: «Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Король обязан вести себя как король, дружинник – как дружинник, слуга – как слуга; потому что без жестокого соподчинения новая система развалится при столкновении либо с внешним врагом, либо с соплеменниками, обычно предпочитающими старый порядок»; или такое: «Пассивное большинство членов этноса, вдоволь настрадавшееся от честолюбивых устремлений своих сограждан, формирует новый императив: «Мы устали от великих!» и дружно отказывают в поддержке соплеменникам, желающим быть героями. В этих условиях пассионарный спад ускоряется, социальная перестройка неизбежно отстает от потребностей, диктуемых этнической динамикой»; или такое – объединение Китая правителем Цинь Ши-хуанди (259–210 до н. э.) закончилось «массовой резней побежденных, закабалением уцелевших, построением Великой Китайской стены и истреблением не только ученых и всех книг, кроме технической литературы (под таковыми понимались книги по гаданию, медицине и агрономии), но и всех читателей исторических и философских трактатов, а также любителей поэзии». 

   Синтез вышеприведенных аналитических результатов дает нам кривую (рис. 3), название которой и форма имеют некоторое существенное отличие от кривой, изображенной на рис. 2. (стр. 160). По оси абсцисс на рис. 3 отложено время в годах, по оси ординат – количество пассионариев (мутантов) задействованных этнической системой. 
ю


.
    Мы видим, что это количество экспоненциально распределено в отрезке времени от этногенезисного взрыва (толчка) до момента превращения этноса в реликт. 
    Введя термин «пассионарность» и придав ему семантическое значение жертвенности, характеризующее людей способных принести себя в жертву (а такие нужны, ибо только они «ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы»), Гумилев предупреждает, что из смыслового содержания вводимого им термина исключаются «животные инстинкты, стимулирующие эгоистическую этику и капризы, являющиеся симптомами разболтанной психики, а равно душевные болезни, потому что хотя пассионарность, конечно – уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое». 
   На этом этапе нашего исследования мы должны отметить, что смысловое значение термина «пассионарность», введенного Гумилевым, не всегда совпадает с нашим пониманием этнических процессов. Камнем преткновения для нас является противопоставление Гумилевым пассионарности (жертвенности) животному инстинкту . И вот почему. Поскольку источником жертвенности может быть одна из разновидностей животного инстинкта (забота о потомстве) или, например, гипнотического характера подчинение (свойственно в одинаковой мере и животным и человеку), упомянутое противопоставление не имеет достаточных оснований. Понимая это, Гумилев, искусственно отсекает все могущие быть возражения, втискивая жертвенность в прокрустово ложе выдвигаемой им идеи, заключающейся в том, что пассионарность, якобы, заставляет людей «жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений». Но мы осмеливаемся заметить, что подобная жертвенность, как, впрочем, и иллюзорные вожделения также уходят своими корнями в инстинкт самосохранения – ибо надежда обессмертить имя, двигающая тщеславными и честолюбивыми людьми, является успокоительным бальзамом, который они, сами того не зная, кладут на рану неосознанно-болезненного восприятия ими факта неизбежности смерти. 
   Жертвенность может иметь и религиозное происхождение – бедные люди отдают «на богоугодное дело» свои последние сбережения. От них не отстают и богатые, жертвуя частью своих доходов на разного рода благотворительные цели в тайной надежде – «авось на том свете зачтется!» Но отсюда следует, что и такого рода жертвенность имеет прямое отношение к инстинкту самосохранения, как, впрочем, и ее самое крайнее выражение – принесение собственной жизни на алтарь веры. Героизм такого рода свойствен религиозным фанатикам, ибо страх уйти из жизни у них заторможен именно тем, что для них фантасмагория грядущего Воскресения является реальностью, а реальность – иллюзорностью. 
   Число вариаций подобных видов жертвенности можно было бы продолжить, так как честолюбию, тщеславию, гордости, алчности, ревности – всем этим качествам, которыми Гумилев щедро наделяет своих пассионариев, никакой опоры и никакой базы, за исключением бессознательного, не придумаешь и все эти страсти всплывают на поверхность именно из этого омута, посланниками того потаенного царства, властителем которого целиком и полностью является инстинкт самосохранения. Этому же царству принадлежат все виды влечений или что то же самое – все виды аттрактивностей (термин, введенный Гумилевым от лат. attractio – влечение), ибо чувственные влечения (гедонизм) исходят из того принципа, что жизнь коротка и поскольку с этим ничего не поделаешь, необходимо выжать из нее побольше наслаждений и удовольствий; движущей силой влечений индивидуумов в области духа также являются страсти, только иного рода – иллюзорные (остаться в памяти грядущих поколений – т. е. обессмертить имя свое). Вполне вероятно, что подобного рода иллюзорные представления коренятся в тех областях бессознательного, в тех архетипах, в которых сохраняются наследственно передаваемые следы мистических представлений о культе предков, ибо суть честолюбивых помыслов и тщеславия сводится к тому, чтобы прославиться – попасть после смерти в число почитаемых предков, которые, исходя из тех же передаваемых по наследству типических образов, бессмертны, поскольку продолжают жить в облике тотема. 
   Таким образом мы пришли к обоснованному выводу, что пассионарность является, как это ни парадоксально, порождением своего антипода – инстинкта самосохранения и что аттрактивность (как, впрочем, и эгоизм) черпает энергию из этого же источника; и поскольку мы к этому выводу пришли, мы не согласны с предложением Гумилева «рассматривать пассионарность, как антиинстинкт или инстинкт с обратным знаком». В пользу этого нашего несогласия склоняется непоследовательность самого Гумилева. Цитируем: «Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности». 
  Исходя из смысла этой цитаты ясно, что Гумилев понимал жертвенность, как функцию подсознания, иначе говоря – инстинкта самосохранения. С таким пониманием жертвенности можно согласиться, но в этом случае она никак не может быть антиподом инстинкта самосохранения – ни тогда, когда является результатом непосредственного его влияния (например, забота о потомстве); ни тогда, когда совершается под гипнотическим воздействием тяжелой артиллерии (идеологизированных структур иерархии); ни при тех обстоятельствах легковесного рода, когда «на миру и смерть красна». 
    Вышеприведенный анализ сводится к тому, что антиподом инстинкта самосохранения является конечный (в смысле привязанности к текущему моменту времени) продукт эволюции сознания – т. е. сегодняшний уровень логического мышления и тот, который может иметь место в будущем. Такое утверждение основано на том, что если инстинкт самосохранения, присущий в равной степени и человеку и животному, субъективирует ощущения, то в противовес ему – логическое мышление объективирует их (осознает). Но если вдуматься, вникнуть в этот вопрос поглубже, то субъективация бытия, так же как и объективация, служит одной единственной цели – самосохранению! Так есть ли, в конце концов, антипод инстинкта и, если он есть, то можно ли его найти и конкретно обозначить? 
<................>
_________________________________________________________________________________________
п