/
ФОТОРЕПОРТАЖ
С
МИСРАД КЛИТОЙ НА ШЕЕ
Жил
человек в квартире 1 дома 28 по улице Рав Меир Бааль Ханес в Бэер-Якове.

Был у человека счет в
банке...

И была у человека кошка, и
звали ее Бася.

Он
любил ее и написал о переселении души его тетки в эту рыжую кошку. Интересная получилась статья. Не потому
ли печальная, что в самой ее теме потаенно предвиделся момент, когда кошка Бася
будет смотреть на то кресло, где в прошлые времена сидел он – человек, ибо несколько месяцев тому назад
умер и осталась кошка Бася одна-одинешенька на всем белом свете.
Пробовали приручить – не получилось. Целый месяц мяукала,
звала хозяина и, вдруг, покинула родные места, а может, сгинула где-нибудь в
подвале от безысходной
тоски, чтобы окончательно освободить упокоенного от воспоминаний, дабы могла его душа,
оставив без сожаления тленные останки свои, окрылеленно устремиться в небо с
любого облюбованного пятачка: может быть сквозь эти, привычные его глазу,
зарешеченные окна –
?..
Здесь
он когда-то жил – да будет ему земля пухом! И была бы... Кабы
не вопрос о памятнике.

Родственников не нашлось. Что же делать? Счета заморожены. Не подумал
оставить завещание. Но ведь нехорошо как-то, не в русле еврейской традиции
оставлять захоронение без надгробия. Тем более, что
Леву Шект-Секта знали, как покалеченного за сионистскую непреклонность…

И тогда Шалумова Соня –

– бэеряковская
активистка, обратилась ко всем и в результате собрала... 500 шекелей. Эти
деньги были переданы в бэеряковскую “хевра кадиша” (святому
обществу), объединению, которое оказывает последние почести умершему, готовит его к погребению, проводит
обряд похорон... Но оказалось, что этой суммы для изготовления и установки
памятника недостаточно. По истечение двух месяцев после обращения за
дополнительной материальной помощью в Сохнут и
долгих бюрократических проволочек со стороны знаменитого Еврейского агентства
был, наконец, получен чек на сумму... 500 шекелей, но для возведения памятника необходимо 2500. И куда
обратиться, как не в отдел при Министерстве абсорбции, носящий длинное и
красивое название – “Орган установления права на вознаграждение для узников
Сиона и тех семей, чьи сыновья погибли за Царство”? Так и было сделано – тем
более, что именно этот отдел, как явствует из
удостоверения, присвоил в 1979 году звание узника Сиона Леве Шект-Секту. Три месяца длилась телефонная перестрелка с
чиновниками Министерства абсорбции (Мисрад клита) и в результате категорический отказ: денег на надгробие пострадавшему за
Царство нет – нет 1500 шекелей на памятник одному из тех людей, благодаря
которым Израиль увеличил население на 12 процентов в течение 15 последних
лет. Но дело, ведь, не только в практических результатах героического
прошлого таких людей, но и в том еще, что эти люди являются тем эмоционально
цементирующим символом, без которого невозможно становление еврейского
народа, как единого и монолитного этноса. И когда чиновникам Министерства
абсорбции дали понять, что на этот раз бюрократическая
вертелка не пройдет, они “кивнули на Петра” –
передали решение щекотливого вопроса Министерству религии. Более двух месяцев
длилось ожидание и, наконец, советник министра религии господин Исраэль Галис посоветовал
обратиться в иерусалимский отдел социального страхования (“Битуах леуми”) к господину Шимону Пахиме.
Обратились.
И получили незамедлительный ответ – да, есть такой закон, по
которому “Битуах леуми” выделяет
деньги на возведение памятников на могилах тех покойников, у которых нет
родственников и которые по каким-то причинам не побеспокоились при жизни об
обустройстве своего вечного приюта (например, бывшие беспризорные и прочий
такой люд). Но деньги эти выделяются только через год (!) после
захоронения и, понятно же, только в том случае, если найдется сердобольный
человек, готовый потратить нервы и время на то, чтобы добиваться выполнения
этого закона (“так что существенных расходов по этой статье у “Битуах леуми” нет). “Но Лева Шект-Сект не нищий и не беспризорный – он узник Сиона!” –
возразили Шимону Пахиме.
“Узник Сиона! – повторил Шимон с наигранно
почтительным восклицанием и добавил: – Позвоните завтра, я проверю
существует ли на этот счет какое-либо дополнение”.
Наступило завтра и нам ответили, что, к сожалению, никаких
дополнений нет. И тогда возник последний мучительно-болезненный вопрос –
ожидать или не ожидать постыдного годичного срока? И почему, собственно
говоря, годичного? Почему не растянуть эту постыдность на 100 лет? И даже не
1000? С израильскими чиновниками и такое возможно – что-что, а нам, евреям, и
такие, и гораздо большие сроки по плечу. Так просить или не просить бэер-яковское
“святое общество” сегодня, прозревая будущие 1000 лет, поставить на имеющиеся
1000 шекелей на могиле Левы Шект-Секта обыкновенный
нетесанный камень с честной надписью – «Узнику
Сиона от несостоявшегося народа – от потомков, не помнящих своего родства»?
Спустя год –
...
1995