.
Александр М. Кобринский
О Клавдии Шульженко
Ее песни являлись частью моего юношеского становления. Мой отец,
вернувшийся с фронта,
хранил фронтовую тетрадь, куда он записывал тексты песен, исполнявшихся солдатами во время боевых передышек или
привалов. Среди этих, записанных им песен, были исполнявшиеся Клавдией Шульженко.
Бывало, слушаю патефонную пластинку и песня, исполняемая певицей,
ассоциируются с пожелтевшими страницами фронтовой тетради моего отца. И, хотя
попасть на концерты Клавдии Шульженко мне ни разу
не удалось, но саму певицу
я видел вблизи, правда, не поющей, но просто прогуливающейся ранним утром по
центральной аллее Днепропетровского парка имени Тараса Григорьевича Шевченко.
Было это в воскресный
сентябрьский день 1957 года. Окраина парка и берег Днепра соприкасались друг с другом. Я возвращался с ночной
рыбалки. Мне было чуть более 17 лет. Вижу, навстречу идет женщина. Можно сказать не идет, а плывет в воздухе, словно взлетевшая
птица. В руках тончайшая вуаль. Она держит ее за концы, растянув
над головой и вуаль трепещет на осеннем ветру… Лицо светится изнутри, из самого
сердца. То, что это была Клавдия Шульженко, я знаю точно, потому что в этот период в
городе Днепропетровске проходили ее концерты и на каждом углу
можно было увидеть ее афишированный портрет. Сейчас, когда мне приходится подводить итог собственной
жизни, я, вдруг, вспомнил случайно промелькнувшее чудо и задаюсь вопросом –
чем была так счастлива эта женщина?.. Перечитывая факты ее биографии, я обратил
внимание, что к описываемому мною моменту времени она около трех лет
находилась в разводе со своим мужем Корали, но в
июле 1956 года
познакомилась с кинооператором Георгием Кузьмичом Епифановым и была в него влюблена. И душевное состояние
ее, вероятно, подогревалось глубоким чувством к этому человеку.