.
                                                                                                                              Приложение 1

О моравском посольстве 
в Константинополе
(начало 60-х годов IX в.)

     Появление моравского посольства в Константинополе в начале 60-х годов I X в. было 
важным событием в истории одного из первых славянских раннефеодальных государств - Великоморавского государства. Этим актом Великоморавское государство выходило за 
рамки узкой сферы сношений со своими непосредственными соседями и, вступая в 
контакты с такой крупнейшей державой того времени, как Византийская империя, 
становилось активным участником общеевропейской политики.
     Важность этого события была оценена по достоинству сразу же, когда были обнаружены источники, содержащие сведения о посольстве, т. е. Пространные Жития Кирилла 
и Meфодия и Итальянская легенда.1
     Рассказы ЖК и Итальянской легенды текстуально близки между собой, рассказ ЖМ представляет собой самостоятельную версию, но основное содержание всех трех сообщений совпадает. Все они говорят о том, что моравский князь Ростислав со своей знатью направил послов в Константинополь с просьбой, чтобы византийский император прислал к нему «епископа и учителя» (формулировка ЖК), способного излагать мораванам христианское 
учение «на своем языке». В ответ на эту просьбу император послал в Моравию не епископа, 
а двух монахов - изобретателя славянского письма Константина и его брата Мефодия. Упоминание, что Ростислав просил прислать епископа, привлекло к себе особое внимание 
уже первых исследователей этих памятников. Зная по другим свидетельствам ЖК и ЖМ, 
что во владениях Ростислава проповедью христианства занималось баварское духовенство, исследователи сделали правильный вывод, что целью посольства было создать в Моравии самостоятельную церковную организацию, не подчиненную духовенству 
Восточнофранкского королевства, с которым Великая Моравия вела тяжелую борьбу за сохранение своей самостоятельности. О каких-либо иных политических целях посольства, 
как и миссии солунских братьев, в этом рассказе не говорилось, и поэтому в литературе, посвященной изучению кирилло-мефодиевской проблематики, первоначально вопрос 
об этом не ставился. Позднее, однако, положение изменилось, так как начиная 
с опубликованной в 1870 г. работы Е. Голубинского «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской» в научную литературу вошел тезис, 
основанный на изучении иных источников, о складывании в начале 60-х годов 
в Центральной и Юго-Восточной Европе двух противостоящих друг другу политических 
блоков: мораво-византийского и болгаро-франкского.
     Первоначально исследователи не ставили миссию Константина и Мефодия в прямую 
связь с этими политическими событиями, но позднее в силу самой логики исследования 
вопрос о наличии или отсутствии такой связи леизбежно должен был возникнуть. 
Эволюция научных взглядов постепенно шла все больше в сторону признания, что именно моравское посольство привело к заключению мораво-византийского союза, направленного против Восточнофранкского королевства и Болгарии, а миссия Константина и Мефодия 
должна была способствовать закреплению этого союза.
     Разработанная в последовательно появившихся на протяжении последних десятилетий 
X I X в. работах М. И. Соколова, Е. Дюммлера, К. Иречка, К. Грота, Ф, И, Успенского, эта гипотеза получила окончательное оформление в вышедших уже в начале X X в. 
обобщающих работах В, Новотного в чешской и В. Златарского в болгарской 
историографии. 
     В последующий период эта вошедшая и в обобщающие труды гипотеза получила широкое распространение в научной литературе. В настоящее время ее придерживаются ряд чехословацких историков (И. Мацурек, ф. Гейл и др.), в ее поддержку высказался такой 
видный представитель югославской историографии, как Г. Острогорский, а также такие 
крупные представители современной западноевропейской науки, как Ф. Дворник и К. Босль2 Получила она положительную оценку и в советской исторической литературе.3 В наиболее разработанном варианте В. Златарского эти построения можно резюмировать следующим образом.4
     К началу 60-х годов I X в. Великоморавское государство, пытаясь объединить под своей властью соседние политические образования западных славян, вступило в острый 
конфликт с Восточнофранкским королевством. Стремясь парализовать угрозу со стороны восточнофранкских феодалов, Ростислав Моравский вступил в соглашение с противниками восточнофранкского короля Людовика Немецкого, прежде всего с его
сыном Карломаном, правившим в восточной марке.5 В этих условиях Людовик Немецкий 
нашел себе союзника против Ростислава в лице правителя Болгарии Бориса. Как 
свидетельство заключения союза приводится запись Фульдских анналов под 863 г. о том, 
что Людовик Немецкий собрал войско, «как будто бы хотел с помощью болгар, приходящих 
с востока, укрртить Ростислава, князя моравских славян», а в действительности пошел на непокорного Карломана.6 Такой слух, маскирующий его истинные намерения, Людовик Немецкий мог распустить лишь в условиях, когда между Болгарией и Восточнофранкским королевством существовали дружеские отношения. Угроза совместного 
болгаро-франкского выступления привела к тому, что Ростислав не решился оказать помощь Карломану и Людовик Немецкий смог подчинить себе непокорного сына. Дополнительные сведения о характере отношений между Болгарией и Восточнофранкским королевством 
дают два латинских источника следующего, 864 г. Это - сообщение Вертинских анналов, 
что Людовик Немецкий направлялся на встречу с болгарским каганом, «который обещал 
стать христианином»,7 и письмо папы Николая I от мая 864 г. констанцскому епископу 
Соломону, где говорилось со слов епископа о намерении Людовика Немецкого 
отправиться в Тулльн. чтобы «утвердить мир с королем болгар», а в другом месте - 
о намерении короля болгар принять христианскую веру и о том, что многие из болгар 
стали христианами.8
     Интерпретируя эти свидетельства, В. Златарский пришел к выводу, что еще при 
заключении болгаро-франкского союза Борис дал обещание принять христианство по
римскому обряду от немецкого духовенства, и в начале 864 г. болгаро-франкский союз еще действовал. Поскольку в письме папы Николая I упоминалось о том, что после встречи в 
Тулльне Людовик Немецкий был намерен идти войной против Ростислава Моравского, то 
из этого в свою очередь вытекало, что на встрече стороны должны были условиться 
о совместных действиях против Великой Моравии.
     Оказавшись перед лицом враждебной коалиции, Ростислав Моравский в конце 862 г. направил в Константинополь посольство, которое не только привезло императору проект мораво-византийского союза, направленного против Болгарии, но и информировало его 
о планах принятия Болгарией христианства по римскому обряду. Инициатива Ростислава 
вызвала вмешательство Византии, изменившее ход событий. Когда после поражения 
арабов 3 сентября 863 г. византийское правительство получило сйободу действий на 
Балканах, то в следующем, 864 г., оно принудило Бориса принять христианство из 
Византин и отказаться от планов союза против Моравии.
     Выдвинутый выше тезис о большой роли, которую сыграло моравское посольство 
в развитии политических взаимоотношений между государствами Центральной 
и Юго-Восточной Европы, был подкреплен анализом хронологических данных ЖК, ЖМ 
и Итальянской легенды, которые позволили бы определить и время выезда братьев 
в Моравию.
     Имеющиеся данные содержат две точных даты: 1) январь 861 г. - время открытия мощей 
св. Климента, когда Константин находился в Херсоне, готовясь к отъезду в Хазарию, 
и 2) конец декабря 867 г. - время прибытия солунских братьев в Рим (их пригласил в Рим 
папа Николай 1, скончавшийся 13 ноября 867 г., а принял уже новый папа Адриан, 
вступивший на престол 14 декабря того же года).
     На промежуток между этими двумя датами приходятся следующие события: поездка Константина к хазарам и возвращение в Константинополь, прибытие моравского 
посольства, отъезд братьев в Моравию и их деятельность в этой стране, отъезд из Моравии 
и пребывание при дворе паннонского князя  Коцела, путешествие из Паннонпи в Венецию 
и пребывание в этом городе, наконец, путешествие из Венеции в Рим. Произвести 
уточнения в рамках этого промежутка позволяют три свидетельства:
     1) свидетельство ЖК, X V, что братья пробыли в Моравии 40 месяцев (т, е. 3 года 
4 месяца), а затем выехали к Коцелу;
     2) свидетельство Итальянской легенды, V I I, что братья пробыли в Моравии четыре 
с половиной года («per annas I I I I et dimidium»), без упоминания о их пребывании у Коцела 
и в Венеции;
     3) свидетельство ЖМ, V, что братья ушли из Моравии «по прошествии трех лет», о пребывании у Коцела и в Венеции здесь не упоминается. Если между сроками ЖК и ЖМ 
нет значительного различия, то между ЖК и ЖМ, с одной стороны, и Итальянской 
легендой - с другой, налицо значительные расхождения (на год).
     При решении этого вопроса исследователи, связывающие моравское посольство с оформлением направленного против Болгарии мораво-византийского союза, исходят 
из того, что предпочтение должно быть отдано данным Итальянской легенды; поскольку 
в славянских текстах цифровые обозначения могли быть искажены при переписывании глаголических оригиналов кириллицей: цифровое значение буквы «г» в глаголице - 4, 
а в кириллице - 3. Принимая, что в Итальянской легенде 4,5 года относятся ко всему 
путешествию братьев от прибытия в Моравию до прибытия в Рим (пребывание братьев в Венеции и у Коцела источник особо не выделяет, а о путешествии в Рим сказано, что оно 
заняло «несколько дней»), получаем, что Константин и Мефодий прибыли в Моравию
во второй половине июня 863 г.
     Поскольку путешествие должно, было занять несколько месяцев, то в свою очередь устанавливается, что выехали в Моравию братья весной 863 г., зима 862/3 гг. ушла, 
вероятно, на подготовку к экспедиции, а моравское посольство прибыло еще раньше - 
во второй половине 862 г.
     Установление такой хронологии событий позволяет не только подкрепить тезис о политическом характере моравского посольства, но и определить обратный путь его 
следования. Поскольку путь через Болгарию был в этих условиях исключен, то оставалась 
лишь одна дорога из Византии в Моравию - через византийские земли по старой Via Egnatia 
на Диррахиум (Драч), оттуда морем на кораблях в Венецию, в первой половине I X в. находившуюся под покровительством Византии, а затем через земли Карломана, союзника Ростислава в борьбе с Людовиком Немецким.9
     Изложенная здесь гипотеза не получила общего признания именно в той ее части, 
которая нас наиболее интересует. Возражение вызвал именно тезис о большой политической роли моравского посольства. Критики этого тезиса (А. Брюкнер, 3. Р, Диттрих, 
В. Вавжинек, Г. Ловмяньский) отмечали прежде всего, что имеющиеся источники ничего 
не сообщают о каких-либо политических целях моравского посольства. Указывалось также, 
что для большей части I X в. источники не сохранили сведений о каких-либо конфликтах 
между Великоморавским государством и Болгарией и, следовательно, о каких-либо 
серьезных противоречиях между этими двумя державами нет оснований говорить. 
Тем самым маловероятно, чтобы болгарско-франкское сближение 863-864 гг. было 
направлено против Моравии и могло представлять для нее серьезную угрозу.
     Вместе с тем начиная с 30-х годов X X в. стали выдвигаться возражения и против общей хронологии событий, как она была окончательно определена В. Златарским,
     Так, греческий исследователь М. Ласкарис, отмечая, что наиболее компетентные 
греческие авторы - Симеон Логофет и Генесий - рассматривают крещение болгар как непосредственное следствие поражения арабов, высказал мнение, что болгарские послы 
явились в Константинополь с обещанием Бориса креститься еще в конце 863 г. (а не 
в 864 г., как считал В. 3латарский).10 Показания латинских источников он не затрагивал. Проанализировать их заново попытался, развивая догадки М. Ласкариса, болгарский исследователь П. X. Петров. По его мнению, и запись Вертинских анналов, и письмо папы Николая 1 говорят в действительности о событиях не 864, а 863 г., когда до выступления Византии франко-болгарский союз еще функционировал и имел место конфликт Людовика Немецкого с Карломаном и Ростиславом.11
     К сожалению, П. X. Петров почему-то не принял во внимание того обстоятельства, что 
эти латинские источники еще не говорят о какой-либо войне Людовика с Ростиславом, 
и оставил вне рассмотрения запись Фульдских анналов, датирующую поход Людовика 
Немецкого на Великую Моравию августом 864 г.12 Между тем это свидетельство является 
очень сильным подтверждением отнесения проектируемой встречи в
Тулльне, после которой Людовик Немецкий должен был идти на Ростислава, именно 
к первой половине 864 г. Тем самым передатировку П. X. Петрова никак нельзя признать правильной.13
     В последнее время с серьезным возражением против описанной выше схемы развития событий выступил польский исследователь Т. Василевский.14 Он дал как новое прочтение источников о болгаро-франкских отношениях в 864 г., так и более точную датировку 
греческих источников, сообщавших о появлении в Константинополе болгарского 
посольства с обещанием креститься.
     При анализе первой группы источников было обращено внимание на термин «hostiliter» 
в записи Вертинских анналов под 864 г. о намерениях Людовика Немецкого идти навстречу болгарскому правителю. Отклоняя искусственные интерпретации, дававшиеся этому 
термину его предшественниками, Т. Василевский, следуя за Хергенретером, принял 
общепринятое значение этого термина - «враждебно», т. е. Людовик направился навстречу болгарскому правителю с враждебными намерениями.

15 Отсюда следовало, что уже 
в 864 г. болгаро-франкский союз расстроился. В свете этого свидетельство письма папы 
Николая I того же, 864 г. о стараниях Людовика Немецкого «pacern cum rege Vulgarorum 
confinmare» интерпретируется как попытка восстановить нарушенный мир между 
государствами накануне подготовленного им похода на Моравию.
     Из сопоставления первой части известия Вертинских анналов о вражде Людовика 
и Бориса со второй, где говорится об обещании болгарского «кагана» стать христианином, естественно, вытекал вывод, что именно это обещание привело к разрыву союза и что оно 
было дано не Людовику Немецкому, а византийскому императору. Из этого следовало 
в свою очередь, что такое обещание было дано где-то на рубеже 863-864 гг.
     Этот вывод был подкреплен исследованием хронологии таких греческих источников, 
как Житие патриарха Игнатия и Хроника псевдо-Генесия, где о прибытии болгарского 
посольства в Константинополь говорится сразу после сообщения о землетрясении в Константинополе (август 863 г. - Житие) или сразу после сообщения о победе византийских войск над эмиром Мелитены Омаром (3 сентября 863 г. - псевдо-Генесий).
Т. Василевский также добавил к этому свидетельство Аламанских анналов под 863 г. - 
«Gens Hunnorum christianitatis numen agressa est»,16 доказывая, что данное известие может 
относиться лишь к болгарам.
     Ревизия старых взглядов на время крещения болгар сама по себе не вела к пересмотру 
старых взглядов на значение моравского посольства. Поскольку принималось, что моравское посольство прибыло в Константинополь в 862 г., а солунские братья прибыли в Моравию 
весной 863 г., то единственное изменение в интересующем нас вопросе заключалось бы 
в том, что реакция Византии на сообщение моравских послов оказалась гораздо более оперативной, чем предполагалось ранее.
     Однако пересмотр традиционной конструкции международных отношений совпал 
по времени с попыткой пересмотра хронологических данных ЖК и ЖМ о моравской 
миссии. Чехословацкий исследователь И. Цыбулька, развивая догадки ряда исследователей, начиная с Ф. Хюбла, предложил при решении вопроса о хронологии моравской миссии 
отдать предпочтение данным ЖК и ЖМ, а не Итальянской легенды. Исследователь 
исходил из того, что Итальянская легенда - памятник, зависящий от славянского 
источника и дошедший до нас только в обработке начала X I I в. Если учесть, что 
количество лет, проведенных Константином и Мефодием в Моравии, обозначено 
в латинском тексте простыми вертикальными черточками, то ясно, что достаточно было 
лишь небольшой писарской ошибки, чтобы из annos I I I (3) получилось annos I I I I (4). Такое объяснение более вероятно, чем двукратное искажение даты, записанной в разной форме 
в ЖК и ЖМ. Установив, что в Моравии братья пробыли 3,5 года, И. Цыбулька приступил 
к примерному определению возможной длительности других отрезков путешествия пути 
из Константинополя в Моравию, пребывания братьев у князя Коцела в Паннонии 
и Венеции.
     При определении времени пребывания братьев в Паннонии И. Цыбулька (вслед за 
Ф. Гривцем) опирался на сообщение известного меморандума баварских епископов 
(Conversio), где указывалось, что за время 75-летнего управления Паннонией со стороны зальцбургского клира «ни один священник, пришедший откуда-либо, не отважился 
бы исполнять свою должность более чем три месяца» без санкции зальцбургского 
архиепископа.17 Поскольку зальцбургекий архиепископ был противником солунских 
братьев и не дал бы согласия на их деятельность в Паннонии, И. Цыбулька заключал, 
что их пребывание у Коцела было весьма непродолжительным. Принимая затем, что 
в Венеции братья пробыли, вероятно, около месяца, а путешествие из Константинополя 
в Моравию заняло, вероятно, около 6 недель, И. Цыбулька пришел к выводу, что моравское посольство прибыло в Константинополь лишь в 863 г., а братья прибыли в Моравию лишь весной 864 т.18
     Сопоставив результаты изысканий Цыбульки с собственными наблюдениями, 
Т. Василевский пришел к выводам о характере моравской миссии, резко отличным от существовавших ранее. Моравское посольство было направлено в Константинополь после разрыва болгаро-франкского союза и сближения Бориса Болгарского с Византией. 
Следовательно, моравское посольство вовсе не было актом, враждебным по отношению 
к Болгарии. Отсюда, естественно, вытекало допущение, что и моравское посольство, 
а затем и солунские братья следовали через болгарские земли,19 - вероятнее всего, путем 
от Солуни на Белград, который упоминает Константин Багрянородный в своем труде 
«Об управлении империей».20
     В свете этой гипотезы получили бы объяснение полулегендарные сообщения 
о крещении Константином славян-язычников на р. Брегальнице, левом притоке Вардара, 
которые читаются в Успении Кирилла.21 После обещания Бориса креститься в Болгарию, несомненно, довольно скоро было направлено греческое духовенство, начавшее проповедь христианства среди языческого населения Первого Болгарского царства.22 Константин и Мефодий, направляясь в Моравию, могли принять участие в этой деятельности.
     Т. Василевский оставил нерешенным вопрос, какова в обрисованной им ситуации 
могла быть политическая цель моравского посольства. Нетрудно, однако, дать ответ 
на этот вопрос: если речь не шла о союзе Моравии и Византии против Болгарин, а союз 
с Византией против Восточнофранкского королевства ничего не мог дать реально Великой Моравии в чисто политическом плане, то остается лишь одно, - устанавливая контакты 
с Константинополем, Ростислав рассчитывал достичь сближения с ее новым союзником Болгарией. В этом случае следовало бы констатировать, что моравское посольство не 
достигло своей цели. Когда в августе 864 г. начался большой поход Людовика Немецкого 
на Ростислава, моравский правитель оказался без союзников и после упорного 
сопротивления вынужден был принести «присягу верности» франкскому правителю.23
     Таковы две основные гипотезы, существующие в настоящее время в науке о характере мораво-византийских политических контактов в начале 60-х годов I X в.
     Из предшествующего изложения ясно видно, что принятие одной из этих гипотез 
решающим образом зависит от истолкования хронологических данных, заключенных 
в древнейших памятниках кирилло-мефодиевского цикла. Между тем оба предложенных 
варианта истолкования представляются одинаково возможными и не имеется решающих 
доводов, которые позволили бы предпочесть один из них.
     В таких условиях возможно лишь предположительное решение вопроса, основанное 
на наблюдениях над общим характером византийско-моравских политических контактов 
в I X в. и на единственном бесспорном факте, известном нам о моравском посольстве:
просьбе Ростислава Моравского прислать ему епископа из Константинополя,
     Разумеется, сам факт сношений между Византией и Великой Моравией сомнению не подлежит: в памятниках кирилло-мефодиезского цикла упоминаются не только посольство Ростислава в Константинополь и ответная поездка солунских братьев, но и путешествие 
Мефодия в Константинополь в начале 80-х годов IX в. (ЖМ, X I I I), а в труде Константина Багрянородного «О церемониях» упоминается, какие послания следует направлять 
«архонтам Моравии».24 Однако обращает на себя внимание то, что в другом труде 
византийского императора Х в. «Об управлении империей», представляющем собой 
сгусток накопленной византийским правительством информации о соседних странах 
и народах, по существу, не содержится почти никаких сведений о Великой Моравии, а сама страна обозначена как «некрещеная».
     Другой, давно отмеченный исследователями факт - полное молчание византийских исторических трудов и других современных источников (например, писем патриарха 
Фотия) о каких-либо сношениях Империи с Моравией.
     Наконец, третий факт - очень сдержанное отношение византийского правительства 
к предложениям Ростислава Моравского, так как вместо епископа были высланы два 
монаха, один из которых даже не был священником. Такая сдержанность была возможна 
именно по отношению к малоизвестной стране, где была необходима разведка о состоянии 
дел, прежде чем принять важное решение.
     Все эти факты свидетельствуют о том, что сферы интересов Византии и Великой 
Моравии почти не соприкасались и обе стороны, по существу, мало что знали друг о друге. 
     В этих условиях лишь какая-то резкая смена ситуации в интересующем нас ареале 
Европы могла побудить Ростислава Моравского к решению просить епископа из Константинополя.
     Такая просьба означала попытку включить Великую Моравию в систему церковной организации константинопольского патриархата. На успех же этой попытки можно было 
бы рассчитывать лишь в том случае, если бы для новой епископии была обеспечена 
возможность постоянных контактов с Константинополем, т. е., иными словами, если бы 
ее территория непосредственно граничила с другими землями, признающими верховную 
власть константинопольского патриарха.
     Такое положение могло возникнуть лишь после того, как Борис Болгарский дал 
византийскому императору обещание креститься, в Болгарию направилось для проповеди христианства греческое духовенство и возникла перспектива вклю чения соседа Великой Моравии - Болгарии - в церковную организацию константинопольского патриархата. Представляется, что лишь после этого Ростислав мог решиться на посылку посольства в Константинополь, а византийское правительство нашло нужным, хотя бы частично, 
пойти навстречу его просьбе.
____________________________

     1 Рассказ о посольстве читается в X I V главе ЖК (Magnae Moraviae fontes historici (далее: 
MMFH). Brno, 1967, I I. S. 98- 101), V главе ЖМ (MMFH, I I. S. 143-145) и в V I I главе Итальянской легенды (MMFH, I I. S. 127-129).
     2 См. обзоры литературы вопроса в след. работах: Dittrich Z.R. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962. P. 97-98; owmiaski H. Pooztki Polski. Warszawa, 1970. Т. I V. S. 362; 
Wasilewski Т. Bizancjum i sowianie w I X wieku. Warszawa, 1972. S. 120-122.
     3 История Чехословакии. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 1. С. 15; История Византии. 
Т. I I. С. 198.
     4 Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 1971. 
Т. 1. Ч. 2 (1-е изд. - в 1927 г.). С. 40-57.
     5 См. свидетельства Вертинских анналов под 861 и 862 г. (MMFH, Brno, 1966, 
I. S. 73-74).
     6 Ibid, S. 97.
     7 Латински извори за Българската история. София, 1960. Т. I I. С. 287.
     8 MMFH, Brno, 1969, I I I. S. 146-147.
     9 Наиболее подробное и аргументированное обоснование предложенной хронологии 
событий см.: Tkadlik V. Datum prichodu slovanskch apotol na Moravu. - Slavia, 1969. № 4.
     10 Vaillant A., Laskarls M. La date de la conversion des bulgares. - Revue des etudes slaves, 1933. 
Т. 13. P. 13.
     11 Петров П. Хр. За годината на налагане християнството в България. - Изв. на Ин-та на българската история, София, 1964. Т. 14-15. С. 578-581.
     12 MMFH, I. S. 98.
     13 П. X. Петров попытался уточнить традиционные построения и в другом отношении. 
Отнеся к началу 60-х годов недатированные сообщения Константина Багрянородного 
о войнах Бориса Болгарского, он доказывал, что Первое Болгарское царство стало в это 
время объектом нападения со стороны целой коалиции государств во главе с Византией 
(Petrov P. La politique etrangere de la Bulgarie au milieu du IX siecle et la conversion des bulgares. - Byzantino-Bulgarica, София, 1966, I I). Однако его аргументы не получили признания 
в литературе. См., например, критические замечания Т. Василевского (Wasilewski Т.
Bizancjum i sowianie... S. 193).
     14 Wasileuiski Т. Bizancjum i sowianie... S. 122-131.
     15 С таким переводом текста согласился в последнее время и Ф. Дворник. Пытаясь 
согласовать эти данные с традиционной гипотезой, Ф. Дворник предположил, что Борис 
не исполнил данного Людовику Немецкому обещания креститься и тот силой хотел 
принудить болгарского правителя исполнить свое обещание (см.: Dvornik F. Byzantsk misie 
u slovan. Praha, 1970. S. 116).
     16 Monuinenta Germaniae Historicae: Scriptores. Hannoverae, 1827. Т. I. P. 50.
     17 MMFH, I I I. S. 322.
     18 Cм.: Cibulka J. Der Zeitpunkt der Ankunft der Brder Konstantin-Cyrillus lind Methodius 
in Mliren. - Byzantinoslavica, 1965,26.
     19 Wasilewski Т. Bizancjum i sowianie... S, 131, 155.
     20 MMFH, I I I. S. 401.
     21 MMFH, I I. S. 247.
     22 О греческой миссии в Болгарии см.: Wasilewski Т. Bizancjum i sowianie... S. 147.
     23 Cм. Фульдские анналы под 864 г. (MMFH, I. S. 98).
     24 MMFH, I I I. S. 402-403. Возможно, однако, что здесь фигурируют правители сербской Моравы, поскольку они упоминаются в ряду правителей отдельных сербских земель.

_____________________________________________________________________________________________
п