.
ШАГ ДЕВЯТЫЙ

Урок 26. 
Редчайший дар (умение благодарить) 

     «Неужели только Зло обучает», - спрашивали Учителя-суфия ученики, и те, что помоложе, 
и те, что постарше, - «а Добро только нянчит, исцеляет, залечивает, исправляет ошибки?» «Наивные», - отвечал дряхлеющий Учитель, - «Зло обучает только Злу. Око - за око, зуб - за 
зуб, как аукнется - так и откликнется, не зная броду - не плюй в колодец... Ну, в общем, это 
другая пословица...»
     И, как всегда бывало в таких случаях, когда склероз помогал превратить суфия в 
дзэн-буддиста, а йога в прагматичного мага, Наставник вместо прямого ответа рассказывал очередную поучительную историю.1
     Однажды бедный брахман2.отправился в храм.3По дороге его толкнула повозка 4
купца,5 запряженная мулами, и бедняга упал в грязь. Собирая рассыпанные листы 
священных книг, брахман в сердцах сказал: «Ах, зачем я родился? Зачем терплю унижения 
от заплывшего жиром купца? Почему живу в бедности, почему люди не ценят мой труд? 
Ведь я переписываю страницу за страницей собрания священных книг! Куда смотрит 
Всевышний, почему каждой твари позволено меня обидеть? И так всегда!»
     Сел бедняга на обочине и заплакал. И вдруг слышит, зовет его кто-то по имени. 
Оглянулся вокруг, нет никого, только шакал, приподняв лапу, стоит перед ним. «Это я. 
Шакал, звал тебя», - тихо сказал он, глядя на брахмана, - «Зачем так горько сетуешь на 
судьбу свою? Ведь ты человек и у тебя есть руки, а у меня только лапы и я много дней не 
могу вынуть занозу и терплю боль и мучения. Но мало того, что ты имеешь руки, но ты 
еще и человек особенный, ты думаешь о святом, переписывая книги.6 А я, Шакал, прячась 
и пригибаясь к земле, с трудом нахожу себе пропитание. Страх, словно тень преследует 
меня с каждым новым днем моей жизни». 
     И понял брахман, что само божество7 говорило с ним устами шакала. 
     Поднялся жрец, расправил плечи, поднял взгляд к небу, вздохнул полной грудью и 
пошел по своему Пути, ибо с этого момента он узнал истинную цену своей жизни.8
     Притихшие слушатели школы воскресной мудрости ждали, что Учитель то ли 
растрогается совсем и смахнет слезу загоревшими в странствиях пальцами, то ли начнет фронтальный опрос на тему: «Кто чо понял». И ответы еще более запутают нити 
интуитивного понимания. И, в конце концов, на все свои вопросы старик ответит сам. 
Но на удивление все произошло иначе. Внезапно, самый младший из учеников-суфиев плаксивым, срывающимся голосом спросил: «А как обучаться у Добра и Зла одновременно? Какими качествами должен обладать ученик Школы Жизни?» Мы не знаем, что ответил 
старый суфий9 своим ученикам, да и так ли это важно, ведь наш инструмент познания - 
это современная практическая психология и, прежде всего, техники начального Ребефинга. 
И прежде всего нам полезно знать некоторую статистику: объем знаний, полезных для 
жизни, которые человек получает в школе (начальное образование), составляет около 3%, 
чтение книг и просмотр видеофильмов - 8%, а 17%, иногда до 20%, - при общении с 
другими людьми, то есть непосредственно живой опыт (его энергоэмоциональное клише). 
Ну а остальные 52% каждый получает из материала собственной жизни,10 то есть то, что называется у психологов - «осознавая свой выбор»
     Можно усилить эффект жизненных уроков с помощью ключевого слова «спасибо». Произносить его нужно перед началом общения в полголоса или про себя, и оно будет 
означать
следующее. С этого момента я буду активно, с радостью принимать все, что 
посылает жизнь мне в обучение. Все негативное, стрессовое только помогает узнать себя 
лучше, дает возможность испытать свои человеческие качества, найти лучший путь к преодолению недостатков. 
     Да, в этом и заключается смысл шутливого лозунга 70-х «С йогой по жизни!» 
     Умение благодарить и благодарно принимать ситуацию жизненного опыта, находить 
в нем смысл, пользу и силу для дальнейших шагов, превращает человека, зависимого от обстоятельств, в Мастера в школе реальной жизни. О таких говорят: «Будущее помогает 
им». 
..

ПРАКТИКУМ К УРОКУ 26 
«Бесценный дар»

     1. Занятие будет проходить вне того помещения, где вы обычно занимаетесь.
     2. Выберите маршрут, связанный с достаточно интенсивным общением (это может быть 
раунд переговоров с деловым партнером, поход за покупками иличто-то выбранное по 
вашему усмотрению).
     3. Будет хорошо, если некоторое расстояние вы пройдете пешком, ускоренным шагом, 
с мягким связным дыханием, желательно второго класса. Но пусть дыхательное упражнение займет не более 10 минут.
     4. Постарайтесь прослушать в разных интонациях, как для вас звучит Мантра «спасибо». 
Пусть ее смысл будет не «спасибо, нет», а «спасибо, да», т.е. «я принимаю твой урок» или 
«я принимаю то главное, чему ты пытаешься меня научить».
     5. Отстроив свое отношение к Принятию, подышите несколько минут дыханием 
четвертого класса.
     6. Перед тем, как начать общаться, произнесите несколько раз про себя слово «спасибо». Сохраняйте мягкое дыхание, не останавливайте опыт, будьте внимательны, запоминайте 
детали, будьте вовлечены в происходящее.
     7. Вслух поблагодарите собеседника, выйдите из общения.
     8. Дома оформите записи в дневнике, отвечая на вопросы: «Чему новому обучала меня 
эта ситуация?», «Какие человеческие качества проверяли во мне во время общения?» и 
«Что я могу изменить в себе и в отношениях с людьми, занимаясь этой техникой?»
     9. Вернитесь к практике благодарения через 7-9 дней. Отметьте, что изменилось в вас 
и в обстоятельствах вашей жизни.

.
________________________
  1 Ну вот, это похоже на отрывок из автобиографического романа. (Прим. Ред.).
  2 В нашем понимании это все равно, что интеллигент, служащий в гуманитарной сфере, и полностью 
зависящий от госбюджета. (Прим. Ред.)
  3 К месту своей работы, например, так же. как учитель в школу. (Прим. Ред.)
  4 «Мерседес» или другой автомобиль престижной марки. (Прим. Ред.)
  5 Купец и есть купец, во все времена (Прим. Ред.) 
  6 Я думаю, что в наше время он работал бы на компьютере. (Прим. Ред.).
  7 Судя по поведению и умению убеждать, это был Вишну. (Прим. Ред.)
  8 А я бы сказал так. он узнал разницу между человеком и шакалом. (Ред.)
  9 По-моему, нужно было вначале объяснить, что суфии - это последователи индуизма в 
исламе. Где-то так. (Ред.) 
10 Ну да, а если человек не умеет читать, тогда он получает все 70% мудрости в своей многотрудной 
жизни? (Прим. Ред.)
<...................>
_____________________________________________________________________________________________
п