Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.

Вступление

Книга принадлежит крупному американскому психологу и психиатру, профессору Иельского университета Роберту Джею Лифтону и представляет собой первый серьёзный опыт исследования лиц, перенесших атомную бомбардировку Хиросимы, предпринятый на уровне современной психологии.

Автор проживший несколько лет в Японии, в начале 1960-х годов был занят изучением психологических особенностей японской молодежи, в частности, участников антивоенного студенческого движения. При этом он был поражен тем, какую большую роль играют в их жизни часто неосознанные образы войны и атомной бомбардировки, хотя подавляющая часть молодежи и не испытала этого лично. В то же время выяснилось, что за 17 лет, прошедших после гибели Хиросимы, не было серьёзных  попыток выявления ее психологических последствий[1]. В имевшихся работах содержались главным образом технико-статистические или чисто медицинские сведения, например, о воздействия на организм атомной радиации. С другой стороны, было напи­сано немало книг, полных чисто человеческой симпатии к жертвам атомной бомбы, но эт симпатия, казалось, почти лишала авторов возможности высказать суждения на про­фессиональном уровне и не затрагивала порожденный катастрофой психологический комплекс во всей его сложности. Было очевидным, что исследования такого рода сами натал­киваются на серьезный эмоциональный барьер.

Работе в Хиросиме автор посвятил около шести меся­цев (в 1962 г.). В основу был положен систематический опрос двух групп населения. В первую группу включался каждый пятисотый из списка лиц, переживших атомную бом­бардировку (яп. «хибакуся»), число которых составляло в это время в городе 90 тыс. человек. Вторая группа сос­тояла из специально отобранных лиц из числа ученых, пи­сателей, врачей и политических деятелей, причем вскоре выяснилось, что психологические реакции обеих, групп были тождественны.

Беседы велись на японском языке в присутствии ас­систента-японца и записывались на магнитофонную ленту, с которой затем перепечатывался японский текст и давал­ся его английский перевод. Во время интервью частично применялись полуаналитические методы – так, использовал­ся метод свободных ассоциаций и поощрялись спонтанные вы­ражения чувств и мыслей.

Разработанная программа вопросов была направлена на выявление основных трех тем: восстановление первона­чального опыта катастрофы и связанных с ним воспомина­ний; долгосрочное воздействие травмы на психическое состояние и поведение; борьба выжившего за преодоление травматического опыта. При этом следовало учитывать неизбежность искажений и вторичных разработок, а также выявить общий, характер и направление этих искажений, что в ходе работы выделалось в отдельную задачу. Это дополнялось анализом собственных реакций автора, особенно сильных во время первых опросов. Подученные данные сопоставлялись с материалами о психологических реакциях во время природных катастроф (таких, как торнадо и земле­трясений).

Успех работы во многом определился тем, что автор смог преодолеть первоначальное недоверие испытуемых и японских коллег, внушив им, что проводимое исследование «могло бы способствовать как достижению контроля над атомным оружием, так и общему росту наших знаний о че­ловеке» (с.8). Это поставило автора в лучшее положение по сравнению с другими американцами, на которых смотре­ли просто как на сборщиков военной информации для амери­канских властей.

Наряду с этим автор рассматривает данную работу как вклад в разработку еще более обширной темы, посвя­щенной «комплексу выживания» и выявлению его роли в истории[2]. В теоретическом плане данный труд должен служить опытом конкретного применения выдвинутой Э. Эриксоном и Р. Лифтоном «психоисторгческой модели» исторического процесса.

Если при этом работы Эриксона посвящены преимущест­венно изучению роли личности в истории (его книги о Лютере 1958 г. и о Ганди 1969 г.), то Лифтон главное вни­мание уделяет выявлению скрытых массовых тенденций, под­лежащих эмпирическому изучению психологическими методами.

Этот подход был уже применен автором в его работе об общих психологических особенностях у лиц, прошедших процедуру «промывки мозгов» в Китае[3]. Подобный опыт травматического характера, по выводам Лифтона, способен, хотя часто и неосознанно, определять жизненные установ­ки и дальнейшее поведение индивида, а также вести и к переосмысливанию им прошлого.

Поскольку опыт такого рода, включенный в обширный «комплекс выживания», охватывает огромный контингент лиц, испытавших последствия войн, политических преследований, а отчасти и природных катастроф, и способен рас­пространяться не только на их прямых участников, то здесь открываются возможности для выявления скрытых исторических тенденций в момент их зарождения, на «молекулярном» или индивидуально-психологической уровне[4].

Работа Лифтоиа получила высокую оценку как в США, так и в Японии. В многочисленных отзывах отмечалось раскрытие автором почти неизвестного психологического аспекта атомного оружия,  его общий вклад в область психологии и социологии массовых бедствий[5]. В 1969 г. книга получила премию американской Национальной ввода­ми наук как лучшее научное сочинение года.

>

____________________________________________________________________________________

 

п