. Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.
=========

6. Отравленность существования и «ложная оценка»

 

Идентификация с агрессором – один из источников той подозрительности, даже враждебности к лицам, оказывающим первую помощь после катастроф, которая уже отмечалась и ранее. Вообще всякое предложение помощи и внимание извне способны обострить, у потерпевшего внутреннюю травму, подчеркивают его неполноценность. О широком распростра­нении реакций такого рода говорят не только наблюдения в больницах («мы здесь для врачей подопытные кролики»), но, как пишет автор, и двойственное и подозрительное отношение к американской помощи, особенно в бывших колониальных и «слаборазвитых» странах.

Не будучи в состоянии вырваться из ситуации катастрофы, переживший продолжает внутренне разделять людей на мучителей и мучеников. Среди «хибакуся» часто отмечается особая ревность друг к другу, причем каждый утверждает свое право претендовать на звание подлинного мученика.

Родители Садако Сасаки – «Анны Франк Хиросимы», девочки, погибшей от лейкемии, – вынуждены были даже покинуть город из-за враждебной кампании в связи с особым «счастьем», будто выпавшим им на долю после того, как они стали предметом внимания газет и журналистов всей Японии.

Та же ревность и подозрительность распространяется и на другие «виктимизированные группы». Некоторые экстремисты среди негритянских деятелей в США заявляют о своей ненависти ко всем белым и не желают принимать даже жертв с их стороны. Так, негритянский актер Лерой Джонс обвинил в «обмане» и «подлоге» двух убитых на Юге белых борцов за гражданские права [15]. Другой негритянский лидер заявил, что ему «надоело слушать болтовню» о шести миллионах евреев, убитых нацистами, так как все это ничего не стоит по сравнению с теми жертвами, какие понесли африканцы в Конго.

<.........................................>

_____________________________________________________________________________________

 

п