. Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.
=========

7. Паранойя выживания

 

Следующий шагом по пути развития тех же реакций оказывается «паранойя выживания» (термин автора), при которой выживший развивает психотический механизм проекции, направленной против внешних «врагов». В ко­нечном счете это – отчаянное магическое средство ут­вердить свою жизненную силу преодолением страха смерти и психического омертвения.

В целом паранойю можно считать все же более высо­кой формой адаптации в условиях катастрофы, нежели шизо­френию. В Хиросиме близкие к параноидным реакции в ря­да случаев могли служить средством защиты от одержимос­ти страхом смерти или тяжелых форм психического омерт­вения.

В современной психиатрии уже отмечалась связь па­раноидных реакций с предшествующей им «виктимизацией». Существенна внутренняя связь паранойи с депрессией, а через нее – вновь с темой оплакивания. Агрессивные импульсы, которые параноик проецирует вовне, в состоянии депрессии замыкаются на собственном «Я».

Склонности к самоубийству в состояний депрессии отвечают убийства или фантазии о них при паранойе. Опасности смерти от истощения при тяжелой депрессии и отказ от пищи даже при слабых ее формах исходит из то­го же представления о «ложной опеке» или «отравленной помощи».

Отмечено, что при острых реакциях горя легко воз­никает ненависть к определенным лицам (зародыш ее во враждебных чувствах, которые обычно испытывает плакальщик к окружающим за их равнодушие). «Нарушенное оплакивание» само способно проложить путь к паранойе. Автор ссылается на случай, описанный Р. Куном и ставший уже классическим в экзистенциальной психиатрии, на кото­ром показывается, как неизжитое прежнее горе может вес­ти к убийству[16], причем та же мысль уже высказывалась Р. М. Рильке в одной из его поэм.

К тому же кругу относится нередкая фантазия пара­ноика о том, что он остался единственным живым челове­ком на земле, что, впрочем, замечает автор, было в Хиро­симе не так уже далеко от истины.

В редких случаях опыт «прохождения через смерть» способен усилить чувство собственной неуязвимости. Вы­живший начинает гордиться своим «знанием», недоступным для прочих людей (гибрис[17] выживания). В таких случаях (например, среди активистов движения за мир) «хибакуся» окружают себя ореолом духовной элиты, «познавшей смерть» и вернувшейся, чтобы научить других людей властвовать над ней. При этом переживший как бы стано­вится персонажем универсального мифа о герое, победившем смерть, прошедшем через ряд испытаний и возвратившийся к народу, чтобы стать его избавителем[18].

Это чувство своей исключительности и отличия от прочих людей, однако, неустойчиво, ибо вместе с тем переживший чувствует себя и «неприкасаемым», носителем смерти (что усиливается еще страхом перед атомной радиацией).

Автор отмечает и сложности в отношениях между «хибакуся» и «буракуминами», японской кастой неприкасаемых. Хотя атомная бомба смела кварталы «буракуминов» в Хироси­ме, одни из самых крупных в Японии, после войны они воз­родились вновь. Это дало повод одному японскому автору заметить, что «даже атомная бомба была не в силах взор­вать стену дискриминации». С точки зрения общей психоло­гии виктнмизации в этом выражается потребность иметь рядом с собой вторую виктимизированную группу.

Нередко появляется особое состояние «эачарованности смертью» (death spell), навязчивое влечение к обра­зам гибели и разрушения, некоторые из источников которо­го были уже отмечены. В известном смысле каждое известив о смерти другого есть подтверждение собственного приори­тета выживания. О широком распространении такого типа реакций говорит жадный интерес к известиям о всякого рода катастрофах и то особое внимание, которое привлекают к себе некрологи и траурные объявления в газетах. В крайних случаях стремление утвердить свое «вечное выживание» может обратиться у параноидного лидера в постоянные поиски и убийства «врагов», как способ преодоления собственного страха смерти[19].

«Бушидо» – японский кодекс феодальной морали – прямо осуждает чувства «приоритета выживания», которые может испытывать вассал после смерти своего сеньора. Для преодоления их была даже введена практика ритуаль­ного самоубийства как последнего акта преданности умер­шему господину (самый известный пример – самоубийство генерала Ноги и его жены после смерти императора Мэйдзи).

<.........................................>

_________________________________________________________________________________

 

п