. Реферат Д. Н. Ляликова

на тему Р. Лифтон,

«Пережившие Хиросиму»

=========
R. Lifton
Death in life. Survivore of Hiroshima.

New York, 1967. 594 p.
=========
11. Дефектные формулировки

 

Любой опыт выживания (тяжелые личные потери, катастрофы и, в непрямой форме, – психические болезни) можно назвать «путешествием на край ночи». Последующее преодоление этого опыта есть, таким образом, попытка найти обратный путь к миру живых. На этом пути выжившего ждут многие препятствия и западни, ведущие к «дефектным формулировкам» (impaired formulation) его опыта.

Так, способность к прямому выражению гнева и ненависти сама по себе облегчает этот процесс (что наблюда­лось у отдельных активистов антивоенного движения). Од­нако только ненависть становится фиксированной на опреде­ленном объекте и стиль протестов обращается в стереотип, становится препятствием для овладения пережитым. С одной стороны, растет чувство подлинности, отравленности су­ществования, с другой – возникает «подпольная тема Хиро­симы» – желание «сжечь весь мир» (как говорит П. Равич, «обеспечить себе вечное алиби»[24].

Нередко бывает, что выживший направляет свой гнев не против прямых  виновников, а против других лиц или групп, выступающих в виде «козлов отпущения» (scape-goating formulation). Правда, в Хиросиме этот процесс выражен нечетко – в связи с полной безличностью и космической силой бомбы, но его легко обнаружить в других «виктимизированных группах». 

Как показывает история эпидемий средневековья, в состояниях бедствия ненависть и страх очень легко переносятся на тех или иных случайных лиц, которые наделяются огромной смертоносной силой, выступая в роли агентов сатаны. Нацисты широко использовали данный механизм в условиях, сложившихся после первой мировой войны, объявив евреев виновниками поражения и «символи­ческой смерти Германии».

«Поиск» такого рода позволяет пережившему хоть на время перестать чувствовать себя жертвой, превратив в жертву другого, но в конечном счете это лишь усугуб­ляет его внутренние конфликты. Среди бывших узников на­цистских лагерей отмечалось сильное возмущение против католической церкви, лидеров еврейских организаций и союзных держав, не сделавших ничего для предотвращения массовых убийств. Оставляя в стороне вопрос об их дей­ствительной ответственности, автор отмечает, что поиск виновных при этом (как и в других случаях) легко превра­щался в погоню за «козлами отпущения»; и таким образом ненависть направлялась в первую очередь не против прямых виновников – нацистов.

Своеобразный поиск «внутренних козлов отпущения» можно обнаружить в движении средневековых флагеллянтов-самобичевателей в эпоху великих эпидемий. Непреодоленная «идентичность с мертвыми» способна вести в крайних случаях к формулировке, направленной на собственную смерть (death-welcoming formulation)[25], с чем, быть может, связана высокая смертность бывших заключенных вскоре после освобождения или, напротив, в самом начале их испытаний. Более прямым путем пошли пережившие Токийско-Иокогамское землетрясение 1923 г., которые бросились убивать всех встречных корейцев как виновников землетрясения – яркий образец того, как поиск козлов отпущения в условиях массового бедствия приобретает явные черты паранойи.

«Неизгладимый образ» катастрофы, «негатив» с которого хранится в бессознательном пережившего, способен насыщаться воспоминаниями и образами прошлых лдет, становясь выражением «дефективной формулировки». Так один японский профессор (Кейсуки Кайрадо) пишет через 19 лет о том внутреннем образе, который всегда стоит перед ним. «Блеск Внутреннего моря в летние дни и резкие шумы военного города… Эти образы моей юности застыли во мне, как будто навсегда зафиксированные атомной вспышкой… Это – я сам в молодые годы и в то же время – образ давно умершего ребенка, как бы запечатленного на мгновенном снимке…»

В этом можно видеть покровное воспоминание (screen memories), замещающее образ самой катастрофы. Однако отождествление себя с «фотографией умершего ребенка», с застывшим образом, есть свидетельство потери внутреннего чувства движения и непреодоленной идентификации с умершим. Свидетель пишет о взрыве, который «заставил все прошлое мгновенно застыть», и еще о том, что «не существует слов, которые утешили бы морскую свинку, не знающую – причин своей смерти». Таким образом, не наступает ника­кой перестройки, и образ катастрофы так и остается не­выразимым и несмываемым[26].

В этой связи воспринимается и тот «молитвенный экстасис», который окружает все детали встречи со смертью, а, главное, намечается понимание того механизма, посред­ством которого религиозные и политические движения возни­кают как формы выживания. В виде примеров автор приводит значение свидетелей смерти Иисуса для возникновения хрис­тианства и, с другой стороны, роль выживших участников «Великого похода» в китайской революции.

 

<.........................................>

___________________________________________________________________________________

 

п