.
МЕСЯЦ ПЕРВЫЙ
Тот, у которого короткая стрижка, протягивает
голубую бумажку.
-Всё верно! – говорю я.
Тот, у которого большие руки, склоняется над
моей мамой.
-Сам, – говорю я. -Сам!
Двое мужчин выжидающе замирают.
-Сам! – повторяю я.
-Что ж, если настаиваете... – говорят мужчины.
Поднимаю маму на руки и несу к распахнутой
двери, потому что мама до полусмерти пьяна
и кто-то из квартиры должен её вынести: или санитары, или я – больше
в этом мире некому.
Лампочка на лестничной площадке то гаснет,
то зажигается.
Не хочу глядеть на маму!
Гляжу... Белый лоб, белый нос, серо-голубые
щёки.
Не хочу глядеть, но...
Вижу: вместо глаз, две полоски сморщенной
кожицы.
Вижу: сегодня мама не причёсывалась.
-Помочь? – спрашивает сосед со второго этажа.
У него жиденькая бородка и мягкий голос. «С
работы меня вызывал он, – мелькает мысль.
-В прошлые разы вызывала женщина... »
-Обойдусь! – отвечаю я.
Лампочка снова гаснет, потом снова зажигается.
Внизу, возле машины «скорой помощи»,
ждут санитары.
* * *
В прошлые разы мама спускалась почти самостоятельно
– я лишь за локоть поддерживал.
«Мне жаль, сынок, мне жаль, что так...» – говорила она. «Лжёшь!» –
думал я, потому что знал: мама рано или поздно непременно «сломается»,
и вновь придут санитары...
Сегодня мама не в состоянии ни идти, ни лгать...
«Мама, солги!» – прошу я, но сегодня мама
не в состоянии даже слышать.
* * *
Из кузова «скорой помощи» тянутся две пары
рук.
Сегодня мама напилась до полусмерти, и я стою
на тротуаре, словно поруганная девица, которая повелась не с тем, с кем
следовало бы...
В конце улицы парень с саксофоном; саксофон
хохочет, просто разрывается от смеха.
«Конечно, – думаю я – родителей не выбирают...
Впрочем, у меня всего-навсего лишь
только мама, да и та – пьяная... Сейчас мою маму обмоют и уложат в
палату для
ненормальных...»
Замечаю аптекаря Ицикзона. Даже в такую жару,
как сегодня, он не расстаётся со своей
тёмно-серой шляпой.
-Бардак! – говорит он, комкая газету. В глазах
у старого члена партии Авода боль, оттого
что у власти партия Ликуд. -Когда это бывало, чтобы женщин насиловали
в таком
количестве, как теперь? Чуть ли не каждый час!.. А зги ужасные дорожные
происшествия?..
А страшная безработица?..
- Необходимо, чтобы вы снова вернулись к власти! – говорю я.
* * *
-Вот именно! – задумчиво-голубые глаза аптекаря
становятся решительно-серыми.
Пытаюсь представить себе будущее нашего государства: партия Ицикзона
у власти, женщин насилуют значительно реже, и вообще...
-Хорошо будет! – вырывается у меня.
Аптекарь наклоняется к моему уху и говорит:
-Вы обязаны вступить в нашу партию! Национальный,
так сказать, долг! Ведь ваша мама...
-Была как-то... Моя мама была в партии Авода...
Теперь она в лечебнице для душевнобольных...
Аптекарь отскакивает в сторону.
«К чёрту партии! – думаю я. -Жареной печёнки
бы!..»
* * *
Подхожу к старине «фиату»; он стоит возле обочины
дороги, изнывая от жары и от бесчисленных ссадин, доставшихся ему за долгие
годы службы.
Старина нем, и я, склонившись над ним, как
над обморочным, дую изо всех сил – пыль с ветрового стекла послушно разлетается
в стороны.
Включаю зажигание и мягко прижимаю педаль
газа. Чуть покашляв, бедняга трогается
с места; машина, которая побывала в руках четырёх хозяев и всё ещё
в состоянии кашлять, – достойна ордена. Тот, который был третьим, болел
чем-то таким, отчего сильно толстеют, и, когда его тело больше не умещалось
на сиденьях, продал машину мне.
«В магазин за печёнкой!» – приказываю я себе,
но тут же вспоминаю, что сейчас время обеденного перерыва...
Четко вижу себя умершим от истощения, но моей
смерти никто не замечает, пока в конце месяца в моей комнате не появляется
домовладелица г-жа Шварц.
-Надо же! – возмущается она. -Он, видите ли,
позволил себе взять да умереть!..
Лежу холодный и невозмутимый.
-Как так можно? – убивается г-жа Шварц. -Пролежать
в комнате целый месяц без оплаты!.. Честный человек так бы не...
«Ведьма!» – думаю я, но, так как мёртв, вслух
этого не произношу.
В мою хладную голову вдруг забирается мысль:
«Что, если бы живые знали, что думают
о них мёртвые!..»
Старина «фиат» останавливается и, заглушив
мотор, издаёт тяжёлый старческий выдох. «Благодарю
за службу!» – говорю я, прикрыв скрипнувшую дверцу.
* * *
Знать бы, о чём сейчас думает мама... Может,
сейчас она вовсе не думает... Скорее всего,
что вовсе не... И я не хочу... Поднимусь к себе в комнату на третьем
этаже и постараюсь
уснуть... На несколько суток кряду...
* * *
Г-жа Шварц утверждает, что отдельную комнату
сдала мне исключительно из уважения
к моей маме, но, когда она произносит «бедная Эстер», в этих словах
слышится такое разнообразие смысловых оттенков, что я просто теряюсь в
догадках.
До двери двадцать четыре ступеньки. Вбегаю
наверх. На двери листок с перекошенными буквами: «У меня Шопен – не входи!»
Вожу пальцами от первой буквы к последней,
потом снова от первой к последней, и
снова от первой...
«У меня Шопен – не входи!» – это писала мама.
«Наверно, – думаю я, – человеку ложь необходима
так же, как необходима правда!»
* * *
Спускаясь с мамой, забыл запереть дверь в свою
комнату, и теперь на моей кровати лежит голый Кучерявый. Обхватив арбуз
обеими руками, он чавкает, как кибуцная свинья.
-Не утомился? – спрашиваю.
Высвободив из-под арбуза руку и похлопывая
ею о край матраца. Кучерявый приглашает присесть рядом, но я не двигаюсь
с места, потому что близость волосатого тела мужчины, возможно, не противна
лишь женщинам...
-Ты бы приоделся, – говорю я. -Я пока подержу
арбузик.
-Фигу! – Кучерявый снова впивается в красную
мякоть и чавкает ещё громче.
Слежу за траекторией полёта семечек, которые
выстреливаются прямо на пол, а потом, когда моя комната принимает вид огорода,
засеянного белыми пуговичками, взрываюсь:
-Наглец, неуёмный обжора, тварь бессердечная!
-Чего тебе? – спрашивает Кучерявый и сыто
потягивается всем своим темно-голым великолепием.
-Кусочек арбуза, – говорю я.
Рот Кучерявого смыкается, словно раковина потревоженной улитки, его
рука протягивает мне то, что осталось от арбуза.
-Благодарю, – говорю я как можно нежнее, зная,
что Кучерявый нуждается в нежности, как глухонемой в радиопередаче.
-Вымогатель, – рычит он и натягивает на себя
трусы. -Подлый вымогатель!
Душно, влажно; кажется, что в комнате вспотела даже мебель. Проглатываю
кусочек арбуза и думаю о том, что Давид всё такой же, как и четыре года
назад, когда я прозвал его Кучерявым
и коща он ещё не был владельцем мелкой лавки подержанных пластинок
и дешёвых копий картин, а лежал на соседней со мной армейской койке. В
жаркие дни он предпочитал
валяться голым.
-Стряслось что-то? – спрашиваю.
-Произошло! – хохочет он. -Хозяйка кафе «Будьте
здоровы!» согласилась взглянуть на твои рожицы.
-Лжёшь, – говорю я и, на всякий случай, стучу
по дереву.
-Чтоб я так жил! -Кучерявый, словно обидевшаяся
супруга, поворачивается ко мне спиной.
Снова стучу по дереву.
Полгода назад, когда я предложил выставить
свои портреты в кафе «Будьте здоровы!», г-жа Плоткина меня выпроводила.
-Чего вдруг? – спрашиваю.
Кучерявый приближает ко мне лицо с горящими,
как у кота, глазами:
-Г-жа Плоткина замуж собирается, – кудряшки
на голове Давида блестят ещё пронзительнее, чем его африканская кожа.
Я где-то читал, что в женщине, которая выходит
замуж в возрасте более чем зрелом, непременно меняется и кровь, и цвет
мочи, и обоняние, и вкус...
-Только бы не передумала, – говорю я.
-Не допустим! – обещает Давид, и, пока он
одевается, я думаю о загадках жизни, о
лицах людей и о мужской дружбе...
* * *
Мой первый большой успех выпал на долю портрета
старшины Иехезкеля – я сотворил его углём на дощатой стенке полевого сортира.
Солдаты портрет не стирали, и на него постоянно кто-то сплёвывал. Признаться,
мне очень льстил тот факт, что моё искусство волновало
людей до такой степени.
Разглядываю покрытый густыми кудряшками затылок
Кучерявого, и вспоминаю, что ему особенно нравились мои портреты солдаток
из Хацирим, а ещё нарисованные морды
верблюдов возле нашей базы в Негеве.
-До вечера, – сверкая белками глаз, говорит
Кучерявый. -Увидимся в кафе!
-До вечера! – прислушиваюсь к шагам за дверью,
а потом отработанным движением перекатываюсь через всю ширину кровати к
окну.
* * *
Улица опустела – людей прогнало знойное солнце,
и теперь в городе белая, ослепительно-солнечная ночь. Пытаюсь представить
себе тех, кто придёт в кафе вечером,
а потом кладу к себе на грудь приёмник «Сони». Музыка племён Африки.
«Давай, давай!» – подбадриваю я племена.
На стене напротив две картинки, вырезанные
из журнала «Буль»; на одной брюнетка
в одном лишь бюстгальтере, на другой – блондинка в одних лишь трусиках.
От африканской музыки щекотно и в животе,
и в ушах, и в глазах. Прошу: «Бейте,
барабаны, стучите, колотите!»
Моя мама барабанную музыку не переносит. У
мамы – Шопен!
Мама часами слушает найденный в каком-то скверике
диск и напивается до потери
сознания – тогда на двери появляется клочок бумаги: «Не входи – у меня
Шопен!»
Когда у мамы Шопен, не вхожу...
«Бейте, колотите!» – в Африке крепкие барабаны,
выносливые племена, река Нил и
проклятый город Суэц, где в танке заживо сгорел муж г-жи Шварц.
* * *
Выключаю приёмник – к чертям Африку! На книжной
полке сидит дружище Мим; у медвежонка рожица одновременно и весёлая, и
кислая, как у настоящих мимов в ночных
клубах Тель-Авива.
-Ну, артист, что скажешь? – спрашиваю я.
Мим молчит, как настоящий мим, но я всегда
знаю, о чём мой дружище думает...
-Считаешь, с выставкой обойдётся?
-Надеюсь, – молчит Мим, – надеюсь...
-А вдруг меня вытолкнут в шею?
-С твоей силищей ты сам кого угодно вытолкнешь,
– думает Мим.
-Тебя бы не стал выталкивать – ты мой дружище.
-Я подарок от твоей матери-пьяницы.
-Так о моей маме не думай.
-Я думаю так, как думаешь ты.
-Так думать мне вовсе не хочется.
-И мне не хочется.
-Тогда не… – перевожу взгляд на блондинку,
которая лишь в одних трусиках. У неё
огромные, как у Орны из Нес-Ционы, груди. Вот у Ирис груди малюсенькие
и умещаются
в ладони. И зад у неё узкий, как у мальчишки. А вообще-то она псих.
Однажды она едва не
убила
меня: дико вращая глазами, она дрожащими ногами обвила мою спину.
-Отдай мне его! – рычала она. -Всего, слышишь!
Всё своё сердце отдай мне! Ладно,
можешь не отдавать! Я сама вырву!
Её жадные зубы вонзались в мою несчастную
грудь, отрываясь от неё лишь затем, чтобы сплюнуть набившие рот волосы.
-Ты уже, – стонал я, – ты вырвала моё сердце!
-О, нет! – Ирис сопела, как борец. -О, ещё
нет!
Боже, тоща я едва не погиб; моё сердце могло
бы валяться на полу, на котором сейчас
валяются арбузные семечки. Что бы подумала о моём сердце г-жа Шварц?..
Прошлое хорошо
тем, что оно в прошлом!
-Может быть, я просто шлюха? – спрашиваю у
Мима.
-Ты не шлюха, – думает Мим. -Ты как все –
порядочный.
-Все – порядочные?
-Конечно, только каждый по-своему...
Свешиваюсь с кровати и отжимаюсь руками от
пола – пятьдесят отжиманий ежедневно.
Мой командир, лейтенант Эфраим Кон, говорил, что слабые руки нужны
только тем, кто возводить их к небу...
В окно видна телефонная будка; возле будки
мальчик гоняется за собакой, а потом собака гоняется
за мальчиком.
Морда Мима залита иронией. Ещё бы! Дни и ночи
он проводит на книгах, и пусть не через голову, но всё же он кое-что впитал
от Мудрости. Аарон Мегед, Амос Оз, Меир Шалев...
Книги... Я позабыл о них. Окончил школу и позабыл. В школе приходилось
кое-что читать,
а на почте не обязательно... И в машине не нужно, и в кафе, и тогда,
когда рисуешь лица...
Ни к чему всё это... А Кучерявому книги нужны? А Ирис? А нашим министрам?
* * *
На тротуаре стоит соседка Мирьям. На ней красное
платье в белый горошек.
-Повернись-ка! – кричу я из окна.
Густо покраснев, Мирьям послушно выполняет
команду.
-С обновкой! – никогда не видел на Мирьям
ничего иного, кроме стёртых джинсовых
брюк.
-Ой, спасибо! – кричит Мирьям.
Ко мне вдруг приходит мысль: девушка, на которой красное платье в белый
горошек, должна
непременно принести удачу.
-Могу взять с собой на выставку! – предлагаю
я. -Хочешь?
-Ой, конечно!
Отойдя от окна, подхожу к треугольному столику,
на котором четырнадцать портретов. Считаю,
что цифра 14 в придачу с красным платьем в белый горошек – явный намёк
на везение...
Я знаю: существует Судьба и существует Удача,
и вполне возможно, что сегодня вечером...
Переглядываюсь с Мимом и принимаю испытанное
солдатское решение – засыпаю легко,
без видений, а когда просыпаюсь – за окном ожившая улица. Стягиваю
со стула рубашку и,
собрав рисунки, говорю Миму:
-Пора мне.
-Помолюсь за тебя, – молча предлагает Мим.
-А ещё могу подержать фигу...
-Лучше помолись, – говорю я.
* * *
Мирьям ждет возле подъезда.
-Не поздно передумать, – говорю я девушке.
-Ой, – говорит девушка, – ни за что! Я помолюсь
за Удачу.
-Лишнее это – молитву за Удачу взял на себя
мой дружище Мим.
-Всё равно: молитва за Удачу помешать не может!..
* * *
У входа в кафе «Будьте здоровы!» сидит в плетёном
кресле Офира. Её ноги, как обычно,
широко расставлены. Сегодня на ней трусики жёлтые.
-Как дела? – спрашиваю.
-Тьфу! – лицо Офиры под густой, небрежно положенной
краской задумчиво-мрачное.
-Тьфу!..
-Прискорбно, – говорю я.
-Тьфу сплошное!.. – Ноги Офиры раздвигаются
ещё шире, и теперь вход в кафе практически
перекрыт.
-Это Мирьям, – говорю я, прикрываясь девушкой,
словно пропуском.
«Сейчас ворота захлопнутся!» – предполагаю
я. Офира бросает жалкий взгляд на Мирьям
и коленки сдвигает.
-Путь открыт, – шепчу я в ухо Мирьям.
-Шлюха, – бормочет Мирьям. – Старая шлюха!
-Неправда, – мне неприятен акт несправедливости.
-Офира моя ровесница, и, кроме т
ого, я уважаю её, как должно уважать учителя...
-Могу себе представить, чему она учила...
* * *
Возле дальней стены замечаю хозяйку кафе, г-жу
Плоткину. Рядом увивается Кучерявый. Указывая на нас, он что-то шепчет
на ухо хозяйке.
-Присядь туда, – говорю я Мирьям и указываю
на столик у входа. – Сиди и смотри, как выглядит выходящая замуж жаба.
Подхожу к г-же Плоткиной и молча кланяюсь.
-Можешь выбрать стену и развешиваться, – небрежно
бросает Кучерявый. – Г-жа Плоткина решила рискнуть. Разумеется, нас угостят
ужином.
-Ужин? – растерянно говорит хозяйка. -Какой
ужин?
-С вином! – невозмутимо уточняет Кучерявый.
-Желательно, с красным или... Впрочем,
цвет вина значения не имеет. Художник Ашер Сегал и его друзья будут
пить за ваше, г-жа Плоткина, счастье!.. Вы ведь понимаете, о чём речь?..
Какое-то время на лице г-жи Плоткиной такое
выражение, будто она только что
проглотила коронку зуба, но вдруг на её щеках выступает что-то неопределенно-радостное
и слышится мощный разлив кваканья. Мне стоит больших усилий, чтобы
удержать себя от искушения заглянуть в пасть невесты.
-Иди! – Кучерявый деловито поднимает бровь.
-Ещё не хватало, чтобы стена не
выдержала позора и рухнула раньше времени!..
Кланяюсь г-же Плоткиной и возвращаюсь к Мирьям,
которая помогает мне развесить
картины.
* * *
С появлением первого посетителя у меня что-то
клокочет в горле, что-то замирает в груди, что-то щекочет под лопатками,
но посетитель, не взглянув на стену, направляется к стойке
бара.
«Бывает Судьба, – думаю я, – а бывает Удача!»
Под потолком тихая музыка – бархатный голос
поёт по-английски «Люби меня, люби меня снова!»
Мирьям сидит прямая, напряжённая.
Тряся сверкающими кудряшками. Кучерявый подходит
к нам и спрашивает:
-Что здесь делает Мирьям?
-Приобщается к искусству, – объясняю я.
-Искусству? – Прищурив глаз. Кучерявый подчёркнуто
сомневающимся взглядом
осматривает стену с моими рисунками. -Где здесь искусство?
-Пошёл вон! – тревожусь я, потому что никогда
нельзя знать заранее, к чему может
привести дурной глаз.
* * *
Гляжу на Мирьям: она молоденькая, свеженькая,
чистенькая и, разумеется, что-либо
испортить не может.
В кафе заходят одновременно человек восемь-девять.
Музыка под потолком обрывается,
и женский голос объявляет о выставке картин Ашера Сегала. Рисунки продаются.
Цена умеренная. Расчёт вести с хозяйкой кафе, г-жой Плоткиной. И опять
растекается музыка – саксофон играет так, словно его что-то смущает.
-Ой, глядите! – неживым голосом шепчет Мирьям
и указывает на несколько человек,
которые приближаются к моей стене.
«Только бы не очень близко...» – думаю я.
-Ой, Ашер!.. – Мирьям показывает на мужчину
в белой рубашке и белых брюках. Тот внимательно разглядывает портрет монашки-негритянки,
которую я рисовал в Иерусалиме – монашка стояла возле Яффских ворот и разглядывала
толпу туристов. Меня влекло
обрамленное белым сукном лицо, на котором лоснились губы величиной
со среднюю картофелину.
Склонив голову набок и почёсывая за ухом,
мужчина разглядывает негритянку, и его
правая штанина вздрагивает на том месте, где должно находиться колено.
«Надеюсь, он не посмеет пнуть монашку ногой!»
– клокочет во мне ужасная мысль, но
мужчина вдруг подзывает г-жу Плоткину. Пока они беседуют, глотаю слюну.
-Друзья, – прошу я, – пожалуйста, подержите-ка
фиги!
Кучерявый охотно сооружает громадную фигу
перед моим носом, а Мирьям опускает
руку под стол.
Под стук моего сердца г-жа Плоткина снимает
со стены «Чёрную монашку».
-Ой! – вскрикивает Мирьям и достаёт из-под
стола руку.
-Фигу можешь опустить! – говорю я Кучерявому.
-Подустал, наверно...
-Нисколько! – руку Кучерявый держит твёрдо,
словно в ней не фига, а боевой меч. – Могу подержать ещё!..
На нашем столике появляется бутылка «Кармель
Мизрахи», и я не спеша разливаю вино по рюмкам.
-Господи! – просит Кучерявый. -Господи, пошли,
пожалуйста, на Ашера Сегала ежедневно
по чудаку в белых брюках!.. Господи!..
Одобряю выступление Кучерявого и мысленно
подсчитываю заработанное на «Чёрной монашке»; после вычета процентов, которые
причитаются хозяйке кафе, получится,
примерно, сумма стоимости трёх порций биточков. Конечно, не богато,
но, когда ты готов проглотить даже ножи и вилки, биточки представляются
крупной ценностью.
Г-жа Плоткина издали машет нам пухлыми ручонками
– она, конечно, уверена, что мы
пьём за её счастье.
Встаю из-за стола и направляюсь к хозяйке.
«За проданный портретик прошу оплатить не деньгами, а тройной порцией биточков!»
– требую я и, не дожидаясь ответа, возвращаюсь к
своим друзьям. Я очень доволен своими финансовыми способностями и мысленно
целую
себя в лоб. Без всякого сомнения, при теперешнем падении курса шекеля,
биточки гораздо надёжнее, чем деньги; во всяком случае, свою ценность (особенно
в холодильнике) они
сохранят на более долгий срок.
Кучерявый радостно потирает руки, Мирьям строит
ему рожицы. Я охотно включаюсь
в игру: умею отлично двигать носом и немного ушами.
* * *
-Обожаю давленую клубничку, – говорит за соседним
столиком дама, у которой полная
шея. -Попросите, пожалуйста, давленую клубничку!
Мужчина, который при даме, вздрагивает.
-Нет! – тихим, но решительным голосом говорит
он. -Давить клубничку жалко...
-Глупый вы человек, – у дамы, кроме полной
шеи, ещё и угрожающе-нервный смех, –
это делается на кухне!..
-Не могу, – виновато улыбается мужчина и бессильно
опускает голову.
-Вы не мужчина! – решает дама. -Вы даже не
джентльмен!
-Могу пригласить на танец... – нерешительно
предлагает он. -Или подарить один из тех портретиков, что на стене...
Вытягиваю шею – мои ноздри щекочет запах ещё
трёх порций биточков.
-Кучерявый, – прошу я, – потрогай у меня пульс!
Кучерявый долго и основательно ощупывает мой
локоть.
-Кажется, ты при смерти, – слышу я озабоченный
голос друга. -Твой пульс совершенно
не прощупывается.
-Совершенно?! – кажется, запах дополнительных
биточков помутил мой разум.
-К чёрту портретик! – выстреливает за соседним
столиком дама. -Кому нужны
портретики?!
Опечаленный, опускаю голову, а потом, когда
Кучерявый снова строит рожицы, отвечаю движением ушей.
Мы пьём вино, едим биточки, слушаем, как под
потолком весело шалит саксофон, и
теперь я твёрдо знаю, что именно для человеческого счастья необходимо
больше всего.
>