.
Юрий Кац

Воспоминания из эпохи «культурной революции»

     Скульптор Матильда Львовна Климовская - одно из самых ярких моих впечатлений, относящихся к позднему детству конца 40-х годов в послевоенном Харькове.
    Грязная коммуналка. Разруха. А тут - походы на лопанские* трущобы Клочковки, где жила Матильда - подруга моей тетки Ревекки. И имя - Матильда - и сам облик ее ну никак не вписывались в суровые повадки перманентно продолжавшейся культурной революции..
     Матильда Львовна была явно из «недобитых». Но тихих. Вот и Шолом-Алейхема изваяла еще до эпохи «борьбы с космополитизмом». А после - страх безработицы - жестокая реальность - клишированные  агитационным воздействием пионерия, суворовцы-нахимовцы, и прочие, без исключения - все в едином строю - и особенно в искусстве изобразительном. И скульптура М. М. Коцюбинского - в таких условиях подневольного творчества, не только лишенная исконных национальных черт, но и обошедшая своего собственного творца М. Л. Климовскую - автором оказался вдруг один из «вышестоящих» художников. Эта скульптура до сих пор вживе придает улице Пушкинской 
(
г. Харьков) колорит ушедших времен...
   Матильда Львовна была человеком одиноким. Смутно помню какие-то разговоры о ее племяннике. Но ни она, ни моя тетка Ревекка, будучи в дружбе, не предоставили возможности двум отрокам последовать своему примеру. А жаль...
    С писателем - драматургом и прозаиком - Вадимом Климовским я познакомился 45 лет спустя в Тель-Авиве, в Доме писателей на Каплан 6.
______________
* лопанские трущобы - образовано от названия руки «Лопань», протекающей в Харькове.
.
п