.
Юрий Кац
Воспоминания из эпохи «культурной революции»
Скульптор Матильда Львовна Климовская
- одно из самых ярких моих впечатлений, относящихся к позднему детству
конца 40-х годов в послевоенном Харькове.
Грязная коммуналка. Разруха. А тут - походы на лопанские*
трущобы Клочковки, где жила Матильда - подруга моей тетки Ревекки. И имя
- Матильда - и сам облик ее ну никак не вписывались в суровые повадки перманентно
продолжавшейся культурной революции..
Матильда Львовна была явно из «недобитых».
Но тихих. Вот и Шолом-Алейхема изваяла еще до эпохи «борьбы с космополитизмом».
А после - страх безработицы - жестокая реальность - клишированные
агитационным воздействием пионерия, суворовцы-нахимовцы, и прочие, без
исключения - все в едином строю - и особенно в искусстве изобразительном.
И скульптура М. М. Коцюбинского - в таких условиях подневольного творчества,
не только лишенная исконных национальных черт, но и обошедшая своего собственного
творца М. Л. Климовскую - автором оказался вдруг один из «вышестоящих»
художников. Эта скульптура до сих пор вживе придает улице Пушкинской
(
г. Харьков) колорит ушедших времен...
Матильда Львовна была человеком одиноким. Смутно помню
какие-то разговоры о ее племяннике. Но ни она, ни моя тетка Ревекка, будучи
в дружбе, не предоставили возможности двум отрокам последовать своему примеру.
А жаль...
С писателем - драматургом и прозаиком - Вадимом
Климовским я познакомился 45 лет спустя в Тель-Авиве, в Доме писателей
на Каплан 6.
______________
* лопанские трущобы - образовано от названия руки «Лопань», протекающей
в Харькове.
.
|