/
Матильда Львовна Климовская
/
     Родилась в Золотоноше на рубеже 19-20 века, в семье, как тогда говорили, мелкого лавочника. Но лавочник этот почему-то очень любил музыку и искусство.
Он играл - самоучкой - на многих инструментах, собственноручно делал скрипки и из обломков собирал и налаживал рояли. Кроме того, что в молодости, как только появилось первое электричество, устроил дома электрические часы, когда о них еще не было и помину. 
     Детей своих он воспитывал в том же порочном духе. У Матильды было две сестры и четыре брата. Сестры обожали литературу, читали напропалую и, конечно, писали стихи. Хотя впоследствии одна из них стала библиотекарем, другая - научным работником.
Братья же все как один пошли в инженеры, но трое младших, в подражание отцу, выучились играть - один на фортепиано, другой на скрипке, третий на виолончели, - а старший любил петь и постоянно что-то изобретал. И увлекался эсперанто. (Пока не угодил в ГУЛАГ в благословенном 37 году.)
     Но Матильда не стала ни библиотекарем, ни научным работником, ни инженером. Она стала художником и скульптором. Еще до революции семья переехала в Харьков - здесь Матильда выучилась и прожила всю жизнь, выехав только на пару лет во время войны в эвакуацию куда-то на восток.
     Была членом союза художников, писала, лепила, много выставлялась. Что-то приобретали заказчики, что-то пропадало в недрах художественного фонда. На одной из улиц города и сейчас стоит памятник Коцюбинскому ее работы. Перед самой войной приезжал в город на гастроли Михоэлс со своим «Королем Лиром» и позировал Матильде - она делала его бюст. Не просто, а именно в роли Лира.
     Но помимо чисто творческой, не гнушалась никакой работы: делала фарфоровые статуэтки для фабрики, ее «Татьяна и Онегин» разъехались по всему Союзу. Однажды художественный фонд растиражировал ее двух «Девочек» в невероятных гипсовых количествах, и почти в каждом городском сквере красовалась либо «Девчока с мячом», либо «С голубем».
А иногда и обе сразу, неподалеку друг от друга. Матильда смеялась над странной прихотью отцов города. Но это давало какие-то средства к существованию.
А оно было нелегким. Жила одиноко (однажды была замужем, неудачно, и больше не рисковала). Любила театр и музыку, но главное в ее жизни было - работа: живопись и лепка. Всю жизнь прожила в одной комнате - в огромной коммуналке, где по длинному коридору располагалось комнат десять-двенадцать. На улице Клочковской.
     Комната, собственно, была ее мастерской: здесь стоял и мольберт, и станок под скульптуры, повсюду лежали на столиках, полочках, стульях и стояли под стенами в жутком беспорядке (какой порядок в такой тесноте!) книги, тюбики с красками, инструменты, палитры, подрамники, холсты, готовые и неоконченные картины, скульптуры. Картины заполняли и стены, вместе с разными сувенирами. В одном углу за ширмой - почти солдатская кровать, в другом, у двери - столик с электрической плиткой, на которой она готовила нехитрую еду, и большое счастье - водопроводный кран в стене. (Туалет был где-то в конце коридора.)
    Умерла она на этой же солдатской кровати в конце семидесятых, не дожив, кажется, до 80 лет.
 /
                                                                                                                              В. К.
п