Андрей Комов о рассказах Майи Тульчинской
«Я думал обо всем этом по дороге на работу,»
- как обычно пишут для связки
между частями. Так вот - ничего подобного, тем более, что все
последующее было
днем раньше. В фойе телевидения я встретил давнюю мою знакомую, с которой
мы
работали вместе с 1985 по 1992 годы. Мы обнялись и разговорились. Встретить
знакомое лицо на студии, некогда известной всей стране, теперь праздник.
Она делала
тогда первые передачи о нашей первобытной рыночной дикости, пытаясь
хоть как-то
просветить народ, затем руководила рекламной фирмой, а я был всегда
к этому
равнодушен, сейчас же вообще не делаю передач, и потому, не расспрашивая
ее, стал рассказывать о моем журнале в телетексте и гордо показал небольшой
анонсик
публикации нового материала на доске объявлений.
Конечно, было наглостью показывать одной из
самых опытных в Питере
специалисток по маркетингу и пиару такое мое у. е. - Ноль эмоций. Даже
радость!
- Комов, так опубликуй мои рассказы.
Слава богу, я не задал идиотского вопроса:
«Так ты пишешь?» Но все же пытался
увильнуть и был добит тем, что рассказов уже 10, что они опубликованы
в «Неве», что
возможно выйдут в «Звезде» и в Израиле.
- Только ты их не найдешь на сайте «Невы»,
он у них плохонький. Но почитай,
как-нибудь. Их хвалят, и они маленькие, - сказала она и так посмотрела,
что я должен был подумать: «Гнида ты, Комов!» - но не подумал, и
продолжал незаметно собой гордиться.
- С прозой теперь плохо, - продолжал я вдумчиво,
- со стихами лучше, как это ни
странно, - и уже хотел развернуть эпохальное полотно, но тут меня прервала
библиотекарь
нашего телевидения Наташа:
- Здравствуй, Маечка! Как мне нравятся твои
рассказы. Давно хотела сказать тебе, но не
знала, как связаться.
Я так рада тебя видеть.
Ситуация настолько быстро переменилась на
обычную, человеческую, что Мая вдруг заплакала.
- Ты - мой первый читатель, - объяснила она
Наташе. - Я уверена была, что журналы
никто
не читает. В довершении всего я еще и засмеялся радостно, как
тренер, встречающий спортсмена на финише... Потом, я еле смог ее убедить,
что тоже могу говорить
по-человечески.
Маечка, простишь ли ты меня когда-нибудь, напишешь
ли, позвонишь, как обещала?
Спасибо тебе за урок, и прости меня, засранца!
Она - маленькая, худенькая женщина с большими
черными глазами. Всегда веселая, энергичная, а глаза удивленные. Будто
ожидает неприятности. Этим все пользовались,
валили на нее работу, а она умела постоять за себя, сама стала режиссером,
сама запустила
свой цикл передач, да еще многое сама. Никогда помощи не просила.
В мае 1990 года был известный всей стране
«захват» депутатами Ленсовета
Ленинградского телевидения и ночной эфир следователя Иванова. Так вот
все начальнички сбежали со студии, предвидя «штурм» и не желая отвечать
перед Горбачевым, оставили
одну Маю «следить за эфиром». В августе 1991 года она рвалась с мужем
на площадь у Мариинского дворца, под ожидаемые тогда танки, а потом делала
передачу против ГКЧП,
не зная еще, что Горбачев уже освобожден. Но после «конца истории»
- в политику ни
ногой. Как отрезало. Все не расскажешь. В нас не стреляли, и нам было
весело. Кого теперь
этим удивишь - обычная жизнь в России со счастливым концом.
Рассказы Майи я нашел в тот же день, сразу
же после встречи с ней. Они и в самом деле небольшие - на страничку-полторы.
И вроде бы ничего особенного - небольшие питерские новеллы, но вот в конце
вдруг поворот. Мастерская точка. Взгляд откуда-то из-за текста, заставляющий
смотреть на эту незаметную жизнь ее удивленными глазами.
Взгляд художника.