.
Российский камуфляж / I V.  Реформы 
_____________

Тоталитаризм - вчера, сегодня, завтра

     «ТОТАЛИТАРИЗМ» - это еще относительно «молодой» термин, распространившийся в Европе в связи с появлением в ней двух аналогичных форм государственности, понимающих прогресс как логику истребления своих граждан - большевизма (СССР) и национал-социализма (Германия).
     Если термин «тоталитаризм» появился относительно недавно, то сам этот феномен родился не в XX веке, и родина его - не Европа. Он - порождение первобытной магии и жестоких религиозных культов «варварских народов» (Китай, Индия).
     В России тоталитаризм нашел свое выражение в быте русских общин, в варварской форме иерархии семейных отношений в них.
     В современном обществе тоталитаризм - это государственный атавизм, и он представляет собою Опасность Номер Один для сегодняшней Европы, не способной увидеть за вопиющим алогизмом всех действий тоталитарных режимов доведенную до филигранной четкости стратегию борьбы за абсолютную власть, как бы она ни называлась: мировая революция, коммунизм, национал-социализм, национальная идея, братство славянских народов (панславянизм)...
     Известный английский исследователь по древней магии и культовым обычаям первобытных народов Д. Дж. Фрэзер в своем многотомном труде «Золотая ветвь» приводит очень интересный пример правового тоталитаризма из седой старины!. В святилище богини Дианы на озере Неми, близ албанских гор, у жертвенника богини день и ночь должен был находиться жрец. Жрец никогда не расставался с обнаженным мечом. Он ждал. Ждал своего убийцу. Дело в том, что в его краю с незапамятных времен существовал очень странный закон: посвященный в жрецы святилища богини Дианы провозглашался одновременно также и царем края. Но это был смертельный дар. Сменить жреца на его посту и стать его преемником на царском троне мог только тот, кто его убьет.
     Старая зловещая сказка кажется не такой уж древней, если обратиться к событиям не столь далекого прошлого СССР, и даже к сегодняшнему дню России.
     1. При тоталитарном режиме смена предыдущего вождя (президента, премьера, монарха) происходит путем какого-либо устранения его (в наше просвещенное время речь не всегда идет о реальном трупе, чаще - о трупе политическом).
     2. Поэтому тоталитарный режим живет как бы вне исторического времени, вне реальности, с одной только убежденностью, что возможно ВСЁ.
     3. При тоталитарном режиме все правительственные и государственные учреждения, сама Идея Государства превращаются в камуфляж, в декорацию, от которой не зависит ничего в стране, и которая скрывает подлинных носителей власти - тайную полицию, в руках которой вся власть и есть.
     4. Парадоксальным качеством тоталитарного режима является его способность сохранять стабильность при полной анархии в экономике, при разгуле преступности, при развале даже правительственных структур (Югославия).
     5. Тоталитарный режим становится практически необратимым по достижении им определенной ступени развития, т.е. когда он перестает быть реформируемым внутренними силами нации.
     6. Самым же поразительным качеством тоталитарного режима является его алогичность - с точки зрения среднего европейского человека (не следует забывать об азиатском происхождении тоталитаризма).
     Являются ли, к примеру, Афганская война и война в Косово поражением России (в первом случае) и победой Соединенных Штатов (во втором)?
     Афганская война - это есть несомненная победа с точки зрения сегодняшней России, которая с этого момента снова начала превращаться в агрессивную тоталитарную империю. После ухода советских войск из Афганистана началась и продолжается уже более 10 лет безумная война. Вот если бы после этого ухода в Афганистане воцарились бы мир и спокойствие, - это действительно было бы для СССР поражением века.

     Приглашать русских миротворцев в Боснию - было глупостью. Пустить русских миротворцев в Косово, позволить поставить им свою ногу близ Адриатики - преступление.
     Русские миротворцы пришли в Косово не помочь вернуть к жизни истерзанный край, а помочь Милошевичу организовать большую гражданскую войну в самом сердце Европы. Милошевич не остановится на достигнутом. Ведь именно он, Милошевич, победитель в этой войне, а не Клинтон, потому что Клинтон не хочет войны в Европе, а Милошевич хочет. И все благоприятствует его намерениям.
     Присутствие в области российских миротворцев не может не вызывать естественного, вполне законного возмущения косоваров. Ведь само участие России в решении проблем Косово - глубочайший цинизм. Нельзя так унижать народ (албанцев), отдавая его против его воли под начало лучшего друга и союзника его палача. К тому же, никогда и нигде пока, Россия, присутствуя в конфликтах, делая их необратимыми и кровавыми, не восстановила согласия (Абхазия, пригородный район в Осетии, Ичкерия...).
     Сейчас великой победой западной цивилизации над Кремлем считается так называемый крах коммунизма. Но если вдуматься в это событие, то ничего особого в этом отречении не было, не считая некоторой игры слов, приправленной типичным большевистским предательством старого, ставшего ненужным, союзника...
     Карлу Марксу отказано в визе на въезд в новую российскую формацию, но новые русские не собираются отказываться от марксистской стратегии борьбы за власть, ибо лучшей стратегии человечество просто еще не придумало. И понятно почему: это путь к вечной власти. И путь этот - путь становления тоталитаризма. Вот что сам Маркс пишет в статье «Разоблачение Кёльнского процесса», отвечая своим оппонентам, обвиняющим коммунистов в желании захватить власть: «Нет, - возражает Маркс, - мы говорим рабочим: вам придется пережить еще пятнадцать, двадцать, пятьдесят лет гражданских войн и межнациональных столкновений. Но не для того, чтобы изменить условия существования, а для того, чтобы изменить самих себя и сделать способными к политическому господству».
    

К чему приведут 15-50 лет гражданских войн и межнациональных конфликтов, думается, ясно каждому: к гибели целых племен и народов, к вырождению и обнищанию миллионов, а возможно, - даже к появлению нового антропологического вида и, как закономерный финал всего этого, - неизбежное появление государств с тоталитарным режимом.
     Несмотря на глубокую древность тоталитаризма, у нас нет целостного представления о том, какой политический опыт находит свое адекватное выражение в тоталитарном господстве. На этот «вопрос вопросов» не смогла ответить даже такой блестящий исследователь тоталитаризма как Ханна Арендт. Она сделала только несколько неожиданное, но очень глубокое заключение, которое, возможно, приближает нас к ответу, но - не дает его. Она считает, что тоталитаризм «убивает даже способность к восприятию опыта, даже если он такой крайний как пытка или страх смерти». Интересно, что многие наши российские диссиденты, - прошедшие через ад нелепого, иррационального бытия сталинских лагерей, - вдруг сейчас совершенно перестают понимать происходящее сегодня в России, словно пережитый опыт совершенно вымыт из их памяти.
     Однако тоталитарный мир - сам по себе не есть еще беззаконие и произвол, как его можно представить. Российский тоталитаризм - это непрерывное насилие надо всей физической природой человека; это совершенно особый мир - мир нового понятия права.
     «Тоталитаризм, - пишет Ханна Арендт, - заменяет правовые границы и каналы коммуникации между людьми поистине стальными скрепами, так что людское многообразие как бы исчезает в одном человеке гигантских размеров». Этим, по мнению ученого, уничтожается всякое стремление к свободе и, прежде всего, любовь к ней, «...не могущая существовать без определенного социального пространства для каждого».
     Глубокий философский ум X. Арендт и ее колоссальная эрудиция позволили увидеть в тоталитарном терроре главное: «Это квинтэссенция тоталитарного режима. Он ни для людей, ни против людей. Он призван стать несравнимым по силе инструментом для ускорения сил природы и истории».
     Это определение позволяет покончить, наконец, с мифом, что коммунизм или фашизм имел целью благоденствие избранного класса или нации. Ничего подобного. Каждый умирает в порядке «живой очереди», установленной вождями, и все это свершается ради их, вождей, вечной власти.
     Сейчас, когда тоталитаризм начинает прямо угрожать Европе (возвращение к тоталитаризму России и развитие в центре Европы сербского тоталитаризма), становится задачей первостепенной важности найти критерии, не только определяющие тоталитаризм, но также и увидеть элементы тоталитаризма в политике и в правовых актах государств, чья принадлежность к демократии до сих пор не подвергалась сомнению.
     Ведь тоталитарные настроения не ограничены ни географическими, ни государственными границами. Легкость, с которой они проникают в сознание индивидуумов, рожденных в демократическом мире и воспитанных в принципах строгой правовой законности, и когда при этом сами индивидуумы убеждены в демократичности своих убеждений, - эта легкость заставляет порой серьезно задуматься. Так, президент США У. Клинтон высказывается совсем как руководитель тоталитарного государства. Неоднократно он заявлял, что Косово должно продолжать существовать как часть Югославии (как, в свое время благословил истребительную Чеченскую войну, заявив, что Чечня - часть России). Не говоря уже о том, что само требование к Жертве жить рядом со своим Палачом по сути своей совершенно аморально, Клинтон своей волей лишает маленький народ права играть самостоятельную роль в мировой истории.
     Идея равенства наций перед историей и есть, по существу, право наций на самоопределение. И решать это должно самому народу; а уж Бог решит, какая роль отведена косоварам и чеченцам во всемирной истории, в этом «богатом произведении творческого разума», по определению Гегеля. Распоряжаясь за Бога и за историю, Клинтон невольно творит свой собственный тоталитарный мир в своей гордыне. А гордыня, как известно, один из семи смертных грехов.
     Наблюдая, как тоталитаризм в современном мире набирает все большую и большую силу, человечество не может уже не задаваться вопросом: преодолим ли он?
     Нет, не преодолим. Ибо тоталитаризм не есть некое частное зло, типа наркомании или СПИДа. Тоталитаризм есть Зло Абсолютное; оно есть и будет всегда.
     Смысл борьбы с тоталитаризмом и  все-таки  в идее Абсолютной Свободы, не могущей быть преодоленной Злом. Единственное, что может остановить движение тоталитаризма, т.е. бег в хаос через разрушения и смерть, - это «свобода человека, которую даже тоталитарные правители не в состоянии полностью отрицать, ибо свобода - вещь капризная и ненужная, как она им представляется, совпадает частью с фактом, что люди рождаются и тем самым уже в какой-то степени начинают мир заново» (Ханна Арендт).
<...................................>

_____________________________________________________________________________________________

п