.

В. Б. Окороков

МЕТАФИЗИКА ЭПОХИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ:
специфика, сущность и тенденция развития 
________________________________________

Раздел 2, ОТ АБСОЛЮТНЫХ ФОРМ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ
К СОВРЕМЕННЫМ НЕЛИНЕЙНЫМ ОНТОЛОГИЯМ

     Именно тогда, когда мышление исчерпало все свои внутренние ресурсы, разработав возможные формы взаимосвязи с внешним и внутренним «мирами» и используя эмпирический, сенсуалистический, рациональный, трансцендентальный и диалектический модусы обоснования познания, обнаружилось, что оно лишь построило идеальный мир собственного существования («мир для себя»), тогда как есть эффекты, не укладывающиеся в эту абсолютную схему. Именно эти эффекты психологии и психоанализа, социологии и истории заставили усомниться в абсолютном величии разума и открыли эпоху, которую Ницше с присущим ему поэтическим чувством назвал «по ту сторону добра и зла». Однако все попытки разрушить монополию классического разума на научную мысль оказались безуспешными, наука строго придерживалась эмпирических и рациональных рамок и казалась в своем мире неуязвимой. В стройную классическую картину мира раскол пришел со стороны внешних эффектов мышления: власти, сексуальности, желаний, этики и т. д., когда обнаружилось что научность и рациональность в этой области не играют приоритетную роль. Одну из попыток спасти ситуацию предприняли прагматически настроенные мыслители: они поняли, если науку нельзя устранить из мышления, то, по крайней мере, ввести определенные правила «игры» самого мышления можно (для этого необходим консенсус – согласие со стороны мыслящего научно аргументирующего большинства). Тогда и этика со своими принципами добра, будучи не в силах помешать научному мышлению, опирающемуся, как показали социологи, на целерациональность и способному ради «научной цели» удушить самого человека, может воздействовать на мышление из косвенных расслоений, то есть легитимировать всякое научное действие с учетом требований большинства. Это открытие оказалось столь привлекательным, что ведущие философы континентальной и американской мысли Хабермас и Рорти заговорили о превосходстве «демократии» над философией (в ее чистом или научном облике). В этом разделе мы попытаемся проанализировать возможное соотношение научного и коммуникативного мышления, разобраться, утратила ли свою силу рациональность и каковы шансы «коммуникативной философии» решить проблемы нового мышления в целом.

.
п
_____________________________________________________________________________________________