.
В. Б. Окороков
МЕТАФИЗИКА ЭПОХИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ:
специфика, сущность и тенденция развития
________________________________________
Раздел 2, ОТ АБСОЛЮТНЫХ ФОРМ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ
К СОВРЕМЕННЫМ НЕЛИНЕЙНЫМ ОНТОЛОГИЯМ
Именно тогда, когда мышление
исчерпало все свои внутренние ресурсы, разработав возможные формы взаимосвязи
с внешним и внутренним «мирами» и используя эмпирический, сенсуалистический,
рациональный, трансцендентальный и диалектический модусы обоснования познания,
обнаружилось, что оно лишь построило идеальный мир собственного существования
(«мир для себя»), тогда как есть эффекты, не укладывающиеся в эту абсолютную
схему. Именно эти эффекты психологии и психоанализа, социологии и истории
заставили усомниться в абсолютном величии разума и открыли эпоху, которую
Ницше с присущим ему поэтическим чувством назвал «по ту сторону добра и
зла». Однако все попытки разрушить монополию классического разума на научную
мысль оказались безуспешными, наука строго придерживалась эмпирических
и рациональных рамок и казалась в своем мире неуязвимой. В стройную классическую
картину мира раскол пришел со стороны внешних эффектов мышления: власти,
сексуальности, желаний, этики и т. д., когда обнаружилось что научность
и рациональность в этой области не играют приоритетную роль. Одну из попыток
спасти ситуацию предприняли прагматически настроенные мыслители: они поняли,
если науку нельзя устранить из мышления, то, по крайней мере, ввести определенные
правила «игры» самого мышления можно (для этого необходим консенсус – согласие
со стороны мыслящего научно аргументирующего большинства). Тогда и этика
со своими принципами добра, будучи не в силах помешать научному мышлению,
опирающемуся, как показали социологи, на целерациональность и способному
ради «научной цели» удушить самого человека, может воздействовать на мышление
из косвенных расслоений, то есть легитимировать всякое научное действие
с учетом требований большинства. Это открытие оказалось столь привлекательным,
что ведущие философы континентальной и американской мысли Хабермас и Рорти
заговорили о превосходстве «демократии» над философией (в ее чистом или
научном облике). В этом разделе мы попытаемся проанализировать возможное
соотношение научного и коммуникативного мышления, разобраться, утратила
ли свою силу рациональность и каковы шансы «коммуникативной философии»
решить проблемы нового мышления в целом.
.