.

Орлова Елена 

ЕСЛИ  ВСЕ  СНАЧАЛА...

     Странные встречи бывают в жизни – понимаешь это позже, когда оглядываешься назад. 
В августе 1994, когда я попала в редакцию журнала «Российская провинция», я не думала об этом. 
     Накануне открыв это увесистое (176 страниц!) и иллюстрированное издание в метро, я проехала свою станцию и опомнилась только на конечной: Виктор Астафьев, Виктор Розов, Вадим Кожинов, академики Борис Раушенбах, Никита Моисеев, Никита Толстой, имена 
многих известных журналистов – значились в числе авторов журнала. Это казалось чем-то нереальным и ненастоящим, как единственный экземпляр диковинной книги.
     Редакция занимала две комнаты в двухэтажном особнячке, стоящем в Ипатьевском 
переулке, самом центре Москвы. Но шум улиц и суета разбивались о полуметровые стены. 
По преданию в этом доме была одна из пыточных Малюты Скуратова. В редакции 
трезвонили телефоны, мелькали незнакомые лица пока я сидела на стуле в ожидании 
главного редактора.
     Об этом человеке я хочу рассказать особо. «Маг и чародей», создатель этого уникального издания, человек энциклопедических знаний, но жесткий и требовательный, он мог 
работать по 12-16 часов в сутки и требовал полной отдачи от сотрудников. Вадим Борисович Чурбанов – журналист, культуролог, доктор философских наук, профессор, автор множества 
книг. Я пришла к нему не новичком – за плечами была 20-летняя работа в газетах и 
журналах, но именно здесь я прошла настоящую «школу жизни». И сейчас, издалека, из-за Средиземноморья я понимаю, что это была та редкая удача, которая выпадает в жизни лишь однажды.
     Сама идея выпуска «Российской провинции» родилась у Вадима Борисовича, когда он с сердечным приступом попал в больницу. Навестить его пришли Олег Иванович Карпухин, известный ученый-культуролог и Елена Головкина, которая была в редакции нашей «палочкой-выручалочкой» на все случаи жизни, ибо искренне помогала всем. Этот «союз 
трех» и создал издание.
     При этом в штате редакции была еще лишь одна сотрудница – Елена Цигвинцева. Все остальные: и Павел Пристенский, и Эдуард Макаревич, и Инна Сергеева и блистательный питерский журналист и организатор Владимир Невельский – работали по договору.
     Это был редкий союз единомышленников и на страницах журнала честно отражалось 
все, что казалось наиболее интересным – без украшений. «Российская провинция» 
относилась к редкой категории «журналов для чтения».
     Потом приходили и уходили Виктор Скорупа, Евгений Гусляров, Иван Зюзюкин, Евгений Добровольский, а в штате так и оставалось трое.
     О чем писал журнал? О феномене провинции. «Ничто так не характеризует значение провинции, как воспитанные этой жизнью люди, ставшие украшением Отечества...Мы 
имеем и ту тайную мысль, что провинция и есть тот родник, который питает все великие 
реки русской, российской жизни во всех ее могучих проявлениях.» Здесь печатались очерки 
о К. Циолковском, рассказы о самом маленьком городе России-Лихвине, о Мышкине, 
ставшим впоследствии известным городком. Виктор Астафьев прислал в редакцию «Письмо 


из Красноярска»; готовились целевые подборки о Тверской, Самарской, Ярославской 
областях, о Башкирии и Татарстане. Журнал проводил немало круглых столов и среди них – дискуссия на тему «Столица и провинция: конфликт или согласие».
     В разделе «Раньше и теперь» публиковались статьи о дореволюционной буржуазии и 
парадоксе российского предпринимательства, о нищете и нищенстве, о чиновниках и 
коррупции. Эти исторические изыскания звучали и звучат очень злободневно.
     В рубрике «Российское время» статьи литературоведов Валентина Курбатова и Игоря 
Волгина развенчивали «парадоксы хрестоматийной репутации», рассказывая о творчестве 
Ф. Достоевского, Н. Лескова, В. Белинского и Н. Чернышевского.
     В числе несомненных творческих удач – публикации в рубриках «Пушкин - наше все», «Серебро и чернь» Льва Аннинского, Станислава Рассадина «У пьедестала».
     Прибавьте сюда репродукции картин, рассказы о художниках, биографические очерки, - словом, жанровое богатство журнала трудно перечислить. «Там, из Москвы, нам казалось, 
что Европа - это самый обширный рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь 
отсюда я вижу : Боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет 
такой страны и быть не может», - писал Сергей Есенин Мариенгофу из Остенде в июле 
1922 года.
     При этом литературно-художественный журнал «Российская провинция» стоял вне 
политики: в нем сотрудничали люди, не подававшие друг другу руки, такие, как, например, 
Вадим Кожинов и Станислав Рассадин.
     У журнала была безупречная профессиональная репутация и не печаталась реклама. 
Издавала его многопрофильная хозяйственная ассоциация «Прикамье» из Набережных 
Челнов (президент Юрий Петрушин). В числе спонсоров выступал Главмосстрой, КАМАЗ 
и ВАЗ.
     Однако после нескольких лет существования стало ясно, что дни журнала сочтены: был 
убит при невыясненных обстоятельствах Юрий Титов из Главмосстроя, начались 
финансовые неурядицы у КАМАЗа и «Прикамья». Отходить от своей линии главный 
редактор журнала Вадим Борисович Чурбанов не захотел – и выпуск прекратился.
     «Есть ли сегодня люди, перечитывающие старые книги, журналы? Просто так – из 
желания повторить счастье первого чтения, погреться у воспоминаний, ускользнуть от злой власти времени?» - вопрошал один из авторов «Российской провинции».
     Сейчас я могу ему ответить: есть.
     Если все сначала.... 
 _____________________________________________________________________________________________
п

 
Hosted by uCoz