.
Орлова Елена
ЕСЛИ ВСЕ СНАЧАЛА...
Странные встречи бывают
в жизни – понимаешь это позже, когда оглядываешься назад.
В августе 1994, когда я попала в редакцию журнала
«Российская провинция», я не думала об этом.
Накануне открыв это
увесистое (176 страниц!) и иллюстрированное издание в метро, я проехала
свою станцию и опомнилась только на конечной: Виктор Астафьев, Виктор Розов,
Вадим Кожинов, академики Борис Раушенбах, Никита Моисеев, Никита Толстой,
имена
многих известных журналистов – значились в числе
авторов журнала. Это казалось чем-то нереальным и ненастоящим, как единственный
экземпляр диковинной книги.
Редакция занимала две
комнаты в двухэтажном особнячке, стоящем в Ипатьевском
переулке, самом центре Москвы. Но шум улиц и
суета разбивались о полуметровые стены.
По преданию в этом доме была одна из пыточных
Малюты Скуратова. В редакции
трезвонили телефоны, мелькали незнакомые лица
пока я сидела на стуле в ожидании
главного редактора.
Об этом человеке я хочу
рассказать особо. «Маг и чародей», создатель этого уникального издания,
человек энциклопедических знаний, но жесткий и требовательный, он мог
работать по 12-16 часов в сутки и требовал полной
отдачи от сотрудников. Вадим Борисович Чурбанов – журналист, культуролог,
доктор философских наук, профессор, автор множества
книг. Я пришла к нему не новичком – за плечами
была 20-летняя работа в газетах и
журналах, но именно здесь я прошла настоящую
«школу жизни». И сейчас, издалека, из-за Средиземноморья я понимаю, что
это была та редкая удача, которая выпадает в жизни лишь однажды.
Сама идея выпуска «Российской
провинции» родилась у Вадима Борисовича, когда он с сердечным приступом
попал в больницу. Навестить его пришли Олег Иванович Карпухин, известный
ученый-культуролог и Елена Головкина, которая была в редакции нашей «палочкой-выручалочкой»
на все случаи жизни, ибо искренне помогала всем. Этот «союз
трех» и создал издание.
При этом в штате редакции
была еще лишь одна сотрудница – Елена Цигвинцева. Все остальные: и Павел
Пристенский, и Эдуард Макаревич, и Инна Сергеева и блистательный питерский
журналист и организатор Владимир Невельский – работали по договору.
Это был редкий союз
единомышленников и на страницах журнала честно отражалось
все, что казалось наиболее интересным – без украшений.
«Российская провинция»
относилась к редкой категории «журналов для чтения».
Потом приходили и уходили
Виктор Скорупа, Евгений Гусляров, Иван Зюзюкин, Евгений Добровольский,
а в штате так и оставалось трое.
О чем писал журнал?
О феномене провинции. «Ничто так не характеризует значение провинции, как
воспитанные этой жизнью люди, ставшие украшением Отечества...Мы
имеем и ту тайную мысль, что провинция и есть
тот родник, который питает все великие
реки русской, российской жизни во всех ее могучих
проявлениях.» Здесь печатались очерки
о К. Циолковском, рассказы о самом маленьком
городе России-Лихвине, о Мышкине,
ставшим впоследствии известным городком. Виктор
Астафьев прислал в редакцию «Письмо
из Красноярска»; готовились целевые подборки
о Тверской, Самарской, Ярославской
областях, о Башкирии и Татарстане. Журнал проводил
немало круглых столов и среди них – дискуссия на тему «Столица и провинция:
конфликт или согласие».
В разделе «Раньше и
теперь» публиковались статьи о дореволюционной буржуазии и
парадоксе российского предпринимательства, о
нищете и нищенстве, о чиновниках и
коррупции. Эти исторические изыскания звучали
и звучат очень злободневно.
В рубрике «Российское
время» статьи литературоведов Валентина Курбатова и Игоря
Волгина развенчивали «парадоксы хрестоматийной
репутации», рассказывая о творчестве
Ф. Достоевского, Н. Лескова, В. Белинского и
Н. Чернышевского.
В числе несомненных
творческих удач – публикации в рубриках «Пушкин - наше все», «Серебро и
чернь» Льва Аннинского, Станислава Рассадина «У пьедестала».
Прибавьте сюда репродукции
картин, рассказы о художниках, биографические очерки, - словом, жанровое
богатство журнала трудно перечислить. «Там, из Москвы, нам казалось,
что Европа - это самый обширный рынок распространения
наших идей в поэзии, а теперь
отсюда я вижу : Боже мой! До чего прекрасна и
богата Россия в этом смысле. Кажется, нет
такой страны и быть не может», - писал Сергей
Есенин Мариенгофу из Остенде в июле
1922 года.
При этом литературно-художественный
журнал «Российская провинция» стоял вне
политики: в нем сотрудничали люди, не подававшие
друг другу руки, такие, как, например,
Вадим Кожинов и Станислав Рассадин.
У журнала была безупречная
профессиональная репутация и не печаталась реклама.
Издавала его многопрофильная хозяйственная ассоциация
«Прикамье» из Набережных
Челнов (президент Юрий Петрушин). В числе спонсоров
выступал Главмосстрой, КАМАЗ
и ВАЗ.
Однако после нескольких
лет существования стало ясно, что дни журнала сочтены: был
убит при невыясненных обстоятельствах Юрий Титов
из Главмосстроя, начались
финансовые неурядицы у КАМАЗа и «Прикамья». Отходить
от своей линии главный
редактор журнала Вадим Борисович Чурбанов не
захотел – и выпуск прекратился.
«Есть ли сегодня люди,
перечитывающие старые книги, журналы? Просто так – из
желания повторить счастье первого чтения, погреться
у воспоминаний, ускользнуть от злой власти времени?» - вопрошал один из
авторов «Российской провинции».
Сейчас я могу ему ответить:
есть.
Если все сначала....
_____________________________________________________________________________________________ |